История медицины. Мероприятия по организации медицинской помощи населению России в XVIII веке История медицины 18 19 века кратко

- 62.80 Кб

Особенно важно для истории медицины написанное М. В. Ломоносовым в 1761 г. обращение к крупному государственному деятелю этого времени И. И. Шувалову письмо «О размножении и сохранении российского народа», в котором он обратил внимание на ряд вопросов, связанных с состоянием медицины в России в его время ". В этом письме М. В. Ломоносов показал патриотизм и глубокое понимание вопросов охраны народного здоровья и народонаселения. Он отметил низкую рождаемость РОССИИ, плохую помощь при родах, высокую смертность детей при родах и в раннем детском возрасте, высокую заболеваемость и смертность детей и взрослых, недостаток медицинской помощи, как гражданскому населению России, так и в армии. Ломоносов не только указал на недостатки, но и поставил задачи улучшения медицинской помощи населению, увеличения числа врачей, лечебных учреждений, аптек, составления и издания, доступных для широких кругов книг об оказании помощи при родах, о лечении детей. Он призывал улучшить уход за детьми, бороться с антигигиеническими обычаями в быту, в частности связанными с церковными обрядами, рассмотрел мероприятие по борьбе с детской смертностью.

Призывы М. В. Ломоносова во многом остались неосуществленными, но в ряде пунктов, например в отношении улучшения родовспоможения, и подготовки повивальных бабок, передовые врачи второй половины XVIII века (Н. М. Максимович-Амбодик, Д. С. Самойлович, А. М. Шумлянский) в своей врачебной практической и санитарно-просветительной деятельности следовали заветам Ломоносова. М. В. Ломоносов боролся против иноземных ученых, тормозивших развитие русской науки. Разоблачая антирусские тенденции в исторических и этнографических трудах Г. Миллера, он писал, что этот автор «больше всего высматривает пятна на одежде российского тела, проходя многие истинные ее украшения».

Ведущая роль русских ученых XVIII века в разработке эволюционного учения. Вольф Каспар Фридрих (1734-1794) учился медицине в Берлине и Галле. В 1759 г. он опубликовал диссертацию «Теория зарождения», в 1764 г. под тем же названием более подробный труд (Theorie von der Generation)2. В Германии работа Вольфа не была признана, встретила резкую оппозицию со стороны Альбрехта Галлера. Вольф не был избран на кафедру физиологии. В 1764 г. Вольф принял приглашение Петербуржской академии наук, переселился в Россию и 30 лет до конца своей жизни работал в России.

В то время была популярна теория преформизма, согласно которой считалось, что в яйце или в сперматозоиде существует (заранее образован, переформирован) в миниатюрном и свернутом виде сформированный организм и что развитие зародыша есть только развертывание того, что существует. Вольф подверг критике эту метафизическую теорию преформизма и развил прогрессивную для того времени теорию эпигенеза. К этой теории Вольф пришел на основании собственных экспериментальных данных по изучению начальной стадии развития растений и животных. В своей работе «Теория зарождения» Вольф проследил, как и когда в растениях возникают листья, цветок и его части, как и когда образуются плоды и семена. Зарождение отдельных органов животного организма Вольф изучил на курином зародыше. В противовес метафизическим представлениям преформистов Вольф установил, что никаких «преформированных», т. е. предуготованных органов ни у растений, ни у животных нет. Исследования куриного зародыша показали, что, например, сердце зародыша возникает только после того, как сложились другие, более простые его части. Вольф установил, что рождение и развитие каждого живого существа представляет собой нечисто количественное увеличение, не простой рост, а последовательный процесс появления все новых и новых органов, которые в дальнейшем усложняются. Тем самым Вольф первым поставил на научную почву изучение индивидуального развития организма (онтогенез).

Роль Вольфа в развитии биологической науки в исторической подготовке эволюционной идеи высоко оцепил Энгельс. «Характерно, - писал он в «Диалектике природы», - что почти одновременно с нападением Канта на учение о вечности солнечной системы К. CD. Вольф произвел в 1759 г. первое нападение на теорию постоянства видов, провозгласив учение об эволюции. Но то, что у него было только гениальным предвосхищением, приняло определенную форму у Окена, Ламарка, Бэра и было победоносно проведено в науке ровно сто лет спустя, в 1859 г. Дарвином».

В XVIII веке в России происходила борьба передовых отечественных врачей за самостоятельное развитие русской медицинской науки и подготовку русских врачей. Эта борьба протекала в различных формах на различных этапах развития медицины в XVIII и XIX веках. Как в начале XVIII века при создании госпитальных школ и наборе слушателей для них при Бидлоо, так и в конце XVIII века при создании в Петербурге высшего медицинского учебного заведения, так называемого Калинкинского института, русской молодежи приходилось бороться за право учиться медицине.

К середине XVIII века из врачей, окончивших госпитальные школы и медицинские факультеты иностранных университетов, наиболее талантливые (М. Шеин, С. Зыбелин и др.) боролись за право быть преподавателями в медицинских школах России. Целое столетие (с середины XVIII века почти до середины XIX века) тянулась борьба за право пользоваться в медицине русским языком. Многочисленны примеры борьбы за возможность отечественным врачам занимать руководящие места в больницах и учебных заведениях, в научных и административных учреждениях.

В 1764 г. Медицинская коллегия признала равноправие русского и немецкого языков в преподавании в госпитальных школах: «Отныне на будущее время преподавание в госпитальных школах будет публичное, на русском и немецком языке». И только в 1795 г. в «Предварительном постановлении о должностях учащих, учащихся» было указано: «...Профессор должен знать совершенно русский язык для точного и вразумительного выражения своих на оном мыслей при преподавании учения; в случае же необходимости, когда такового отыскать будет невозможно, допускается знающий основательно латинский язык, на котором обязан будет преподавать через 3 года (в продолжение 3 лет), в продолжение которых должен изучить русский язык». Вследствие этой уступки многие профессора не изучали русский.

В первой половине XIX века. Например, Московский университет в первой четверти XIX века для нужд студентов издавал переводы медицинских учебников с немецкого языка на латинский.

В 1764 г. Медицинская коллегия получила право присваивать врачам степень доктора медицины, но в XVIII веке присвоили ее только 16 врачам, получившим образование в госпитальных школах. Кроме того, Медицинская коллегия присвоила звание профессора 8 ученым, прошедшим подготовку в адъюнктуре, а также И. Бушу и Я. Саполовичу звание профессора без защиты диссертации и прохождения адъюнктуры. Медицинский факультет Московского университета получил право присваивать степень доктора медицины только в 90-х годах XVIII века. Наконец, в 1859-1860 гг. было разрешено защищать диссертации на русском языке.

Ярким примером борьбы были события, связанные с открытием в Петербурге в 80-х годах XVIII века Калинкинского института для подготовки врачей, просуществовавшего недолго и в последние годы XVIII века влившегося в создаваемую тогда Петербургскую медико-хирургическую академию. В 1783 г. у врачей-иностранцев, стоявших во главе медицинского дела в России, возникла мысль об учреждении в Петербурге (на базе больницы у Калинкина моста) высшего медицинского учебного заведения, особой школы для подготовки медицинских администраторов и преподавателей. В проекте устава этого заведения откровенно писалось: «При распределении мест службы лучшие места должны предоставляться воспитанникам этого училища». Поставив такие задачи новому высшему медицинскому учебному заведению, организаторы его с согласия правящих кругов России решили сделать Калинкинский институт доступным исключительно для немцев. В проекте устава предполагалось запретить русским поступать в число студентов этой новой школы. Узнав об этом проекте, М. М. Тереховский резко высказался против попытки создать в Петербурге высшую медицинскую школу исключительно для немцев и предложил сделать Калинкинский институт чисто русским учреждением.

