Какие свойства относятся к функциям памяти. Память и её функции. Особенности функционирования памяти

Л.С.Выготским, А.Р.Лурия и А.Н.Леонтьевым.

1 Память - Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке.

Аристотель считал, что человек запоминает благодаря тому, что между образами предметов образуются ассоциации (связи). три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

И.П. Павлов полагал, что физиологической основой ассоциации являются временные нервные связи, образованные в коре больших полушарий при действии двух раздражителей, имеющих жизненно важное значение.

2 НЕМОВ память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными.

3 ФУНКЦИИ ПАМЯТИ Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. Может быть произвольным и не произвольным.

Поставленная цель - запомнить - играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. Исследования П. И. Зинченко и Смирновой убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности этого процесса; непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. Прочность запоминания во многом зависит от повторения. Повторение- важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Но чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого ставятся разные задачи перед заучивающим: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т.д. Это связано с осмыслением материала.

известны 3 способа заучивания : целостный, частичный и комбинированный. наиболее целесообразным является комбинированный (исследования М. Н. Шардакова

Одним из условий успешного запоминания является также систематизация материала.

4 Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку, упорядочивание и классификацию. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи. Хранение зависит от типа запоминания. При механическом заучивании материал хранится в неизменном виде (пассивное хранение), а при осмысленном запоминании устанавливаются многочисленные связи с ранее изученным и материал подвергается дальнейшей бессознательной переработке (активное хранение).

Выделяют три типа организации материала при хранении:

* пространственная организация, при которой мы связываем определенный материал с какими-то внешними опорными точками. Такая организация материала позволяет нам, например, находить нужное слово в словаре или назвать все дни недели;

* ассоциативная организация, при которой материал связывается с теми условиями, при которых произошло запоминание (пространственно-временные ассоциации), со смежными понятиями (стол-стул, юбка-брюки) и контрастными понятиями (черное-белое);

* иерархическая организация, при которой идет построение иерархических понятийных структур, например:

При записывании новой информации она отправляется сразу в определенное

"дерево", хранящее сведения по данному предмету (например, о человеке). По каждой новой области знания образуется новое иерархическое "дерево"; между "деревьями" при хранении могут возникать различные связи, которые осознаются только при воспроизведении хранящейся информации.

Иерархическая организация обеспечивает возможность рациональных действий. Можно предположить, что тот или иной тип организации хранения материала зависит от доминирования полушарий: у левополушарных людей будет превалировать иерархическая организация (научный тип), у правополушарных - ассоциативная (художественный тип).

5 Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. Воспроизведение облегчает рациональная организация, структурирование информации, хранящейся в долговременной памяти.

Явление самопроизвольного улучшения запоминания по прошествии определенного времени после окончания заучивания называется реминисценцией . Явление открыл Баллард

Условия возникновени Р 1. при свободном воспроизведении материала проявляется сильнее. 2. при логическом запоминании материала. 3. степень освоения исходного материала. 4. отношение человека, степень интереса.

Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания . Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

Узнавание - сличение информации, хранящейся в памяти с вновь воспринимаемой.

Узнавание различается по степени определенности, полноты, четкости и произвольности.

* Произвольным узнавание бывает тогда, когда мы используем этот процесс для проверки эффективности запоминания или заучивания.

* Непроизвольное узнавание возникает спонтанно и бывает часто неполным, неопределенным.

* Также узнавание бывает ложным (так называемая парамнезия), когда переживается чувство знакомости в отношении того человека или ситуации, с которыми мы никогда не сталкивались.

6 Забывание - процесс стирания информации, хранившейся в памяти., потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Факторы, обусловливающие невозможность воспроизведения информации:

* Возрастные особенности. События первых лет жизни практически невозможно воспроизвести в обычном состоянии сознания. Но, как свидетельствуют опыты Станислава Гроффа(трансперсональная), невозможность воспроизведения не означает отсутствие информации. под влиянием гипноза (транса), дыхательной техники, некоторых препаратов человек способен вспомнить каждый прожитый миг, включая и внутриутробный период жизни.

В пожилом возрасте нарушается воспроизведение вновь запоминаемой информации при успешном воспроизводстве ранее записанной информации.

Причины неэффективного воспроизводства в пожилом возрасте связаны и с нарушением организации материала, и, возможно, частично с дегенеративными процессами в тканях мозга, в результате которых новая информация просто не записывается.

* Неиспользование информации.

воспроизвести информацию, которой мы не пользовались многие годы, практически невозможно; Но это закономерность не распространяется на двигательные навыки, навыки игры на музыкальных инструментах, игру в шахматы или шашки. Также очень быстро восстанавливается способность понимать, казалось, полностью забытый иностранный язык, в особенности если изучение этого языка относится к раннему детскому возрасту.

* Интерференция.

