Назад к списку

Ключевые слова и ассоциативные карты как диагностический инструмент практикующего психолога

Сегодня хочу поговорить о диагностических инструментах практикующего психолога. Данная статья ориентирована как на практикующих специалистов, так и на потенциальных клиентов. Первые смогут узнать что-то новое для своей работы, вторым же может быть интересно взглянуть на процесс терапии с другой стороны, лучше понять принцип работы специалиста и просто расширить свой кругозор.


Итак, сегодня мы говорим о диагностике и ее первичных инструментах. Ни для кого не секрет, что рабочий инструмент психолога – слово, и именно через речь психолог воспринимает своего клиента и через нее же оказывает воздействие. Возникает вопрос, как в потоке информации от клиента определить, что для него является значимым, важным. В практике очень часто случается так, что изначально клиент заявляет какую-то тему, но в процессе работы выясняется, что настоящая проблема совершенно в другом. А бывает так, что озвученная проблематика – это лишь малое следствие другой, гораздо более сложной задачи. И происходит так вовсе не от злого умысла клиента. Человек не пытается вас ввести в заблуждение, он сам не понимает, что с ним происходит и почему. В силу своего уровня осознанности он строит логические связи и приходит к определенным выводам, фокусируясь на полученном аспекте проблемы. Ключевое здесь – осознанность. Учение Фрейда о сознательном и бессознательном на данный момент является довольно популярным, поэтому каждый, кто хоть как-то интересуется психологией, слышал об этом. Таким образом, загвоздка остается в бессознательном, и просто так описать ее невозможно. 

Возникает вопрос, как определить истинную проблему. Здесь на помощь приходит концепция ключевых слов. Если коротко, бессознательное особым образом окрашивает нашу речь, когда мы говорим об эмоционально-значимых для нас событиях. Запрос клиента как раз подходит под это описание. Форм такого выделения может быть огромное множество, ярким примером является использование несвойственных человеку архаизмов (напр. «маменька», «перст»), сленговых конструкций. Ключевые слова часто выделяются интонационно, мимикой, жестами, иногда даже позами. Ключевым словом может быть и более длинная конструкция, от фразы до целого высказывания. Особое внимание должна вызвать у специалиста ситуация, когда эмоции клиента не соответствуют рассказываемому (напр. клиент рассказывает о смерти своего питомца, как ему было плохо, а на лице сияет улыбка во все 32). Учитывая многообразие индивидуальностей, невозможно описать все возможные формы ключевых слов, усредняя, любое отклонение от привычной модели речи можно рассматривать как искомый феномен. Но не всегда это будет так, и такое отклонение будет указывать на какую-то глубинную проблему. Каждое наблюдение ключевого слова - это повод углубиться в тот контекст, в котором оно было употреблено. По своей практике, примерно в трети случаев вы попадете в точку и нащупаете болезненное место, с которым будете в дальнейшем работать. Как по мне, весьма неплохой показатель для довольно простого инструмента. 

Но что делать, если клиент тараторит свою историю, как заученную, не проявляя при этом никаких эмоций, на все дополнительные вопросы отвечает односложно. Такое иногда случается, и тут на помощь придут ассоциативные карты. Принцип их работы прост до безобразия. Когда человек рассказывает о своей проблеме, у него могут работать защитные механизмы психики, призванные никого, в том числе и самого клиента, не подпустить к проблеме, как бы изолировать ее. Такие неосознаваемые защиты могут быть очень сильными. Карты помогают в какой-то мере обмануть эти механизмы. Ведь человек не рассказывает о своей затруднительной ситуации, он просто описывает некую абстрактную картинку, пускай и в контексте терапии. Вот тут-то из клиента и могут посыпать ключевые слова, которые нужно уловить и раскрутить, чтобы добраться до корня искомого затруднения. В идеале правильно пойманное ключевое слово при продолжении диалога приведет к другому и так по цепочке. Карты имеют очень широкий спектр применения. Их прелесть в том, что клиенту можно дать для описания любую смысловую единицу, от него самого или любой стороны конфликта до абстрактных мест или событий. Такие ситуации могут быть сюжетными, вариациями выбора, внутри/вне контекстными событиями. Ассоциативные карты – это полотно, на которое выплескивается бессознательное клиента, специалисту остается разобрать все многообразие красок на составляющие и выделить главное.


Специализированную квалифицированную помощь Вам окажут в Психиатрической больнице №1 г. Макеевки, по адресу: г. Макеевка, ул.Трояновского, д.88А
Психологическую помощь Вы можете получить, позвонив на телефон «Доверия»: +38071 309 42 03
Информацию об учреждении Вы можете найти на сайте больницы.
Группа «Вконтакте»
Страница в Facebook

Безвыходных ситуаций не бывает! 

Практический психолог 
Психиатрического женского отделения №5 
Психиатрической больницы №1 г. Макеевки 
Бабич Е.В.