Подавляющее большинство русских ученых и врачей XVIII века были выходцами из трудовых слоев народа, знакомыми с его положением и нуждами. Они смотрели на науку, как на средство просвещения народных масс, развития производительных сил и поднятия благосостояния народа. Работавшие в России иностранцы, ученые и врачи, в основном бывшие сторонники реакционных теорий, смыкались с деятелями бюрократической верхушки и сами часто были из среды этой верхушки, поддерживали представителей дворянско-помещичьего класса и отражали интересы этого класса. Начиная с последнего десятилетия XVII века, при Петре I и в последующем, XVIII веке, особенно во второй его половине, царское правительство приглашало из других стран большое количество врачей-иностранцев и предоставляло им по сравнению с отечественными врачами служебные и материальные преимущества и привилегии. В Медицинской коллегии и других государственных учреждениях, армии, госпиталях и больницах, госпитальных школах, Московском университете было много врачей-иностранцев, не знавших и не понимавших нужд русского народа.

Врачи-иностранцы, боясь конкуренции, различными путями противодействовали развитию русской медицинской науки и созданию кадров русских врачей, преподавателей и ученых. Многочисленные примеры подобного отношения к талантливым русским врачам встречаются в биографиях К. И. Щепина, С. Г. Зыбелина, Д. С. Самойловича, А. М. Шумлянского и многих других врачей XVIII века.

Конечно, среди иностранцев, работавших в России, были люди честно служившие русскому народу, понимавшие свои задачи, сделавшие Россию постоянным местом своей деятельности и оставшиеся здесь до конца своих дней (отец и сыновья Блюментросты, Н. Бидлоо, К. Вольф, П. Паллас и др.).

Научная деятельность русских врачей в XVIII веке. XVIII век был важным этапом в развитии медицины в России. Это был период становления и роста русской медицинской науки, когда в России появилась и быстро развивалась научная медицина. Среди врачей, способствовавших развитию медицинской науки, крупную роль в XVIII веке сыграли воспитанники русских госпитальных школ.

Отечественные врачи не только были хорошими практическими врачами, обслуживающими гражданское население и армию, но и многие из них стали преподавателями. Во второй же половине XVIII века многие отечественные врачи своими трудами способствовали развитию медицинской науки.

Научные исследования русских врачей XVIII века не исчерпывались докторскими диссертациями. Врачи довольно интенсивно вели исследовательскую работу, их многочисленные рукописи поступали в Медицинскую канцелярию. В 1764 г. Медицинской коллегией при П. 3. Кондоиди был издан специальный указ, предлагавший всем врачам присылать научные труды для издания их в «Российских медицинских комментариях». После этого поступление трудов увеличилось, но Медицинская коллегия и ее руководители врачи-иностранцы, недобросовестно относясь к своим обязанностям, не просматривали представленных научных трудов. К 1793 г. в архиве Медицинской коллегии находилось 463 рукописных сочинения русских врачей.

После пополнения Медицинской коллегии передовыми русскими врачами отношение изменилось. В 1793-1795 гг. все сочинения были рассмотрены на конференции коллегии, распределены по качеству на 4 категории и 103 сочинения" были признаны достойными издания, но только в 1805 г. был издан сборник, содержащий 50 работ. В архиве Медицинской коллегии до нашего времени сохранилось более тысячи рукописей, посвященных проблемам инфекционных болезней и эпидемиологии, хирургии, внутренним болезням, гигиене, ботанике, фармакологии и химии. Авторы этих рукописей, например, исследовали сибирскую язву, проказу, изучали токсикологию спорыньи, устанавливали пищевые факторы, влияющие на возникновение цинги. Среди этих рукописей имеется ряд ценных сочинений, отражающих следующие черты: стремление решить важнейшие вопросы практической медицины (инфекционные болезни, гигиена, отечественное лекарственное сырье) и применение опытного исследования природы. В этих работах получили отражение материалистические воззрения М. В. Ломоносова, его учение о необходимости не только лечить, но и предупреждать болезни, признание значения опыта.

Для медицинской литературы России XVIII века характерно большое количество переводных сочинений. В 1757 г. М. И. Шеин напечатал первый перевод широко распространенного учебника Гайстера по анатомии, в 1761 г.- перевод учебника по хирургии Платнера. Работу М. И. Шеина по переводу медицинских учебников и книг на русский язык продолжали Н. М. Максимович-Амбодик, М. М. Тереховский, Ф. И. Барсук-Моисеев и др. Для переводов выбирались широко распространенные, лучшие по тому времени учебники. В последние десятилетия XVIII века в России были опубликованы на русском языке большие оригинальные труды и учебные пособия. В 1792-1794 гг. издавался первый медицинский журнал на русском языке «С.- Петербургские врачебные ведомости».

В развитии русской медицины в XVIII веке, в деятельности ряда передовых ее представителей, шедших в идейном отношении за М. В. Ломоносовым, формировались материалистические принципы в борьбе с влиянием идеалистической реакции XVIII века (Лейбниц, Кант).

Материалистическая направленность передовых врачей много способствовала прогрессивному характеру их медицинской деятельности.

Для передовых русских врачей XVIII века характерно стремление ввести медицину в круг естественных наук, связать ее с достижениями естествознания. Знакомство С. Г. Зыбелина, К. И. Щепина, А. М. Шум-лянского, Д. С. Самойловича с физикой, химией, ботаникой позволяло им г>рать из современного им естествознания все передовое. Ф. Г, Политковский писал: «...На все системы советую смотреть беспристрастными глазами, коими должны руководствовать разум и опыт». Н. М. Максимович-Амбодик указывал: «Умозрение с опытом - действием сопряжено непрерывным союзом, так что одно без другого есть весьма слабо и бесполезно, а иногда и пагубно быть может... Я как чужим, так и моим умствованиям не много верю, а по большей части следую наблюдениям и опытам в натуре».

Врачи-исследователи прислушивались к этим советам и широко применяли опытный метод.

Внимание к вопросам гигиены и здоровья населения отличало передовых деятелей отечественной медицины XVIII века. Сочинения, публичные лекции и речи С. Г. Зыбелина, Н. М. Максимович-Амбодика, Д. С. Самойловича и др. посвящались гигиеническим темам. В этих высказываниях, предназначенных не только для врачей, но и для широкой аудитории, ставились вопросы воспитания и охраны здоровья детей, гигиены сельского населения и т.. п.

Одновременно нельзя забывать о значении связей с мировой наукой. Поездки русской молодежи для учебы за границу, начатые в начале века, все больше и больше участились. Для изучения медицины и защиты диссертаций молодые врачи выезжали в Галле, Гейдельберг, Страсбург, Лейден. Встречи с иностранными учеными, знакомство с их методами исследования обогащали наших медиков. Признавая все существенное и практически важное, отечественные врачи весьма часто критически оценивали философские взгляды зарубежных авторитетов. Это объяснялось тем, что большинство русских врачей второй половины XVIII столетия были материалистами, последователями Ломоносова. Философские положения этого гениального человека были надежной основой для теоретической медицины.

Описание работы

Передовые мыслители России XVII и особенно XVIII века стремились обосновать необходимость распространения просвещения и свободного развития научных знаний, освободить науку от опеки церкви, привлечь внимание к изучению естествознания в целях использования приходных ресурсов для прогрессивного экономического развития России. В связи с этим лучшие представители философии и естествознания, обращались к опыту, к наблюдениям над явлениями природы, стремились к практическому применению научных знаний.

Медицина 18 века

Для медицины 18 в. стал по преимуществу временем обобщения и усвоения предшествующего знания, а не великих открытий. Он отмечен усовершенствованием медицинского образования. Были основаны новые медицинские школы: в Вене, Эдинбурге, Глазго. Прославленные врачи 18 в. знамениты как педагоги или как авторы трудов по систематизации уже существующего медицинского знания. Замечательными учителями в области клинической медицины были упомянутый ранее Г.Бургаве из Лейдена и У.Куллен из Глазго (1710-1790). Многие их ученики заняли почетное место в истории медицины.

Самый известный из учеников Бургаве, швейцарец А.фон Галлер (1708-1777) показал, что раздражимость мышц не зависит от стимуляции нервов, а является свойством, присущим самой мышечной ткани, тогда как чувствительность - специфическое свойство нервов. Галлер также развивал миогенную теорию сердцебиений.


Падуя уже не являлась значительным центром медицинского знания, однако она воспитала еще одного великого анатома - Джованни Баттисту Морганьи (1682-1771), отца патологической анатомии. Его знаменитая книга О местонахождении и причинах болезней, выявленных анатомом (De sedibus et causis morborum per anatomen indagatis, 1761) - шедевр наблюдения и анализа. Основанная более чем на 700 примерах, она объединяет анатомию, патологическую анатомию и клиническую медицину благодаря тщательному сопоставленнию клинических симптомов с данными вскрытия. Кроме того, Морганьи ввел в теорию заболеваний концепцию патологического изменения органов и тканей.