Интерференцией называют ухудшение сохранения материала под влиянием наложения другой информации, с которой сталкивается человек до или непосредственно после запоминания. Если интерференция связана с событиями, произошедшими до запоминания, говорят о проактивной интерференции. это может вызвать изучение похожего материала (, латинского языка, а вслед за ним - английского языка;, перенос негативного эмоционального фона на запоминаемый материал (например, отрицательное отношение к преподавателю вызывает проактивную интерференцию в отношении изучаемого предмета).

Если интерференция вызвана событиями, происходящими непосредственно после запоминания, то мы имеет дело с ретроактивной интерференцией.

* Вытеснение, Подавление . Ухудшить или вообще исключить возможность воспроизведения материала может вытеснение - один из видов "психологической защиты", процесс, когда неприемлемые или чрезвычайно травмирующие мысли, воспоминания, переживания "изгоняются" из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая оказывать опосредованное влияние на поведение индивида и переживаясь им в форме тревоги, страха и т.п.

Кривая забывания или кривая Эббингауза

В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания (в своих опытах Эббингауз заучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов)

Эббингаузу также принадлежит открытие «эффекта края» - явления, показывающего, что лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце.

ВИДЫ В зависимости от длительности хранения

Мгновенная (иконическая) память непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью является ее избирательность.

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения.

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение.

по сенсорной модальности - зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;

Наглядно-образная: память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и др образы;

словесно-логическая: память на смысл изложения, его логику;

двигательная, моторная: память на движения;

эмоционаольная : память на переживания.

в зависимости от приемов заучивания механическую (запоминание инф-ции в той форме, в кот она воспринимается) и смысловую (логическая – запоминание смыла изучаемой информации) память

по наличию цели -непроизвольная и произвольная: произвольная – наличие сознательно поставленной цели (выучить стих – есть цель и задача, она решается)- относится к ВПФ только у чел-ка. Непроизвольная (есть и у животных) – она связана с непроизвольным вниманием (чел-к едет на работу и запоминает только экстраординарные лица). Исследования П.И. Зинченко показали, что непроизвольное запоминание может быть более эффективным, чем произвольное, в тех случаях, когда оно осуществляется в процессе интенсивной мыслительной деятельности.

— интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения — основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.

Начало экспериментального изучения памяти было положено в конце XIX в. исследованиями немецкого психолога Г. Эб- бингауза (1850-1909), обобщенными в его работе «О памяти» (1885). Это был первый выход психологического эксперимента за пределы сенсорных процессов. Г. Эббингауз вывел «кривую забывания», графически иллюстрирующую наибольший процент забывания в период, непосредственно следующий за заучиванием нового материала. В настоящее время в связи с актуализацией проблемы машинного накопления и поиска информации память становится объектом междисциплинарных исследований. Но от машинной, электронной памяти память человека отличается активно-реконструктивным сохранением материала. Человеческая память подвержена влиянию социо-культурных факторов.

В процессе развития индивид все в большей мере ориентируется на смысловые, семантические связи запоминаемых структур. Один и тот же материал по-разному хранится в памяти в зависимости от структуры личности, ее потребностно-мотивационных особенностей. Память машины — механическая память. Память человека — ценностно-интегрированное хранение информации. Накопление материала в памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти. Эпизодическая память автобиографична — в ней хранятся различные эпизоды из жизни индивида. Семантическая же память нацелена на категориальные структуры, сформированные в культурно-исторической среде. Здесь же хранятся все исторически сформированные правила логики умственных действий и построения языка.

Особенности памяти человека

В зависимости от особенностей запоминаемого материала существуют специальные способы его кодификации, архивации и извлечения. Пространственная организация среды кодируется в форме схематических образований из смысловых опорных точек, характеризующих наше физическое и социальное окружение.

Последовательно наступающие явления запечатлеваются в линейных структурах памяти. Формально организованные структуры запечатлеваются ассоциативными механизмами памяти, обеспечивающими группировку явлений и предметов по определенным признакам (предметы быта, труда и т. п.). Все смысловые значения категоризуются — относятся к различным группам понятий, находящихся в иерархической взаимозависимости.

От организации материала в памяти зависит возможность его быстрой актуализации, извлечения. Информация воспроизводится в той связи, в какой она первично формировалась.

Многие жалуются на плохую память, но не жалуются на плохой ум. Между тем ум, способность устанавливать взаимосвязи и является основой памяти.

Извлечение усвоенного материала из памяти в целях использования при узнавании, припоминании, воспоминании называется актуализацией (от лат. actualis — действительный, настоящий). Необходимый материал мы ищем в памяти точно так же, как необходимую вещь в кладовой: по предметам, находящимся по соседству. Образно говоря, в фонде нашей памяти все развешено «на крючках» ассоциаций. Тайна хорошей памяти — в установлении прочных ассоциаций. Вот почему люди лучше всего запоминают то, что связано с их житейскими заботами, профессиональными интересами. Энциклопедическая эрудиция в одной сфере жизни может сочетаться с невежеством в других сферах. Одни факты задерживаются в нашем сознании силой других хорошо известных нам фактов. Механическое же «задалбливание», «зубрежка» — самый неэффективный способ запоминания.

Возможности актуализации у человека значительно шире, чем это ему представляется. Трудности памяти, скорее, трудности воспроизведения, чем трудности сохранения. Абсолютного забвения впечатлений не существует.

Фонд человеческой памяти пластичен — с развитием личности происходят изменения и в структурных образованиях его памяти. Память неразрывно связана с деятельностью индивида — прочно запоминается то, что включено в активную деятельность человека, отвечает его жизненной стратегии.

Операциональная система поведения и деятельности человека, т. е. его умения и навыки — запечатленные в памяти образы оптимальных, адекватных действий. При многократном повторении необходимых действий из них устраняются ненужные, излишние движения, в памяти закрепляется образ оптимального действия, отдельные операции интегрируются в единый функциональный комплекс.

Память, интеллект, чувства и операциональная сфера индивида — единое системное образование.

Память — психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и в пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания. Нарушения памяти означают нарушения личности.

Классификация явлений памяти

Различаются процессы памяти — запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание и формы памяти — непроизвольная (непреднамеренная) и произвольная (преднамеренная).

В зависимости от вида анализаторов, сигнальной системы или участия подкорковых образований мозга различают виды памяти: образную, логическую и эмоциональную.

Образная память — представления — классифицируется по видам анализаторов : зрительная, слуховая, двигательная и т. д.

По способу запоминания различают непосредственную (прямую) и опосредованную (косвенную) память.

Связь между запоминанием и воспроизведением

След от каждого впечатления бывает связан со множеством следов сопутствующих впечатлений. Косвенное запоминание и воспроизведение — это запоминание и воспроизведение данного образа по той системе связей, в которую образ входит, — по ассоциациям. Непрямое, ассоциативное всплывание образов психологически гораздо содержательнее, чем прямое запоминание, оно приближает явления памяти к явлениям мышления. Основная работа памяти человека состоит из запоминания и воспроизведения следов по ассоциациям.

Различаются три вида ассоциаций.

Ассоциация по смежности. Это элементарный вид связи без существенной переработки информации.

Ассоциация по контрасту. Это связь двух противоположных явлений. Данный вид связей основан уже на логическом приеме противопоставления.

Ассоциация по сходству. Воспринимая одну ситуацию, человек по ассоциации вспоминает другую сходную ситуацию. Ассоциации по сходству требуют сложной переработки полученной информации, выделения существенных признаков воспринимаемого объекта, обобщения и сопоставления с тем, что хранится в памяти. Объектами ассоциации по сходству могут быть не только наглядные образы, но и понятия, суждения, умозаключения. Ассоциации по сходству — один из существенных механизмов мышления, основа логической памяти.

Таким образом, по способу запоминания память может быть механической и ассоциативной (смысловой).

Системы памяти человека

Рассмотрим системы памяти. В любом виде деятельности задействуются все процессы памяти. Но различные уровни деятельности связаны с функционированием различных механизмов, систем памяти.

Различаются следующие четыре взаимосвязанные системы памяти: 1) сенсорная; 2) кратковременная; 3) оперативная; 4) долговременная.

Сенсорная память — непосредственный чувственный отпечаток воздействующего объекта, непосредственное запечатление сенсорных воздействий, т. е. сохранение наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий объекта на очень краткий промежуток времени (0,25 сек). Это так называемые послеобразы. Они не связаны с закреплением следов и быстро исчезают. Этот вид памяти обеспечивает непрерывность, целостность восприятия динамических, быстроизме- няюшихся явлений.

Кратковременная память — непосредственное запечатление совокупности объектов при одноактном восприятии ситуации, фиксация объектов, попавших в поле восприятия. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки.

Время функционирования кратковременной памяти — не более 30 сек. Объем ее ограничен пятью-семью объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация.

Оперативная память — избирательное сохранение и актуализация информации, необходимой только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности. Так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним определенные условия задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях.

Продуктивность оперативной памяти определяется способностью человека организовывать запоминаемый материал, создавать целостные комплексы - единицы оперативной памяти. Примерами использования различных блоков оперативных единиц может служить чтение по буквам, слогам, целым словам или комплексам слов. Оперативная память функционирует на высоком уровне, если человек видит не частные, а общие свойства различных ситуаций, объединяет сходные элементы в более крупные блоки, перекодирует материал в единую систему. Так, запомнить номер АБД125 легче в виде 125125, т. е. перекодировав буквы в цифры соответственно месту букв в алфавите.

Функционирование оперативной памяти сопряжено со значительным нервно-психическим напряжением, так как она требует одновременного взаимодействия ряда конкурирующих центров возбуждения. При оперировании с объектами, состояние которых изменяется, в оперативной памяти может удержаться не более двух переменных факторов.

Долговременная память — запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Отбор информации, входящей в долговременную память, связан с вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий.