Другой итальянец, Ладзаро Спалланцани (1729-1799), продемонстрировал способность желудочного сока переваривать пищу, а также экспериментально опроверг господствовавшую тогда теорию самозарождения.

В клинической медицине этого периода заметен прогресс в такой важной отрасли, как акушерство. Хотя щипцы для родовспоможения были изобретены в 16 в. Питером Чемберленом (1560-1631), более века они оставались тайной семьи Чемберленов и использовались только ими. Несколько типов щипцов было изобретено в 18 в., и они стали широко применяться; росло также число мужчин-акушеров. У.Смелли (1697-1763), выдающийся английский акушер, написал Трактат о родовспоможении (Treatise on Midwifery, 1752), в котором точно описан процесс родов и указаны рациональные процедуры их облегчения.

Несмотря на отсутствие анестезии и антисептики, хирургия 18 в. продвинулась далеко вперед. В Англии У.Чизлден (1688-1752), автор Остеографии (Osteographia), производил иридотомию - рассечение радужной оболочки глаза. Он был также опытным специалистом по камнесечению (литотомии). Во Франции Ж.Пти (1674-1750) изобрел винтовой жгут, первым стал проводить успешные операции на сосцевидном отростке височной кости. П.Дезо (1744-1795) усовершенствовал лечение переломов. Оперативное лечение подколенной аневризмы, разработанное самым замечательным хирургом той эпохи Джоном Хантером (1728-1793), стало классикой хирургии. Будучи также талантливым и усердным биологом, Хантер проводил разнообразные исследования в области физиологии и сравнительной анатомии. Он был настоящим апостолом экспериментального метода.

Сам этот метод, однако, еще не настолько утвердился, чтобы поставить заслон произвольному теоретизированию. Любой теории, поскольку ей не хватало подлинно научного обоснования, противопоставлялась другая, столь же произвольная и абстрактная. Таков был и спор между материалистами и виталистами в начале 18 в. Проблема лечения тоже решалась сугубо теоретически. С одной стороны, Дж.Браун (1735-1788) полагал, что болезнь по своей сути - результат недостаточной стимуляции, и больной организм необходимо стимулировать «предельными» дозами лекарств. Оппонентом «брауновской системы» был С.Ганеман (1755-1843), основатель гомеопатии - системы, имеющей приверженцев и сегодня. Гомеопатия базируется на принципе «подобное лечится подобным», т. е. если лекарство вызывает какие-то симптомы у здорового человека, то очень малые его дозы лечат заболевание с подобными же симптомами. Кроме теоретических построений, Ганеман внес значительный вклад в фармакологию, изучив действие многих лекарственных средств. Более того, его требование применять лекарство в малых дозах, с большими интервалами и только по одному лекарству за один прием, позволяло восстановить собственные силы организма, в то время как другие врачи изнуряли пациентов частыми кровопусканиями, клизмами, слабительными и чрезмерными дозами лекарств.

Фармакология, обогатившаяся уже хиной (корой хинного дерева) и опием, получила дальнейший толчок к развитию с открытием лечебных свойств наперстянки (дигиталиса) У.Уитерингом (1741-1799). Диагностике способствовало широкое применение специальных одноминутных часов для подсчета пульса. Медицинский термометр был изобретен Санторио, но редко использовался, пока Дж.Карри (1756-1805) не внедрил его в практику. Чрезвычайно важный вклад в диагностику сделал австриец Л.Ауэнбруггер (1722-1809), написавший книгу о перкуссии (выстукивании). Открытие этого метода не было своевременно замечено и стало широко известным только благодаря личному врачу Наполеона Ж.Корвизару.

18 век обычно считается веком просвещения, рационализма и расцвета науки. Но это и золотой век знахарства, шарлатанства и суеверий, изобилия секретных чудодейственных снадобий, пилюль и порошков. Франц А.Месмер (1734-1815) демонстрировал свой «животный магнетизм» (предвестник гипнотизма), вызвав чрезвычайное увлечение им в светском обществе. Френология считалась тогда серьезной наукой. Беспринципные шарлатаны делали состояния на т.н. «храмах исцеления», «небесных ложах», разнообразных чудодейственных «электрических» приспособлениях.

Несмотря на свои заблуждения, 18 век вплотную подошел к одному из самых важных медицинских открытий - вакцинации. В течение столетий оспа была бичом человечества; в отличие от других эпидемических заболеваний она не исчезала и оставалась столь же опасной, как и прежде. Только в 18 в. она унесла более 60 млн. жизней.

Искусственное слабое заражение оспой уже применялось на Востоке, особенно в Китае и Турции. В Китае оно проводилось посредством ингаляции. В Турции небольшое количество жидкости из оспенного пузырька вводили в поверхностный разрез кожи, что обычно вело к заболеванию в легкой форме и последующему иммунитету. Такой тип искусственного заражения был введен в Англии уже в 1717, и подобная практика получила распространение, но результаты не всегда были надежны, иногда заболевание протекало в тяжелой форме. Более того, это не позволяло избавиться от самой болезни.

Радикальное решение проблемы нашел скромный английский сельский врач Эдуард Дженнер (1749-1823). Он установил, что доярки не заражаются натуральной оспой, если уже переболели коровьей оспой - неопасной инфекцией, передаваемой при дойке больных коров. Эта болезнь вызывала лишь легкую сыпь и проходила довольно быстро. 14 мая 1796 Дженнер впервые провел вакцинацию восьмилетнего мальчика, взяв жидкость из оспенного пузырька инфицированной доярки. Шесть недель спустя мальчику была привита оспа, но никаких симптомов этого страшного заболевания не появилось. В 1798 Дженнер опубликовал книгу Исследование причин и действия Variolae Vaccinae (Inquiry into the Cause and Effects of the Variolae Vaccinae). Очень быстро в большинстве цивилизованных стран это страшное бедствие пошло на убыль.

В первой половине XIX в. вызревание капиталистических отношений в России шло на фоне дальнейшего разложения феодально-крепостнической системы. Сформировавшиеся в этих условиях революционная идеология и движение декабристов оказали существенное влияние на развитие российской культуры, науки, образования. К началу XIX в. в России было два высших медицинских учебных заведения: медицинский факультет Московского университета и Петербургская медико-хирургическая академия -- два центра медицинской науки и формирования научных медицинских школ. В Московском университете разрабатывались, главным образом, вопросы общей патологии, терапии и физиологии: Медико-хирургическая академия -занимала ведущее место в развитии отечественной анатомии, топографической анатомии и хирургии.

Вышедший при Николае I новый Университетский устав 1835 г. запретил автономию университетов и подчинил их власти попечителей, назначаемых царским правительством.

Большой вклад в развитие материалистического естествознания внес профессор, патологии и терапии Московского университета, философ-материалист Иустин Евдокимович Дядьковский. Развивая учение о болезни, он исходил из представлений о единстве и целостности организма и окружающей природы, признавал ведущую роль центральной нервной системы и таким образом явился представителем раннего нервизма в российской науке.

Крупнейшим представителем терапии в России первой половины XIX в. был выпускник Московского университета Матвей Яковлевич Мудрое Его система клинического обследования и индивидуального подхода к больным («лечить не болезнь, а больного») принесла ему славу выдающегося терапевта первой четверти XIX в. Обследуя больных, он одним из первых в России применил методы пальпации, перкуссии и аускультации. Во время Отечественной войны 1812 г. вместе с профессорами медицинского факультета Московского университета М. Я. Мудров выехал в Нижний Новгород, где оказывал помощь раненым и больным.

М. Я- Мудров внес также существенный вклад в развитие военной гигиены

Вторая половина XIX в. стала временем расцвета российских медицинских цшол. В области терапии особое место занимали две научные клинические школы: школа С. П. Боткина, положившая начало экспериментальному направлению в отечественной клинической медицине (в Военно-медицинской академии), и школа Г. А. Захарьина, олицетворявшая искусство клинической практики (в Московском университете).