Объем долговременной памяти зависит от релевантности информации, т. е. от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, его ведущей деятельности.

Типы памяти — индивидуально-типологические особенности памяти

Они различаются по следующим качествам, встречающимся в различных комбинациях: объем и точность запоминания; скорость запоминания; прочность запоминания; ведущая роль того или иного анализатора (преобладание у данного человека зрительной, слуховой или двигательной памяти); особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем (образный, логический и средний типы).

Различные сочетания индивидуально-типологических особенностей дают многообразие индивидуальных типов памяти (рис. 1).

Существуют большие индивидуальные различия в скорости запоминания материала и продолжительности его сохранения в памяти. Так, в ходе психологических опытов было установлено, что для запоминания 12 слогов одному человеку требуется 49 повторений, а другому — лишь 14.

Существенная индивидуальная особенность памяти — направленность на запоминание определенного материала. Известный криминалист Г. Гросс рассказывал о крайне плохой памяти своего отца на имена людей. Отец не мог безошибочно сказать, как зовут его единственного сына, в то же время он очень точно и надолго запоминал разнообразный статистический материал.

Одни люди запоминают материал непосредственно, а другие стремятся использовать логические средства. У одних память близка к восприятию, у других — к мышлению. Чем выше уровень умственного развития человека, тем больше его память приближается к мышлению. Интеллектуально развитый человек запоминает преимущественно с помощью логических операций. Но развитие памяти не находится в прямой связи с интеллектуальным развитием. У некоторых людей очень развита образная (эйдетическая) память.

Рис. 1. Классификация явлений памяти

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОУ СПО Архангельской области

Котласский педагогический колледж

Контрольная работа

по психологии

Студентки группы 49д

Весниной Анастасии

Препод. Филимонова Л.Л.

1. Определение памяти, ее функции, значение в жизни человека

2. Классификация видов памяти

3. Законы памяти

4. Расстройства памяти и их причины

6. Тесты для определения памяти у детей

Заключение

1. Определение памяти, ее функции, значение в жизни человека

Определение памяти:

Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает ее. Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» его мозга.

Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.

Память - сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы. Основные из них запоминание, сохранение (и соответственно забывание), воспроизведение и узнавание.

Функции памяти:

Запоминание - длительность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С точки зрения физиологии запоминание - это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения.

Сохранение и забывание - Сохранение - это удержание заученного в памяти, т.е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание - исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживание связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала в памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание - это плохое сохранение материала в памяти. Поэтому сохранение - это не что иное, как борьба с забыванием. Забывание - весьма целесообразный, естественный и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Не обладай мы способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов, подробностей, деталей.

Узнавание и воспроизведение - Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении. Воспроизведение - процесс появления в сознании представлений в памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновения в них возбуждения. Узнавание - появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия). Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, закреплённые в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнавание, конечно, более простой процесс, чем воспроизведение. Узнать легче, чем воспроизвести.

Значение в жизни человека :

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их мысли. Человек лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести своему народу.

2. Классификация видов памяти

Виды памяти

По объему памяти

По длительности Сохранения материала

Образная память

связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память -- непосредственное отражение информации органами чувств. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов.

Ее длительность от 0,1 до 0,5 с.

Словесно-логическая память

Память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словестных формулировок.

Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития.

Двигательная (моторная) память

представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков.

Эмоциональная память

память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания

запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Произвольная и непроизвольная память

Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Произвольная память - обязательно присутствует задача на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение

Непроизвольно лучше запоминается материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Произвольная память процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Кратковременная память

память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени

Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения).

Долговременная память

память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты.

Оперативная память

память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.

Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи.

3. Законы памяти

память информация мнемический закон

Закон Т. Рибо Память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;

Память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления, а восстанавливаются сначала наиболее простые и старые воспоминания.

Закон Эббингауза. Забывание материала после его предварительного заучивания происходит неравномерно. Быстрее всего этот процесс идет в течение первых часов и дней после запоминания.

Б.В. Зейгарник. Этот закон заключается в том, что материал, связанный с незавершенными делами, человек запоминает намного лучше, чем материал, связанный с завершенными делами.

4. Расстройства памяти и их причины

Виды расстройств памяти:

В общем случае принято выделять три вида расстройств памяти: гипомнезия (ослабление памяти), гипермнезия («усиление» памяти, анормально обостренная способность запоминать информацию любого рода), парамнезия (смешение реальных воспоминаний с воспоминаниями ложными, часто сопровождающееся смешением реального и воображаемого). Одним из характерных видов гипомнезии является амнезия - совокупность расстройств памяти, характеризующихся частичным или полным отсутствием воспоминаний. Кроме того, существует классификация расстройств памяти с точки зрения характера запоминаемой информации: так называемые модально-неспецифические и модально-специфические расстройства памяти. Модально-неспецифические расстройства памяти - это нарушения памяти общего характера, неспособность запоминать информацию любого рода вследствие каких-либо причин. В свою очередь, модально-специфические расстройства памяти - это частичные нарушения памяти, для которых характерна неспособность запоминать информацию, полученную определенными рецепторами (например, расстройства зрительной, слухоречевой, двигательной памяти и так далее).