В стенах медицинского факультета Московского университета учились Н. И. Пирогов/А. П. Чехов, С. П. Боткин.

Сергей Петрович Боткин (1832-- 1889) создал крупнейшую в России научную терапевтическую школу и положил начало функциональному клини-ко-экспериментальному направлению в I отечественной медицине (рис. 135).Многообразная научная и практическая деятельность С. П. Боткина обогатила российскую клиническую медицину. Он впервые описал клиническую картину ряда заболеваний; выделил инфекционный гепатит (болезнь Боткина); показал возможность изучения в эксперименте ренальной гипертонии; внес много нового в изучение ревматизма, болезней сердца, сосудов, почек.

Впервые в России С. П. Боткин организовал при руководимой им клинике несколько лабораторий: общеклиническую, химическую, бактериологическую и физиологическую, Велика роль С. П. Боткина в развитии общественной медицины: в организации борьбы с инфекционными заболеваниями и высокой смертностью населения, в строительстве больниц, становлении школьной гигиены и т. п.

Земская медицина в Российской империи начала развиваться после земской реформы 1864 г., т. е. введения земско-хозяйственного самоуправления в 34 (из 89) губерниях страны. До 1864 г. медицинская помощь сельскому населению России практически не оказывалась. Больницы были только в губернских и уездных городах. Уровень медицинской помощи в них был чрезвычайно низким, а смертность весьма высокой.

Передовые земские врачи вели неустанную борьбу за бесплатное (за счет земства) медико-санитарное обслуживание. Однако полностью это удалось осуществить лишь в некоторой части губерний.

Наряду с земской медициной развивалось и медико-санитарное обслуживание городских центров царской России.

Важной вехой в истории российской медицины явилось становление и развитие женского медицинского образования. Под влиянием революционной ситуации 1859--1861 гг. и отмены крепостного права в России борьба за высшее женское медицинское образование стала составной частью борьбы за социальное равноправие женщин.В начале XX столетия подготовка медицинских кадров в России велась на медицинских факультетах Московского, Киевского, Харьковского, университетов, в Военно-медицинской академии, Психоневрологическом институте в Петербурге, на Высших женских курсах в Москве, Киеве, и Одессе и в женских медицинских институтах в Петербурге и Харькове. Общее число студентов составляло около 8600, ежегодно выпускалось около 1000 врачей (рис, 137). Однако для страны со 160-миллионным населением этого было недостаточно.

На рубеже XIX и XX столетий началось бурное развитие естественных наук. Открытие электрона (1897) и создание квантовой теории вытеснили прежние представления об атоме как простейшей неделимой частице вещества. Новые данные о строении материи и ее свойствах оказали революционизирующее влияние на философию и естествознание, в том числе -- медицину, которая обогащалась новыми методами исследования и лечения. Открытие рентгеновского излучения расширило возможности обследования здорового и больного организмов и положило начало новой медицинской дисциплине -- рентгенологии.. В качестве отдельных отраслей медицины и самостоятельных предметов преподавания выделились новые: невропатология, психиатрия, дерматология с венерологией, .инфекционные болезни и эпидемиология, педиатрия и другие.

История медицины Павел Ефимович Заблудовский

Глава 8 Медицина в России в эпоху феодализма (XVIII в.)

В начале XVIII столетия в интересах господствующих классов Петр I провел ряд крупных преобразований, ускоривших экономическое развитие страны: были учреждены коллегии вместо приказов, созданы регулярная армия и флот. В этот период стал остро ощущаться недостаток во врачебных кадрах, поэтому была произведена реорганизация медицинского дела в стране.

В 1706 г. издан Указ об открытии вольных аптек.

В 1707 г. состоялось торжественное открытие в Москве первого постоянного военного госпиталя и госпитальной школы при нем. Аналогичные учреждения были организованы в Петербурге – сухопутный (1718) и морской (1719) госпитали, в Кронштадте – морской госпиталь (1720) и др. (рис. 15).

В 1719 г. вместо Аптекарского приказа учреждена Медицинская канцелярия, а в 1763 г. это учреждение преобразовано в Медицинскую коллегию с более широкими правами и полномочиями.

В XVIII в. по решению Медицинской коллегии степень доктора медицины присуждена 16, а звание профессора – 8 русским врачам. Всего же за столетие в России и за рубежом степени доктора медицины удостоено 89 русских и 309 иноземных лекарей.

Важнейшей государственной реформой явилось открытие в 1725 г. Академии Наук в Санкт-Петербурге.

В дальнейшем Академия наук оказала огромное воздействие на развитие медицинской науки в России. Согласно регламенту, Академия объявлялась не только научным, но и учебным заведением.

В 1775 г. были образованы Приказы общественного призрения для управления лечебными учреждениями, учреждена должность уездного лекаря. В 1797 г. созданы губернские врачебные управы. Как исключение в Москве и Санкт-Петербурге действовали Медицинские конторы, а управляли ими главные врачи города.

В других крупных городах медицинской службы руководил городовой врач. К концу XVIII столетия на гражданской службе состояло 878 врачей. Заметно оживилась издательская деятельность. В типографии Н. И. Новикова с 1779 по 1792 г. была напечатана 21 медицинская книга. Продолжала печатать медицинские работы и университетская типография.

Рис. 15. Здание Московского военного госпиталя»

В 1803 г. Медицинская коллегия была закрыта, а ее функции переданы в Министерство внутренних дел (Медицинский департамент). При этом же Министерстве был учрежден Медицинский Совет – высшее научное медицинское учреждение. Он должен был давать заключения по научным трудам и медицинским дипломам иностранных университетов, составлять фармакопею и др.

В XVIII столетии подготовка врачебных кадров осуществлялась при госпитальных школах. Основу 5-10-летней подготовки лекарей составляла программа, применявшаяся в Московской госпитальной школе. Основными предметами были: анатомия; «материя медика», хирургия с десмургией и внутренние болезни. Согласно регламенту, вскрытие трупов стало обязательным.

С 1754 г. по новому учебному плану срок обучения врачей составлял 5-7 лет. На первых курсах изучались: анатомия, фармация, рисование, на третьем и четвертом – физиология и патология, на пятом и шестом - физиология, патология, оперативная хирургия и хирургическая практика, на седьмом – медицинская практика по терапии. Слушатели госпитальных школ работали в анатомическом театре, аптекарских огородах, изучали больных непосредственно в госпитальных палатах. В обязанность госпитальных лекарей входило: составлять «скорбные листы» (истории болезни), записывать признаки болезней в дневник, лечить больных и учить этому искусству учеников.

Важные новшества ввел в систему обучения будущих лекарей Павел Захарович Кондоиди. По его инициативе выделены клинические палаты в госпиталях, организована медицинская библиотека, введено обязательное вскрытие трупов, установлен более строгий экзамен на звание лекаря. Такая система подготовки врачей в России просуществовала более 50 лет.

В 1786 г. госпитальные школы были реорганизованы в медико-хирургические училища, а в 1798 г. – в Медико-хирургическую академию (в Санкт-Петербурге). В Москве Медико-хирургическое училище стало отделением Медико-хирургической академии.

По инициативе гениального русского ученого М. В. Ломоносова 7 мая 1755 г. в Москве открыт первый университет в составе трех факультетов: философского, юридического и медицинского.

Медицинский факультет начал практическую деятельность лишь в 1764/65 учебном году. По штатам того времени на факультете полагалось иметь 3 профессоров: химии, натуральной истории и анатомии. В первый год работы университета медицину изучало лишь 16 студентов. Все занятия проводились в здании бывшей аптеки близ Красной площади. В связи с расширением университета и аварийным состоянием старого здания (1775) решено было строить новое. По проекту зодчего М. Ф. Казакова строительство нового здания университета (ул. Моховая) было начато в 1783 г. и завершено в 1793 г.

Во второй половине XVIII в. преподавание на медицинском факультете вели известные ученые: Семен Герасимович Зыбелин (с 1765 г.), Иван Андреевич Сибирский (с 1770), Игнатий Иосифович Вечь (1776), Михаил Иванович Скиадан (1776), Франц Францевич Керестури (1777) и др. Студенты делились на «казеннокоштных» и «своекоштных». При посвящении в студенты (после первого курса) полагалось носить особую форму – «зеленый мундир с белыми металлическими пуговицами, треугольную шляпу и шпагу».