Причины расстройств памяти:

Частичная или полная неспособность запоминать, хранить воспоминания и воспроизводить сохраненную в сознании информацию может быть вызвана самыми разными причинами. В числе основных причин расстройств памяти: Стресс - эмоциональная или умственная усталость, нарушающая способность человека запоминать информацию. Наряду со стрессом значительное негативное воздействие на способность человека к запоминанию влияют депрессия и тревожные расстройства.

Травмы головы - поскольку мозг «ответственен» за хранение, обработку и воспроизведение полученной информации, любое физическое повреждение каких-либо отделов головного мозга может привести к утрате памяти. Степень тяжести расстройства памяти зависит от степени повреждения головного мозга (тяжелые травмы головы могут привести к необратимому нарушению памяти). Кроме того, «виновником» расстройства памяти может стать опухоль головного мозга.

Деменция (приобретенное слабоумие) - заболевание, связанное с нарушением когнитивных способностей и наблюдающееся у людей пожилого возраста. Деменция влияет не только на способность запоминать, но и на другие виды умственных способностей - внимание, концентрацию, способность логически мыслить и так далее. Распространенный представитель этой группы заболеваний - болезнь Альцгеймера.

Злоупотребление алкоголем или наркотиками - достаточно распространенная причина нарушений памяти. В частности, еще в конце девятнадцатого столетия русским ученым Сергеем Корсаковым было описано отдельное расстройство памяти на фоне сильного алкогольного отравления, получившее позднее самостоятельное название «корсаковский синдром».

Амнезия наиболее изученный на сегодняшний день вид расстройств памяти - амнезия, нарушение памяти, связанное с частичным или полным отсутствием воспоминаний. Амнезия может быть вызвана как органическими причинами, вызывающими и другие виды расстройств памяти, так и психологическими причинами. Известным примером таких видов амнезии являются случаи «вытеснения» воспоминаний о какой-либо психологической травме (например, насилии). Два самых распространенных вида амнезии - ретроградная и антероградная амнезии. В первом случае нарушение памяти вызывает отсутствие воспоминаний о событиях до начала заболевания, во втором - неспособность запоминать информацию, поступающую после начала заболевания.

Пять простых и действенных способов для улучшения памяти:

1. Если вам нужно запомнить что-то важное, создайте в уме в связи с этим некоторый образ, возможно смешной или забавный. Мозгу намного легче запомнить что-то необычное. Можно даже нарисовать возникший образ.

2. При запоминании чисел удобнее всего либо запоминать их, разбив на небольшие группы, либо попытаться выстроить в сознании какие-либо ассоциации. Для примера возьмём число 2467. 2+4=6 за шестеркой идет семерка. такой способ по запоминанию чисел оказался самым эффективным.

3. Рассуждайте вслух. Мозг лучше будет лучше запоминать информацию, если вы будете ее проговаривать.

4. Свободное время (например, если вы стоите в очереди) посвятите решению в уме простейших арифметических задач.

5. Хорошим способом лучше и быстрее запомнить что-либо, это попытаться объяснить другому человеку то, что нужно запомнить или понять вам самим. Научно доказано, что человек гораздо лучше запоминает информацию, когда он эмоционально расслаблен.

6. Тесты для определения памяти у детей

Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов.

Вводные замечания. Методика заучивания десяти слов была предложена А.Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.

Цель занятия. Изучение особенностей памяти больных нервно-психическими заболеваниями. Стимульный материал. Набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу, составление которого не представляет большой трудности. Желательно иметь несколько таких наборов.

Примеры набора слов

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

Порядок работы. Испытуемому дается инструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке».

Методика "Запомни рисунки"

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов -- ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов -- ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов -- ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов -- ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла -- ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0,1 балл -- ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Методика "Запомни и расставь точки"

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке. Оценка результатов: Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было вос- произведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов -- ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов -- ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов -- ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов -- ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла -- ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов -- очень высокий.

8-9 баллов -- высокий.

6-7 баллов -- средний.

4-5 баллов -- низкий.

0-3 балла -- очень низкий.

Заключение

В жизни можно наблюдать значительные индивидуальные различия в области памяти. Закрепленные индивидуальные особенности памяти характеризуют личность, становятся ее свойствами, так как накладывают своеобразный отпечаток на деятельность и поведение личности.

Литература

Крутецкий В.А. Психология

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение и физиологический механизм человеческой памяти, её особенности и классификация видов. Приёмы и упражнения для развития памяти и облегчения процессов запоминания. Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание как процессы памяти.

    реферат , добавлен 05.11.2013

    Память с точки зрения психолога. Развитие и совершенствование памяти. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти. Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Физиологические основы памяти. Двигательная, образная, эмоциональная память.