В 1791 г. Московскому университету разрешено было присуждать после публичной защиты диссертации ученую степень – «градус» доктора. После защиты диссертации «О дыхании» в 1794 г. питомцу медицинского факультета Ф. И. Барсук-Моисееву впервые была присвоена ученая степень доктора медицины.

В начале XIX столетия в России расширилось университетское образование. Открылись университеты в Казани, Дерпте, Вильно, Харькове. При каждом университете были созданы медицинские факультеты, которые сыграли важную роль в подготовке врачебных кадров.

М. В. Ломоносов (1711-1765).

Необходимо определить роль М. В. Ломоносова в развитии медицины. М. В. Ломоносов проявлял огромный интерес к проблемам сохранения здоровья своего народа, к медицине. Медицину он считал наукой, «полезнейшей роду человеческому, которая через познание свойств тела… достигает причины». Любопытно его письмо к графу Шувалову «О размножении и сохранении российского народа» (1761). Вот главные мысли, заключенные в этом письме: открыть лечебные «учреждения коих еще мало» и лечить больных по правилам медицинской науки; «требуется по всем городам (большое) число докторов, лекарей, аптек… чего нет и сотой доли»; Российским университетам дать право «производить достойных в доктора»; «сочинить медицинскую книгу» на русском языке для народа. Здесь же М. В. Ломоносов выражал озабоченность по поводу высокой смертности и заболеваемости в России.

Выступая в 1751 г. с актовой речью «О пользе химии», он говорил: «Как можем рассуждать о теле человеческом, не зная ни сложения костей и составов для его укрепления, ни союза, ни положения мышцей для движения, ни распростертия нервов для чувствования, ни расположения внутренностей для приготовления питательных соков, ни протяжения жил для обращения крови, ни прочих органов его чудного строения» . Перед медиками совершенно определенно ставится задача переходить к изучению строения человека, к опытным знаниям. Эта идея М. В. Ломоносова получила дальнейшее развитие в трудах его учеников. М. В. Ломоносова интересовали некоторые вопросы физиологии: пути передачи нервного возбуждения, система кровообращения, функции органов чувств. М. В. Ломоносов наблюдал влияние запаха на обоняние и его совмещения со вкусом. В ряде работ М. В. Ломоносова есть высказывания о причинах болезней человека, которые, по его мнению, гнездятся во внешней среде, в некачественной пище, колебаниях климата.

М. В. Ломоносов вооружил своих современников и последователей в естествознании и медицине методом познания природы. В этом главная заслуга ученого. Он считал, что полученные опытным путем знания так же важны, как теоретические. Теоретические познания, по его мнению, рождаются из «многократных опытов». Именно эти идеи стремились претворить в жизнь его ученики и последователи в медицине не только в XVIII столетии, но и в дальнейшем.

В середине XVIII в. в России зародилась научная медицина. У ее истоков стояли ученики и последователи М. В. Ломоносова, крупнейшие ученые-медики той эпохи С. Г. Зыбелин, Д. С. Самойлович, А. П. Протасов, Н. М. Максимович-Амбодик, А. М. Шумлянский и др.

Для отечественной медицины того же периода характерны самобытность научных исследований, материалистическая направленность, патриотизм, борьба с иностранным засильем. Главными проблемами, которые решали ученые и врачи, были: охрана здоровья народа, изучение сущности болезни, единства и целостности организма, борьба с заразными болезнями.

С. Г. Зыбелин неоднократно выступал с актовыми речами, в которых давал четкие и ясные гигиенические советы, излагал правила здоровой жизни, пропагандировал идею закаливания организма. Особый интерес представляет его актовая речь «О правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащем к размножению в обществе народа».

Другой ученик М. В. Ломоносова, П. М. Максимович-Амбодик впервые на русском языке написал большой труд «Искусство повивания, или наука о бабичем деле» (1784), который стал настольной книгой акушеров в России. Он считал, что детей надо закаливать, чаще выносить на свежий воздух, и отдавал предпочтение грудному вскармливанию.

Большой популярностью в народе пользовался «Домашний лечебник» X. Пекена, переведенный на русский язык А. П. Протасовым.

Для решения некоторых вопросов сохранения здоровья народа К. И. Щепин написал докторскую диссертацию «О растительной кислоте» (1758). Вдали от Родины, в стенах Лейденского университета русский юноша работал в лабораториях. Он искал ответ на вопрос, почему крепостной крестьянин, изнуренный подневольным трудом, питающийся хлебом, щами и квасом, здоров и почти, не болеет. Исследуя названные продукты, К. И. Щепин установил, что они содержат органические кислоты, которые так нужны для здоровья человека.

В феодально-крепостнической России народ не знал причин болезней, не умел применять мер профилактики. Вот почему некоторые ученые издавали брошюры исключительно для народа. Это работа Д. С. Самойловича «Нынешний способ лечения с наставлением, как можно простому народу лечиться от угрызений бешеной собаки и от язвления змеи…» (1780), С С. Андриевского «Краткое описание сибирской язвы, содержащее предохранительные и врачевательные средства, в пользу простого народа» (1796) и др. С. Г. Зыбелин считал, что придет время, когда «многие болезни… исчезнут и наступят на их место природные россиянам свойства, крепость, сила, храбрость и мужество…»

Проблема сущности болезни на протяжении столетий претерпела известную эволюцию. В XVIII в. ученые России встали на путь материалистического понимания учения о болезни. С. Г. Зыбелин, а затем М. Я. Мудров видели проявление болезни в анатомических изменениях тканей органов. И. Е. Дядьковский, Г. И. Сокольский считали, что одно внешнее проявление болезни (симптом) не дает полного представления о ней. Возникло предположение о функциональных изменениях в организме.

Н. М. Максимович-Амбодик (1744-1812).

Во второй половине XVIII в. С. Г. Зыбелин в своих работах положил начало учению о сущности болезни.

Для понимания истоков болезни, говорил С. Г. Зыбелин, необходимо изучить внешние влияния на человеческий организм. Человек должен знать, что полезно ему и что вредно. Ученый считал, что лучше бороться с болезнями не лекарствами, а полезным трудом и правильным образом жизни.

Во второй половине XVIII в. Д. С. Самойлович завершил разработку учения о чуме. Он стремился распознать сущность этой болезни, вскрывая трупы умерших, искал причину болезни, дал классическое описание клинической картины и указал, что эта болезнь передается только через «прикосновение».

Врачи Колывано-Вознесенских заводов (Сибирь) Н. Ножевщиков и А. Эшке дали краткое описание клинической картины при заболевании сибирской язвой (1768). Оригинальное исследование этой болезни осуществил С. С. Андриевский (1789). Для того чтобы доказать тождественность заболевания сибирской язвой у людей и животных, он провел опыт на себе. Итогом его успешной работы была популярная брошюра «Краткое описание сибирской язвы, содержащее предохранительные и врачевательные средства, в пользу простого народа…» (1796).

М. В. Ломоносов, создавая учение об атомистическом строении материи, положил начало материалистическому учению о единстве и целостности организма. Его ученик С. Г. Зыбелин и по этой проблеме сказал новое слово. В работе «Слово о причине внутреннего союза частей тела между собой и происходящей из того крепости в теле человеческом» (1768) он критикует идеалистическую «клеевую теорию Галлера и поддерживает идею взаимного притяжения частиц». В другой работе С. Г. Зыбелина «Слово о сложениях тела человеческого и о способах как оные предохраняются от болезней» нашла дальнейшее развитие проблема единства организма. Сделанное им разделение всех людей на 4 типа телосложения и темперамента подтверждает его материалистическую убежденность и приверженность к идее единства организма. С позиций единства процесса развития организма следует рассматривать и знаменитую «Теорию зарождения» (1759) академика Каспара Вольфа. Весьма оригинальным является высказывание Н. М. Максимовича-Амбодика о принципе единства и в других областях. Он считал, что «умозрение с опытом – действием сопряжено непрерывным союзом…» А. Н. Радищев в работе «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792) отстаивал принцип единства организма (монизм) и критиковал сторонников дуализма.