    курсовая работа , добавлен 19.08.2012

    Общая характеристика процессов памяти. Виды памяти. Возможность целенаправленного развития памяти в учебной деятельности. Многообразные процессы памяти. Процесс первичного закрепления материала. Запоминание, воспроизведение, узнавание.

    лекция , добавлен 12.09.2007

    Понятие памяти и становление её видов в ходе онтогенеза человека. Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание как основные функциями памяти, ее взаимосвязь с другими психическими процессами. Особенности развития зрительной памяти дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2014

    История развития психологии памяти и экспериментальные исследования. Органические основы памяти. Характеристика процессов запоминания, сохранения, забывания, узнавания и воспроизведения. Эйдетизм как явление исключительной, феноменальной памяти.

    реферат , добавлен 25.11.2014

    Классификация видов памяти человека и процессы памяти: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание. Специфические особенности познавательных процессов и уровней развития памяти у детей с задержкой психического развития, коррекция нарушений.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2011

    Нейрофизиологические основы памяти. Ее виды, законы и особенности развития. Сущность и функции внимания. Объем кратковременной памяти и внимания у школьников. Логический и механический способ запоминания у школьников. Рекомендации по улучшению памяти.

    дипломная работа , добавлен 26.09.2009

    Сохранение и воспроизведение различных впечатлений. Сущность нарушений памяти. Нарушения запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Количественные нарушения памяти. Динамика проявлений расстройств памяти.

    презентация , добавлен 31.03.2014

    Сущность памяти, ее классификация и разновидности по различным признакам. Процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Социально-психологические характеристики преступной группы. Посмертная судебно-психологическая экспертиза.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2015

    Теоретические исследования основных мнемических процессов: запоминания, хранения, воспроизведения и забывание. Классификация видов памяти и их значение в развитии личности. Процессы переработки информации. Взаимосвязь между памятью и организацией знаний.

РЕФЕРАТ

Студента (ки) курса Гуманитарного факультета.


Чедырян Ольги Викторовны.

Учебная дисциплина: Общая психология.
Тема: Память и её функции.

Оценка:


____________

г.Одесса

- ПЛАН -

Введение.
Память и её значение.

Ассоциации.

Виды памяти

Классификация видов памяти по характеру психической активности.

Классификация видов памяти по характеру целей деятельности.

Классификация видов памяти по продолжительности сохранения материала.

Основные процессы и механизмы памяти.

Запоминание.

Сохранение.

Воспроизведение и узнавание.

Забывание и борьба с ним.

Расстройства памяти.

Заключение.

Список литературы.

Память и её функции.

ВВЕДЕНИЕ.
Память- форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферы сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память –основа психической деятельности. Без неё невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Современник А.Ф.Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил пять лет назад, случайно и всего один раз. Эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти.

Значение памяти в жизни человека очень велико.Абсолютно всё , что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы.

ПАМЯТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ.

Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлений памяти. Представления памяти – это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, и осязательные. Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивые и не так богаты деталями, но они составляют важный элемент нашего закреплённого прошлого опыта.

Память – это отражение опыта человека путём запоминания, сохранения и воспроизведения.

На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Всё то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.

Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач , которые ставит в своей деятельности.

Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.


АССОЦИАЦИИ.

С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные.

К простым относят три вида ассоциаций (понятие о них сложилось ещё со времён Аристотеля).

Ассоциация по смежности.

Образы восприятия или какие- либо представления вызывают те представления,которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними.

Ассоциация по сходству.

Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем состоянии представления, сходные с ними по каким –либо признакам.

Ассоциация по контрасту.

Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком –нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними.

Кроме этих видов,существуют сложные ассоциации- смысловые.

В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

Существование ассоциации связанно с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не произвольно друг то друга, а в связи друг с другом. Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обуславливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга ,служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения.

Для образования ассоциаций требуется повторения. Иногда связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций.Более важным условием для образования ассоциации является подкрепление на практике, т.е. применение того, что требуется запомнить в самом процессе усвоения.

Память- это сохранение информации о сигнале после того,как действие сигнала уже прекратилось.

Для работы мозга необходимы не только поступление информации,но и хранение определённого запаса её. В нервной системе хранится два вида информации: информация, накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная в безусловных рефлексах, или инстинктах, и информация, приобретаемая в индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов. Соответственно существует и два рода памяти: память видовая и память индивидуальная.


ВИДЫ ПАМЯТИ.

Существуют несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО ХАРАКТЕРУ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ.

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга, и более того находятся в тесном взаимодействии,Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

Двигательная или моторная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движение мы должны были бы каждый раз учится осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь -в –точь в том же виде,как и раньше, но общий характер движений всё же сохраняется.

Эмоциональная память –это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства.

Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.

Образная память – это запоминание,сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость.Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую,осязательную, обонятельную, вкусовую.Подобное разделение связанно с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Словесно- логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим, мысли возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговор с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно- логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях :

а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется.