Проблема борьбы с заразными болезнями была одной из главнейших в России на протяжении XVIII в. За столетие отмечено 9 эпидемий чумы. Велась борьба с натуральной оспой, сибирской язвой и другими заразными болезнями.

К общегосударственным мероприятиям, направленным на предупреждение и ликвидацию эпидемий, можно отнести: 1) организацию карантинов и «карантинных застав» в местах появления эпидемии (1755); 2) утверждение сенатом «Карантинного устава» (1800); 3) открытие «оспенных домов» в Москве (1768) и Петербурге (1772) и выделение должности «оспенного доктора»; 4) учреждение должности «пограничного доктора» (1743); 5) открытие «маленьких лазаретов» на судах; 6) организацию дезинфекции вещей (1771); 7) введение вакцинации по Дженнеру (1801); 8) утверждение Медицинской коллегией «Наставления о прививании предохранительной оспы» (1803) и др.

Оранизатором борьбы с чумой был Д. С. Самойлович. При возникновении эпидемии учреждались карантины, производились окуривание помещений, дезинфекция вещей, захоронение трупов вне черты города. Кроме того, в период эпидемии чумы рекомендовалось производить обмывание тела холодной водой или уксусом, принимать жидкий деготь как больным, так и здоровым (1727). В Астрахани во время чумы (1728) губернатор приказал жителям города выехать в степь и расположиться в палатках.

Во время эпидемии чумы на Украине (1738) «вокруг городов и сел выставлялась стража и устраивались виселицы для тех, кто бежал из зараженной местности».

Выдающийся ученый-эпидемиолог Д. С. Самойлович, участник ликвидации 9 эпидемий чумы в 1784 г., писал, что чума – «болезнь прилипчивая, но удобно обуздываемая и пресекаемая. От соприкосновения нельзя заразиться, если сразу же вымыть руки уксусом или квасом, или водой с солью, или чистой водой». Он предложил делать прививки против чумы медицинскому персоналу, для чего на несколько дней класть на предплечье марлю, пропитанную гноем из зрелого бубона.

Д. С. Самойлович (1746-1805).

Д. С. Самойлович впервые высказал убеждение, что хотя чума и опасная болезнь, но от нее можно выздороветь. Тем самым он внушил миллионам людей надежду на спасение во время эпидемий.

Первое описание признаков сибирской язвы в России принадлежит лекарям А. Эшке и Н. Ножевщикову. Клиническую картину данного заболевания у людей и животных детально описал С. С. Андриевский. Он предложил различные средства лечения этого заболевания. Прежде всего он рекомендовал кислое ржаное тесто, смешанное с мелом, накладывать на опухоль Зраза в сутки до тех пор, пока она не размягчится, а затем протирать это место холодной водой со льдом и уксусом. Из других симптоматических средств лечения предлагались припарки из льняного семени, сложные мази, слабительное. С. С. Андриевский предложил и другие меры: воздерживаться от продажи скота и употребления мяса и молочных продуктов во время эпидемии, отделять здоровых животных от больных, павших животных глубоко зарывать в землю. Как видно из изложенного выше, все меры были явно недостаточны, чтобы избавить людей от столь опасного заболевания.

В XVIII в. цинга была известна как одно из распространенных заболеваний среди солдат. Для предупреждения этой болезни использовался народный эликсир – «настой на вине вершинок еловых и сосновых». В медицинскую коллегию было направлено 8 сочинений на тему о том, как предохранить солдат от цинги.

В период посещения Сибири П. С. Палас посетил рудники Нижнего Тагила. Он заметил, что наемные рабочие из крестьян Чердынского округа страдают цингой в зимнее время от недостатка «свежей пищи».

А. Бахерахт в работе «Практическое рассуждение о цинготной болезни» (1786) описал способы лечения и предупреждения цинги. Его опыт лечения больных «русским настоем» (напиток из молодых побегов сосны), клюквенным соком, капустой, чесноком позволил в короткий срок вылечить 2 / 3 больных, находившихся в госпитале. Он был убежден, что главное предупредительное средство от цинги – правильный образ жизни.

Натуральная оспа – одна из древнейших болезней. Только в XVIII столетии в России заболеваемость оспой составила 400000 человек. Для борьбы с этим заболеванием медики стали применять метод вариоляции.

Первым ученым, кто возглавил борьбу с натуральной оспой, был С. Г. Зыбелин. Им была написана специальная брошюра «Слово о пользе прививной оспы» (1768), где изложены признаки болезни, ее стадии и метод вариоляции. Вскоре в Москве и Санкт-Петербурге были открыты «оспенные дома», где стали производить прививки против оспы. В те же годы Медицинская коллегия командировала врачей в другие города для проведения оспопрививания. Всего с 1756 по 1780 г. в России было сделано 20 090 прививок против оспы.

Большую помощь врачам оказала брошюра А. Бахерахта «Описание и наставление о прививании оспы» (1769).

В конце XVIII столетия в России стал известен метод вакцинации, разработанный Э. Дженером. Вскоре этот профилактический метод стал применяться в нашей стране. По методу Дженера стал делать прививки детям Е. О. Мухин. В 1803 г. издано «Наставление о прививании предохранительной оспы», которое было крайне необходимо для врачей.

Из книги Хирургия грыж брюшной стенки автора Николай Валерианович Воскресенский

Глава XVIII Грыжи мочевого пузыря К грыжевым мешкам паховых и бедренных грыж мочевой пузырь может прилежать или же выпячиваться в полость грыжевого мешка, составляя как бы содержимое его. По данным В. Р. Брайцева, грыжи мочевого пузыря встречаются в 0,5-6,3%, по материалам Р. С.

Из книги Кожные и венерические болезни автора Олег Леонидович Иванов

Глава XVIII АНГИИТЫ КОЖИ Ангииты кожи (син. васкулиты кожи) – дерматозы, в клинической и патоморфологической симптоматике которых первоначальным и ведущим звеном является неспецифическое воспаление стенок дермальных и гиподермальных кровеносных сосудов разного

Из книги История медицины: конспект лекций автора Е. В. Бачило

ЛЕКЦИЯ № 5. Медицина в России XV–XVII вв 1. Общая характеристика исторического периода. Необходимые понятия С середины XII до конца XV вв. в стране был период феодальной раздробленности.Причины феодальной раздробленности:1) развитие феодального земледелия, а также

автора Е. В. Бачило

ЛЕКЦИЯ № 6. Медицина в российской империи XVIII в 1. Общая характеристика исторического периода XVIII в. начинается войной, которая получила название Северная война. Она длилась с 1700 по 1721 гг. В это время в России правил Петр I. Необходимо напомнить, что Петр вступил на престол

Из книги Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии автора Карл Прибрам

2. Основные черты экономики и культуры России XVIII в Надо сказать, что в XVIII в. развитие феодального общества в России вступило в новую стадию. Эта стадия подразумевала под собой укрепление российского централизованного государства, рост товарного производства, а также

Из книги Танатология - наука о смерти автора Сергей Валентинович Рязанцев

25 Основные черты экономики и культуры России XVIII в Надо сказать, что в XVIII в. развитие феодального общества в России вступило в новую стадию. Эта стадия подразумевала под собой укрепление российского централизованного государства, рост товарного производства, а также

Из книги Желанный ребенок автора Тони Вешлер

Глава XVIII СИМВОЛЫПОБУЖДАЮЩИЕ ЗНАКИСимволы – это побудители к действию. Они обретают смысл на основе их применения в прошлом и состояния организма, использующего их, в настоящем. Этим они отличаются от знаков. Символы как обозначения зависят от контекста, в котором они

Из книги История медицины автора Павел Ефимович Заблудовский

Из книги Совершенное зрение без очков автора Уильям Горацио Бейтс

Глава восьмая. Метод определения возможности забеременеть в эпоху СПИД Прежде чем применять МОВЗ как метод контроля за рождаемостью, вы должны принять все необходимые меры, чтобы исключить возможность заражения СПИД и другими заболеваниями, передаваемыми половым

Из книги автора

Медицина эпохи феодализма

Из книги автора

Глава 4 Медицина эпохи раннего и развитого феодализма (V-XV вв.) Феодализм пришел на смену рабовладельческому строю, а в странах, где сложившегося рабовладения не было, – первобытно-общинному: в Китае в III в до н. э., в Закавказье – в IV в н. э., в Западной Римской империи – в V в н.

Из книги автора

Глава 9 Медицина в России в период разложения феодализма (первая половина XIX в.) Для России первой половины XIX в. характерны дальнейшее развитие капиталистических отношений и разложение феодального строя. Расширялась международная торговля. Русские сельскохозяйственные

Из книги автора

Глава 10 Медицина мануфактурной стадии капитализма (середина XVII – вторая половина XVIII в.) Последняя стадия феодализма характеризовалась постепенным созреванием в его недрах капиталистических отношений. Уже в конце XIV – начале XV в. в некоторых районах Средиземноморья

Из книги автора

Глава 11 Медицина периода промышленного капитализма (конец XVIII – вторая половина XIX в.) Промышленный переворот в Англии и Великая французская революция, окончательно утвердившие капитализм в правах как социально-экономическую систему в общеисторическом плане, не только

Из книги автора

Глава 12 Медицина в России во второй половине XIX-начале XX в. Середина XIX в. в России ознаменовалась значительным переломом в общественной жизни – переходом, хотя сильно запоздавшим, от феодально-крепостнических отношений к буржуазно-капиталистическим, которые исторически

Из книги автора

Глава XVIII. Оптимумы и пессимумы Практически во всех случаях несовершенного зрения, вызванного аномалиями рефракции, существует некоторый объект или объекты, которые человек может видеть с нормальным зрением. Такие объекты я назвал «оптимумами». С другой стороны, есть те

С конца 16 - начала 17 века естествознание, а вместе с ним и медицина, начали бурно развиваться. Наука стала принимать международный харак тер. Ученые обменивались письмами, сообщали друг другу о своих наблюдениях, открытиях, изобретениях и теориях.

В Европе один за другим стали создаваться научные центры:

в 1660 г. в Англии было основано Лондонское Королевское общество, несколько позднее - Королевский колледж врачей и Королевский колледж хирургов

в 1665 г. был основан первый научный журнал в 1666 г. - Парижская академия наук.
Постепенно Академии наук открываются и в других странах Европы: Берлинская и Мюнхенская (в Германии), Стокгольмская (в Швеции), Петербургская (в России).

Большой вклад в развитие медицины внес английский философ и естествоиспытатель ФРЕНСИС БЭКОН, который после Л. да Винчи продолжил внедрение опытного метода в естествознание. Не будучи врачом по профессии, Бэкон проявлял большой интерес к медицине и во многом определил пути ее дальнейшего развития. В своем основном труде “Великое восстановление наук” вторая часть – “Новый органон” – была опубликована в 1620 г. В этом произведении Ф. Бэкон сформулировал три основные задачи медицины: “первая состоит в сохранении здоровья, вторая – в излечении болезней, третья – в продолжении жизни”.

Основными орудиями познания Ф. Бэкон считал чувства, опыт, эксперимент.
(2 слайд)
Занимаясь экспериментальными исследованиями, Бэкон поставил перед медициной несколько конкретных вопросов:

об изучении анатомии не только здорового, но и больного организма о применении в хирургии эффективных болеутоляющих средств
о необходимости записывать все, что происходит с больным (история болезни)

о применении в лечении специфических лекарств

об использовании при лечении болезней прежде всего природных факторов о лечении искусственными минеральными водами (развитие бальнеологии) о разработке рациональных способов питания пищевыми концентратами.

Таким образом, Ф. Бэкон прогнозировал развитие медицины и, т.о., заглядывал вперед на многие столетия.

Другим представителем опытного метода в науке был современник Ф. Бэкона, выдающийся французский ученый РЕНЕ ДЕКАРТ. Он оставил яркий след в различных областях знаний (физике, математике, философии, медицине).

В тот период ученые пытались объяснить все явления материального мира с помощью установленных в эксперименте законов физики и механики, которые автоматически переносились на живые существа. С этих позиций ученые рассматривали механизм вентиляции легких, функцию почек, работу двигательного аппарата. Появилось новое направление в естествознании и медицине – ятрофизика, которое рассматривало жизнедеятельность всего живого с позиций физических процессов.

Декарт не был исключением. Он тоже считал, что жизненные действия подчиняются механическим законам и имеют природу отражения (названную позднее “рефлекторной”). Все нервы он разделил на центростремительные (по которым сигналы поступают в мозг) и центробежные (по которым сигналы из мозга движутся к органам).

Таким образом, в физиологии Декарт в самом общем виде приблизился к понятию рефлекса и разработал простейшую схему рефлекторной дуги.

Другим направлением в естествознании была ятромеханика. Ее представители считали, что живой организм подобен машине, в которой все процессы можно объяснить при помощи математики и механики. Сторонником ятромеханики был известный итальянский анатом и физиолог ДЖОВАННИ АЛЬФОНСО БОРЕЛЛИ. Он впервые определил центр тяжести человеческого тела и показал, что при совместном действии мышц и костей кости действуют как рычаги, а мышцы - как движущие силы.

Вслед за Борелли его соотечественник, итальянский ученый БЕЛЛИНИ ввел понятие об эластичности тканей организма и доказал, что ткани, подвергшиеся растяжению и сжатию по действием какой-либо силы, возвращаются в первоначальное состояние.

Таким образом, бурное развитие естествознания и опытного метода в науке в
17-18 вв. дало мощный толчок становлению важнейших медицинских дисциплин. Начала развиваться физиология - одна из древнейших естественных наук, изучающая жизнедеятельность человеческого организма.

Первые представления о работе отдельных органов человеческого тела начали складываться еще в глубокой древности. Они изложены в дошедших до нас сочинениях философов Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима.

Физиология как самостоятельная наука, основанная на экспериментальном методе исследования, ведет свое начало от работ В.Гарвея, который математически рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения.

Большую роль в дальнейшем развитии физиологии сыграл швейцарский врач
АЛЬБРЕХТ ГАЛЛЕР. Он: (3 слайд)

* пытался уяснить сущность процесса дыхания в легких

* установил три свойства мышечных волокон (упругость, сократимость и раздражимость)

* доказал, что нервы являются проводниками раздражения и носителями чувствительности в организме

* первым высказал предположение, что сердце сокращается непроизвольно под действием силы, которая находится в самом сердце.

Кроме того, Галлер достиг больших успехов в изучении анатомии и выпустил 8-томный анатомический атлас, который считался лучшим в 18 веке.

Таким образом, физиология 17-18 вв. носила механистический характер. Однако, при всех своих недостатках, по сравнению со средневековой схоластикой, для того этапа развития науки это было явлением прогрессивным.

Особенно бурное развитие в тот период получила физика, и передовые врачи стремились использовать ее достижения в интересах медицины.

Одним из наиболее выдающихся достижений 18 века было открытие итальянского анатома и физиолога ЛУИДЖИ ГАЛЬВАНИ, который в 1791 г. на основании 20-летних исследований доказал существование биоэлектрического явления т.н. “животного электричества” и показал, что под действием электрического тока возникает сокращение мышц.

Исследования Гальвани положили начало электрофизиологии - новому направлению в науке, благодаря которому были изучены многие процессы жизнедеятельности, возникли и получили развитие новые методы диагностики и лечения (электрокардиография, электроэнцефалография, физиотерапия).

В конце 18 века в медицине стали применять также открытия в области химии. Экспериментальные исследования ЛАВУАЗЬЕ и ЛОМОНОСОВА показали роль кислорода в горении и дыхании, и это создало предпосылки для изучения газообмена, физиологии дыхания и обмена веществ.

В середине 18 века зародилась еще одна новая отрасль медицины – (4 слайд) патологическая анатомия - наука, изучающая структурные основы патологических процессов. Становлению патологической анатомии как науки способствовал БАРТОЛОМЕО ЕВСТАХИЙ. Он во второй половине 16 века в Риме впервые ввел в госпитале систематическое вскрытие умерших.

Первыми патологоанатомическими работами являются исследования швейцарского ученого ТЕОФИЛЯ БОНЕ, который в 1679 г. выпустил книгу “Морг, или практическая анатомия на основании вскрытий трупов больных”.

Последователями Боне был итальянский врач, анатом и натуралист МАРЧЕЛЛО МАЛЬПИГИ. Ему принадлежит открытие капилляров, завершившее работы В. Гарвея. Он также описал форменные элементы крови и почечные тельца, впоследствии названные его именем.

Основоположником патологической анатомии как науки стал соотечественник Евстахия - итальянский анатом и врач, профессор Падуанского университета ДЖОВАННИ БАТТИСТА МОРГАНЬИ. Он написал капитальный труд “О местонахождении и причинах болезней, обнаруженных путем рассечения”, в котором подвел итоги наблюдениям своих предшественников и своему собственному опыту и который был издан в 6 томах в 1761 г.

Особенно ценно было то, что Морганьи сам был практикующим врачом. Производя вскрытия умерших, он сопоставлял обнаруженные им изменения пораженных органов с симптомами заболеваний, которые наблюдал при жизни больного.

Обобщив огромный по тем временам материал (700 вскрытий), Морганьи показал, что каждая болезнь вызывает определенные изменения в конкретном органе и определил орган как место локализации болезненного процесса. Таким образом, понятие болезни было соединено с конкретным материальным субстратом. Этот локалистический принцип в медицине в 18 веке сыграл большую положительную роль и нанес сильный удар по метафизическим и виталистическим теориям. Сблизив анатомию с клинической медициной, Морганьи положил начало клинико-анатомическому направлению в медицине и создал первую научно обоснованную классификацию болезней.

С развитием патологической анатомии в дальнейшем выделилась новая врачебная специальность - прозекторская служба, которая дала врачам возможность постановки обоснованного диагноза и тем самым способствовала улучшению лечебного дела.

Исследования Морганьи в области патологической анатомии продолжил французский анатом, физиолог и врач МАРИ ФРАНСУА КСАВЬЕ БИША. Он показал, что жизнедеятельность отдельного органа слагается из функций различных тканей, входящих в его состав, и что патологический процесс поражает не весь орган, как полагал Морганьи, а только отдельные его ткани.

Большое развитие в 17-18 вв. получила клиническая медицина, которая очень медленно осваивала достижения медико-биологических наук. Поэтому имелся большой разрыв между передовым мышлением естествоиспытателей, исходящих из опытно-экспериментального метода исследования, и мышлением врачей, которые вплоть до начала 19 века практически не использовали в своей деятельности никаких инструментальных методов обследования больного. Все это вело к серьезному отставанию клинической медицины того времени от развивающегося естествознания.

Именно поэтому величайшее достижение медицины 17 века - открытие В.Гарвеем кровообращения, которое дало начало современной физиологии и современному учению о патологии сердечно-сосудистой системы, - не оказало реального влияния на практическую медицину ни в 17, ни в 18 веке.

Не случайно и сам В.Гарвей, получивший признание современников как ученый-анатом, не считался хорошим терапевтом. Случилось это потому, что он занимался врачеванием в тот период истории медицины, когда ее основу составляли хаотически нагроможденные эмпирические данные, когда едва ли не каждый врач имел собственные рецепты и “секреты”, когда в качестве лечебных средств, например, при болезнях сердца, применялись растения, плоды которых по форме напоминали сердце, а при желтухе - чистотел, только потому, что сок его был желтого цвета.

Тем не менее учение о внутренних болезнях в конце 17 – начале 18 века претерпело большую перестройку.(5 слайд) Наблюдение у постели больного, сбор и систематизация симптомов, поиски “природы болезни” пришли на смену прежним толкованиям заученных текстов и словесным диспутам. Врач оторвался от пергаментных свитков и фолиантов и стал лицом к больному.

Это было, по существу, началом бурного развития клинической медицины. Одним из представителей этого направления явился итальянский ученый, профессор Падуанского университета ДЖОВАННИ БАТИСТА МОНТАНО, который утверждал, что “...учить можно не иначе, как посещая больных” и все преподавание вел в больнице.

Значительное развитие клинический метод получил в Голландии, в Лейденском университете благодаря выдающемуся врачу, химику и педагогу ГЕРМАНУ БУРГАВУ. Г.Бургав считается основоположником клинической медицины. Он первым дал ее определение как “медицины, которая наблюдает больных у их ложа”. Тщательное обследование больного он сочетал с физиологическим обоснованием диагноза и анатомическими исследованиями (для которых первым использовал лупу).

Г. Бургав руководил клиникой, организованной (6 слайд) при Лейденском университете и создал там свою клиническую школу, которая сыграла исключительную роль в развитии европейской и мировой медицины. К нему съезжались студенты и врачи из многих стран и называли его “всей Европы учитель”. Лекции Бургава посещали видные деятели того времени, в том числе Петр Первый.

Во второй половине 17 века большой вклад в развитие терапии (которая тогда называлась внутренней медициной) и педиатрии внес лондонский врач ТОМАС СИДЕНГАМ. Он описал скарлатину, хорею, подагру; он же предложил лечить малярию корой хинного дерева; пытался систематизировать болезни и тем самым способствовал развитию нозологического направления в медицине.

Т.Сиденгама современники справедливо называли “английским Гиппократом”. Болезнь он рассматривал как процесс, как “усилие природы восстановить здоровье путем удаления внедрившегося болезнетворного начала” и стремился познать целительные возможности организма больного.

Разработанная Т.Сиденгамом система практической медицины, основанная на врачебном наблюдении у постели больного, оказала большое влияние на практикующих врачей того времени.

В этот период впервые в истории медицины начинают появляться методы и приборы физического обследования.

Вплоть до начала 18 века в клиниках Европы не применялось ни одного диагностического прибора или инструментального метода обследования больного. При постановке диагноза врач исходил из результатов опроса больного, прощупывания пульса, осмотра его тела и выделений.

Первым инструментальным методом обследования была термометрия. До этого температуру тела определяли эмпирически (прикладыванием руки), хотя первый термометрический прибор был изобретен еще в конце 16 века Галилео Галилеем. Множество драгоценных рукописей Галилея было сожжено инквизицией. Но в тех, что остались, были обнаружены рисунки первого воздушного термоскопа. В отличие от современного термометра в нем расширялась не ртуть, а воздух.

Первым в истории медицины измерил температуру тела человека итальянский врач, анатом и физиолог, профессор Падуанского университета САНТОРИО САНТОРИУС. В начале 17 века он предложил водяной термоскоп для измерения температуры во рту, который явился прообразом термометра для измерения температуры тела. Прибор был очень громоздким, и Санториус установил его во дворе своего дома для всеобщего обозрения. Теплота различных частей тела определялась по изменению уровня жидкости в трубке, на которую была нанесена произвольная шкала.

После водяного термоскопа Санториуса в Европе было создано множество оригинальных термометрических приборов. Первый термометр, показания которого не зависели от перепадов атмосферного давления, был создан в 1641 г. при дворе императора Священной Римской империи Фердинанда II, который не только слыл покровителем искусств, но и был автором нескольких физических приборов. При его участии были созданы забавные по своей форме термометры, похожие на маленьких лягушат. Они предназначались для измерения теплоты человеческого тела и легко прикреплялись к коже пластырем. Полость “лягушат” заполнялась жидкостью, в которой плавали цветные шарики различной плотности. Когда жидкость согревалась, объем ее увеличивался, а плотность уменьшалась, и некоторые шарики погружались на дно прибора. Теплота тела определялась соответственно количеству разноцветных шариков, оставшихся на поверхности: чем их меньше, тем выше теплота тела.

Разработка единой шкалы градусов растянулась на целое столетие. Первый надежный спиртовой, а затем ртутный термометр со шкалой от 0о до 600о в начале 18 века изобрел голландский ученый Даниель Фаренгейт. Примерно через 30 лет после него шведский физик и астроном Андерс Цельсий предложил стоградусную шкалу. Сначала за 0 он принял температуру кипения воды, а точка таяния льда соответствовала 100 . Впоследствии эту шкалу перевернули, сделали 0 точкой таяния льда и началом отсчета, и именно в таком виде термометр приобрел мировую известность и сохранился до наших дней. Практикующие врачи начали использовать термометрию значительно позже – только во второй половине 19 века. Первым врачом, применившим термометр в клинической практике, был Герман Бургав.


Похожая информация.