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПАМЯТИ ПО ХАРАКТЕРУ ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Существует и такое деление памяти на виды,которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т.е не ставится специальная мнемическая задача.Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

Эффективность произвольной памяти зависит:


  1. От целей запоминания.

  2. От приёмов заучивания. Приёмы заучивания бывают:
А) Механическое дословное многократное повторение -работает механическая память, тратится много сил,

времени, а результаты низкие.

Б) Логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию,выделение

главных логических компонентов информации, пересказ своими словами- работает логическая память

(смысловая)- вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.

В) Образные приёмы запоминания(перевод информации в образы, графики, схемы,картинки)- работает

образная память. Образная память бывает: зрительная, слуховая, моторно –двигательная, вкусовая,

осязательная, обонятельная, эмоциональная;

Г) Мнемотехнические приёмы запоминания(специальные примеры для облегчения запоминания).

Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. Человеческая память- это прежде всего накопление , закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, т.е всего, что с ним произошло.Память –это способ существования психики во времени, удержание прошлого,т.е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память – необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.


КЛАССИФИКАЦИЯ ПАМЯТИ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛА .
Большинство психологов признаёт существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти. Её системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1 – 0,5 сек.

Если полученная информация привлечёт внимание высших отделов мозга,она будет храниться ещё около 20 сек.(без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг её обрабатывает и интерпретирует).Это второй уровень -кратковременная память.

Кратковременная память всё же поддаётся сознательной регуляции,может контролироваться человеком. А «непосредственные отпечатки» сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды и продлить их психика возможности не имеет.

Любая информация в начале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2- краткого повторения. Кратковременная память (КП) ограничена по объёму, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 72. Это магическая формула памяти человека, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок,кусков информации. Главное добиться, чтобы эти «куски» были информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок- образ».

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов:

ДП с сознательным доступом (т.е человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);

ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП,необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливают информацию в течение дня , а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день перевода её в долговременную память. По окончании сна промежуточная память снова готова к приёму новой информации. У человека, который спит менее трёх часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи,в действиях.

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ.
Память как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объём, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

Объём памяти – это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.

Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.

Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую – либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.

Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатлённую в памяти информацию.

Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определённое время необходимую информацию.
ЗАПОМИНАНИЕ.
Запоминание- это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких- либо примеров и проявления волевых усилий.Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: всё, что связано с его интересами и потребностями , с целями и задачами его деятельности.

Преднамеренное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определённую цель – запомнить некую информацию и использует специальные приёмы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчинённую задаче помнить. Главная особенность запоминания- это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надёжно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объём индивидуальной кратковременной памяти.

Мимической деятельностью называется деятельность направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала.

По другому признаку –по характеру ассоциаций, лежащих в основе памяти, запоминание делится на механическое и осмысленное.

Механическое запоминание – это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой является ассоциация по смежности.

Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.


СОХРАНЕНИЕ.

Сохранение – процесс активной переработки,систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно:сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.

Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть её в том, что воспроизведение, отсроченное на 2-3 дня,оказывается лучше, чем непосредственно после заучивания. Реминисценция проявляется особенно ярко, если первоначальное воспроизведение не было достаточно осмысленным. С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое –проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной.При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.


ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И УЗНАВАНИЕ.
Воспроизведение и узнавание – процессы восстановление прежде воспринятого. Различие между ними заключаются в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом , при повторном его восприятии, воспроизведение же –в отсутствии объекта.

Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное –это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой,чаще всего по ассоциации.Произвольное воспроизведение – целенаправленный процесс восстановления в сознании пошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.

Формы воспроизведения:

Узнавание – проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
Воспоминание –осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
Припоминание –наиболее активная форма воспроизведения, во многом зависящая от ясности поставленных задач, от степени логической

упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;


Реминисценция- отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
Эйдетизм - зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

ЗАБЫВАНИЕ И БОРЬБА С НИМ.
Забывание – естественный процесс. Многое из того,что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. В первую очередь забывается то , что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестаёт быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.
Забывание проявляется в двух основных формах:

А) невозможность припомнить или узнать;

Б) неверное припоминание или узнавание.

Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти».Принято выделять три таких уровня:

Воспроизводящая память;

Опознающая память;

Облегчающая память;

Забывание протекает во времени неравномерно.Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.


Для уменьшения забывания необходимо:

понимание, осмысление информации;

повторение информации.

Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящее после нее.

Проактивное торможение – отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности.

Ретроактивное торможение – отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности.

Можно предположить очевидную зависимость: чем больше время нахождения информации в психике, тем глубже забывание. Но для психики характерны парадоксальные явления: пожилые люди легко вспоминают о давно прошедшем, но столько же легко забывают только, что услышанное. Этот феномен называется «законом Рибо», законом обратного хода памяти.

Важным фактором забывания обычно считают степень активности использования имеющейся информации.

Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Это справедливо более всего по отношению к семантической памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте.

Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются. Следовательно, забывается,то что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение (мотивированное забывание).

Основными существенными причинами забывания, выходящего за рамки среднестатистических значений, являются различные болезни нервной системы, а также сильные психические и физические травмы. В этих случаях иногда наступает явление называемое ретроградной амнезией. Она характеризуется тем, что забывание охватывает собой период, предшествующий событию, послужившему причиной амнезии.

С течением времени этот период может уменьшиться, и даже более того, забытые события полностью восстановятся в памяти.
РАСТРОЙСТВА ПАМЯТИ.

Память- одна из самых уязвимых способностей человека, её многообразные нарушения весьма распространены.

Нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности задают тематическую направленность гипер -функции памяти, которая принимает в этих случаях информацию навязчивых воспоминаний. Мы непреодолимо вспоминаем свои крайне неприятные или позорные поступки.

Гораздо чаще встречается ослабление функции памяти, частичная утрата способности сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию. К самым ранним проявлениям ухудшения памяти относится ослабление избирательной репродукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала.

При амнезии вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию, а затем последовательно сокращаются информационные запасы памяти. В первую очередь забывается то, что было усвоено совсем недавно, т.е. новые данные и новые ассоциации, затем утрачиваются воспоминания о последних годах жизни. Зафиксированные в памяти события детства, юности сохраняются гораздо дольше.

Выделяют также нарушения опосредованной памяти, когда опосредованные способы запоминания, например рисунки, символы, связанные с некоей информацией, не помогают, а затрудняют, т.е. подсказка не помогает в этом случае , а мешает.

Если при полном функционировании памяти наблюдается «эффект Зейгарник» ,т.е. незавершенные действия запоминаются лучше, то при многих нарушения памяти происходит и нарушение мотивационных компонентов памяти, т.е. незавершенные действия забываются.

Интересны факты обманов памяти, имеющих обычно форму крайне односторонней избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний и искажений памяти. Обусловлены они обычно сильными желаниями, неудовлетворенными потребностями и влечениями. Искажения памяти часто связаны с ослаблением способности различать своё и чужое, то, что человек переживал в действительности, и то о чём он слышал или читал.При многократном повторении таких воспоминаний происходит их полная персонификация, т.е. человек совершенно естественно и органично считает своими чужие мысли, идеи, которые он иногда сам и отвергал,вспоминает о деталях событий, в которых никогда не участвовал.Это показывает насколько память тесно связана с воображением, фантазией и с тем, что иногда называют психологической реальностью.

Оказалось, что большую роль в закреплении информации играют те же подкорковые области, которые ответственны за аффективную и мотивационную активацию психики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем.В свою очередь , психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Всё, что мы узнаём, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохранятся достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной»процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Таким образом память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов,связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению,каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объём запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы,на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Психология. В.А. Крутецкий.

Общая психология. А.Г. Маклаков.

Основы общей психологии. С.Л. Рубинштеин.

Общая психология. В.В.Богословский.

Основы психологии. Л.Д. Столяркнко.

Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении информации.

Функции памяти:

1. Узнавание -воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом.

2. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (оживление) в психике закрепленной ранее информации.

3. Запоминание – процесс памяти, направленный на закрепление в психике новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

4. Сохранение – процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.

Свойства памяти:

1. Запоминать (новую информацию)

2. Вспоминать (информацию)

3. Припоминать

4. Воспроизводить

5. Узнавать (ранее сохраненную информацию)

6. Сохранять (информацию)

Виды памяти

1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без

специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с

помощью специальных приемов).

3. Кратковременная память , которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память

4.Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: ДП с сознательным доступом и ДП закрытая (доступ при гипнозе, и т.п.)

5.Оперативная память проявляется в ходе выполнения какой-либо деятельности, когда сохраняется информация и из КП и ДП.

6.Промежуточная память - в течении нескольких часов хранится, накапливается, а во время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

7.Образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти.

8.Механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, он как бы впечатывает запоминаемый материал в мозговых структурах.


ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ЗАПОМИНАНИЯ.

Основные процессы памяти - это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.

Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание). Запоминанию помогают: 1) свежая голова (а для этого важно высыпаться), 2) эмоциональная окраска события (при желании любое нейтральное событие можно сделать эмоционально ярким), 3) позитивный эмоциональный фон (учитесь радоваться!), стремление, желание запомнить. По крайней мере, когда не хочется запоминать, обычно ничего и не запоминается. Лучше всего запоминается начало и конец.

Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Память нужно развивать и тренировать . Для этого используют:

Различные методы укрепления;

Улучшения;

Специальные тренировки.

Условиями успешного произвольного запоминания являются:

Осознание значимости и смысла запоминаемого материала;

Выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала;

Выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление -материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа;

Эмоционально- эстетическая насыщенность материала;

Возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;

Установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях;

Материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.

При заучивании материала существенно рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания.