Курбан (жертвоприношение) — его правила, суннаты и адабы. Жертвоприношение (курбан)

Домашние животные, которые пригодны для жертвоприношения

Пригодно животное, которое родилось без вымени, без хвоста, без курдюка.

Непригодно животное с детенышем в животе, очень худое, очень больное, с очень слабым зрением, сильно хромое («Шарху аль-мафруз», стр. 201-202), то есть если оно хромает так, что отстает от стада или если в поисках хорошей травы другие животные опережают ее.

Непригодно животное, у которого отрезана хоть небольшая часть уха, языка, вымени или хвоста.

Если при жертвоприношении у животного сломается нога или еще что-нибудь, то это животное становится непригодным для курбана . Также не пригодно для курбана бешеное животное, и животное, у которого ослеп один глаз. Непригодно и животное, которое родилось без уха.

Пригодно животное с поломанными рогами, а также с повторно выросшими после того, как они были сломаны, если это не принесло ущерба мясу животного. Но является нежелательным (караха) закалывать для курбана животное с поломанными рогами или вовсе безрогое.

Абу Юсуф сказал, что животное, у которого отрезано меньше половины уха, пригодно для курбана . Имам Кази Хусейн давал фетву последователям шафиитского мазхаба , что разрешается закалывать животное, у которого отрезано меньше половины уха, потому что трудно найти животное с полноценными ушами («Бугъят», стр. 423).

Однажды от мясника убежало животное и подошло к Пророку (мир ему и благословение) . Мясник пришел вслед и стал тащить его за ногу. Тогда сказал животному: «Ты подчинись велению Всевышнего Аллаха », а мяснику сказал: «А ты отнесись к этому животному с милосердием , и веди животное к месту закалывания аккуратно ».

Один человек сказал: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда я закалываю животное, мне бывает жалко его », Пророк (мир ему и благословение) ответил ему: «Если ты проявишь милосердие к животному, то и Всевышний Аллах смилуется над тобой ».

Также, при закалывании, следует воздать хвалу Всевышнему Аллаху за то, что Он сделал это животное покорным для нас. Желательно закалывать животное быстро. Необходимо вместе с горлом перерезать две сонные артерии. При закалывании сунной является дать животному попить воду , уложить его на левый бок, направив к Кибле , привязать три ноги, а правую заднюю ногу оставить свободной. Нежелательно снимать шкуру животного, пока оно не перестало шевелиться. Желательно, чтобы тот, за кого совершается жертвоприношение, закалывал животное собственноручно. Если же человек сам не закалывает, то желательно хотя бы присутствовать при этом. Если жертвоприношение совершается за женщину или за несовершеннолетних детей, то желательно, чтобы и они присутствовали.

Человеку до закалывания животного желательно произнести следующую молитву :

الله اكبر الله اكبر الله اكبر ولله الحمد بسم الله الرحمن الرحيم ان صلاتي ونسكي ومحياي ومماتي لله رب العالمين لا شريك له وبذلك أمرت وأنا من المسلمين

Смысл: «Аллах велик и вся хвала Ему. Именем Всевышнего

По мазхабу имама Абу Ханифы желательно подготовить жертвенное животное заранее, за несколько дней. Это является проявлением готовности выполнения повеления Всевышнего Аллаха и желания заколоть животное. Также желательно привязать что-либо красивое (бант) на шею этого животного, дабы знали, что это животное приготовлено для жертвоприношения. Предназначенное для жертвоприношения животное, нежелательно доить, стричь шерсть и садиться верхом. А по мазхабу имама аш-Шафии разрешается на него садиться верхом и доить, если молоко вредит вымени. Также разрешается стричь шерсть, если это приносит пользу животному, к примеру, весной и летом , когда на животном много шерсти, и до наступления праздника жертвоприношения еще много времени, потому что после стрижки шерсти животное поправляется, и мясо становится лучше. Стриженую шерсть желательно (сунна) раздать как милостыню. Если же нет пользы от стрижки шерсти, то животное не стригут. («Аль-Фикху аль-исламийю ва адиллатуху», том 4, стр. 2732 – 2738).

За десять дней до праздника Курбан Байрам начинается месяц Зуль-хиджа по лунному календарю. Эти десять дней - дни наибольшего блага и принятия всех молитв.

Виды дел в эти десять дней.

Первое: совершение хаджа и умры. И это лучшие из дел, которые могут быть совершены в эти дни.

Второе: пост в течение этих дней, вплоть до дня праздника. В день праздника пост запрещен. Особое внимание посту следует уделить в день Арафат (в этом году 24 октября).

Третье: Увеличить количество поминаний Всевышнего. Больше говорить слова: «Аллаху Акбар» (Аллах Велик), «Альхамдулиллях» (Хвала Аллаху).

Четвертое: Тауба (покаяние) и воздержание от неповиновения.

Пятое: совершение большого количества благих дел, таких как молитва, милостыня, чтение Корана, побуждение к одобряемому и удержание от неодобряемого, и другие дела подобные этим.

В день праздника Жертвоприношения каждый мужчина- мусульманин должен присутствовать на праздничном намазе (Гает). Разрешается не присутствовать на праздничном намазе только женщинаам, детям и тяжело больным людям.

После прочтения праздничной молитвы наступает время закалывания животных.

Что означает "Курбан"?

С арабского языка "курбан" переводится как приближение к чему-либо. В данном случае означает приближение к довольству Аллаха. В суре "Каусар" Всевышний Аллах говорит: "Читайте намаз и делайте курбан".

Кто обязан совершать курбан?

Обязанность совершения курбана возлагается на тех, у кого есть все необходимое: жилье, питание, одежда и денежные средства не менее 90 тыс.руб. То есть тот человек, который может себе позволить в дни праздника купить животное и сделать курбан, обязательно должен совершить это дело. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кто, имея возможность для резанья курбан, не сделает этого, то пусть не приближается к мечети" .

Время совершения курбана.

Курбан должен совершаться после праздничного намаза, если это будет сделано до намаза, то не будет считаться курбаном. Совершить курбан можно в течение трех дней, резанье ночью считается макрух- нежелательным.

Если вы живете в многоэтажном доме, и у вас нет места для закалывания животного, то в день праздника возле мечети организуется базар по продаже баранов. А во дворе мечети организовано специальное место для закалывания, также там обычно есть специалисты, которые и прочитают молитву, и выполнят работу.

Кто может выполнять курбан?

Резать курбан должен его хозяин, то есть тот, от чьего имени режется курбан. Но если по каким-либо причинам он не может этого сделать, то это делает его доверенное лицо.

Какое животное можно резать как курбан?

К таким животным относятся верблюд, корова, баран и коза.

Возраст верблюда или верблюдицы при этом должен составлять 5 лет, быка или коровы-2 года, барана или овцы- 1-0,5 года, зависимо от веса животного.

При каких физических недостатках животного его можно резать на курбан, а при каких нельзя?

Нельзя применять для курбана больных, слепых, хромых животных или животных, у которых не хватает съедобной части тела. Поэтому если срезан рог или животное кастрировано, то для курбана его использовать можно.

Что делать с мясом курбан?

После того, как вы приняли жертву, мясо делится на три равные части: первую оставляете себе для пропитания; вторую раздаете бедным и неимущим, третью готовите на праздничный стол, где собираетесь с родственниками и друзьями.

Бывают случаи, когда более состоятельные люди режут по несколько животных и оставляют себе малую часть, большую раздают. Это тоже разрешается. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Кушайте, кормите и себе оставьте"

Нужно ли закапывать кости, оставшиеся от курбана?

Если кости не будут валяться где попало, то в закапывании нет необходимости. Кровь, кости и мясо священными не считаются, священным считается поступок. Поэтому со шкурой и костями поступаете так же, как и в другое время.

Если у человека есть возможность сделать Курбан, но он его не делает?

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в своем изречении говорит: «И тот, у кого есть возможность сделать курбан, не делает это, то пусть не приближается к нам...».

Порой те бабушки и дедушки, которые живут на одну пенсию, заранее записываясь, режут Курбан, но их более состоятельные дети не делают этого. Если пенсионеры находят возможность, то и более молодое поколение раз в год может найти возможность. Надо помнить, что от нас Аллаху ни мясо, ни жир, ни шкура не нужны. Мы делаем курбан в знак благодарности за те милости, которые он дал, и посредством этого очищаемся от грехов.

Что касается тех людей, которые не совершают курбан, но всеми правдами и неправдами стараются заполучить это мясо, то они кроме греха от этого ничего не имеют.

Рустам хазрат Хайруллин,

имам-мухтасиб Бугульминского района

Праздник жертвоприношения Курбан-байрам (или Ид уль-Адха) является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. Отмечается праздник в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа и длится 3-4 дня.

Конечно, не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и в священном месте лично принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где могут оказаться мусульмане.

Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом (по-арабски — Ибрахимом) своего сына Исаака в жертву Богу. Однако на место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая его старшим сыном, а Исаак, по мусульманским представлениям, — второй сын Авраама. За эту преданность и добродетельность Всевышний вознаградил Ибрахима, заменив приношение в жертву Исмаила барашком.

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании утреннего намаза (молитвы) верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку, где мулла или имам-хатыб произносит проповедь.

По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду, в знак готовности служить богу. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное.

Мусульманин, совершив заклание, не должен скупиться на угощение, необходимо обязательно накормить бедных и голодных. Ритуальное угощение — худойи, садака — устраивается также во избежание всевозможных несчастий и болезней.

Близким, друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.

Жертвенные барашки Праздничная проповедь и намаз начинаются во всех мечетях примерно через 40 минут после восхода солнца по местному времени.

Ид аль-Адха, или Курбан-Байрам , - самый большой праздник мусульман, благословенное время радостного утверждения в вере, освобождения души от неправедных намерений, счастливое время обретения искренности. Аллах Всевышний наделил этот праздничный день высоким служением: Курбан-Байрам отмечен обрядом заклания жертвенного животного.

Традиция жертвоприношения ради Единого Создателя уходит своими корнями в далекое прошлое: многие поколения верующих в поклонении Всевышнему исполняли эту священную заповедь. А начало многовековой традиции было положено благословенным Ибрахимом (в Библейской традиции - Авраам), мир ему, великим пророком и посланником Всевышнего Аллаха.

Авраам - Пророк Ислама
По высказыванию одного из сподвижников Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Абу Хурейры, Ибрахим, мир ему, является одним из пяти лучших Божьих пророков (лучшими названы также пророки: Мухаммад, Муса (Моисей), Иса (Иисус) и Нух (Ной), мир им.

Священный Коран повествует об истории, произошедшей с пророком Ибрахимом (сура 6 "Аль-Ан´ам", аят 76), из которой мы узнаем о его остром уме, его стойкости и храбрости в противостоянии язычникам, о независимости и непоколебимости его чистых от любых проявлений неверия убеждений.

Вот как эта история изложена в тафсирах (толкованиях Корана) крупных ученых Ислама: исполняя высокую миссию Божьего Пророка, Ибрахим предпринимает попытку разубедить язычников в их заблуждении, призывает отказаться от обожествления чего-либо или кого-либо, кроме Всевышнего Бога, Творца всего сущего. Взывая к их разуму, Ибрахим предлагает людям задуматься, может ли созданное быть Богом. Он указывает им на звезду и восклицает: "Разве это мой Бог?!", или иначе: "Разве это достойно быть моим Богом?!" И дождавшись, когда звезда закатится, пророк, как бы отвечая на свой ранее высказанный вопрос, провозглашает: не может быть Богом то, что изменяется, ибо изменение - это одно из свойств созданных, тогда как Создатель вечен, и все Его Атрибуты также вечны.

Аллах сказал в Коране, что Он даровал Своему одному из любимейших пророков - великому Ибрахиму, мир ему, - прямой путь (сура 21 "Аль-Анбия", аят 51), и что Ибрахим не был из числа многобожников (сура 2 "Аль-Бакара", аят 135).

Всевышний, дабы укрепить Ибрахима в вере, ниспослал ему испытание. Пророк, следуя повелению Господа, должен был совершить заклание своего любимого сына Исмаила. И в своем твердом намерении исполнить Божественный приказ, пророк проявляет высшую покорность Аллаху. Бог Милостивый, не желавший гибели ребенка, принял жертву Ибрахима по его праведному намерению, а вместо Исмаила в жертву принесли животное.

С тех пор, отдавая дань подвигу пророка Ибрахима, явившего высочайшую степень праведности и любви к Аллаху, в качестве обряда поклонения Господу мусульмане совершают заклание жертвенного животного. И когда совершается обряд заклания курбана (жертвы), сердце верующего изливает величайшую присягу - быть покорным Единому Творцу; и в том сосредоточении души оно испытает сопряженную с глубоким страданием радость, рожденную в преодолении устремлений бренной жизни ради высшей покорности Всемогущему.

Мусульмане в этот день воздают хвалу Создателю, сохранившему жизнь Исмаилу: к нему восходит родословная лучшего из сынов Адама последнего Посланника Всевышнего Аллаха - Мухаммада, мир ему.

В терминологии учения Ислама (на арабском языке) покорность Единому Богу называется "Ислам", а проявляющий такую покорность человек зовется "мусульманином". Ибрахим, совершивший акт высшей покорности Единому Богу, является одним из преданнейших последователей ниспосланной Творцом единой религии всех Пророков - Ислама.

Великий Пророк Ибрахим, как сказано в Кор´ане, не был ни иудеем, ни христианином, а был благочестивым мусульманином (т.е. покорным Аллаху) - ханифун муслим (сура "Али Имран" аят 67).

Сделав примером для всех поколений подвиг великого Пророка Ибрахима, мир ему, Аллах Милостивый даровал нам знание о благочестии.

Что нужно знать совершающему жертвоприношение
Что нужно знать совершающему жертвоприношениеВ день большого праздника Ислама - Праздника Жертвоприношения ради Единого Творца - мусульмане посещают мечеть, чтобы вместе с единоверцами постигнуть радость величественного праздника. В мечети верующие совершают праздничную молитву, раздают садака (милостыню), а после - навещают родных и друзей.

Ночь накануне праздника желательно провести в поклонении Аллаху. В хадисе сказано, что мольбы, прочитанные в это время принимаются Всевышним. Тем, кому это затруднительно, надо постараться посвятить поминанию Аллаха, хотя бы часть ночи. Также желательно в день Ид аль-адха ночной (аль-иша) и утренний (аль-фаджр) намазы прочитать в мечети.

Накануне праздничной молитвы рекомендуется:
- пораньше подняться с постели
- совершить полное омовение тела (гусль)
- подстричь ногти
- надеть самую лучшую и красивую одежду
- почистить зубы мисваком
- подушиться благовониями
- надеть на палец серебряное кольцо
- не завтракать до праздничного намаза
- приветствовать мусульман
- проявлять радость и веселье
- ходить в гости
- поздравлять верующих с праздником, желая им того, чтобы Аллах принял их жертвоприношение и другие благие дела
- посетить кладбище, могилы близких
- раздавать милостыню
- приглашать родственников, близких и знакомых к себе домой.

Мясо жертвенного животного, согласно предписанию Шариата, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью - мусульманин может оставить себе.

Таким образом, принесенная жертва не только способствует духовному очищению жертвователя, но и обеспечивает на некоторое время пропитание бедной части мусульманской общины.

Жертвоприношение (курбан) в день праздника ´Ид аль-Адха, а также в последующие три дня ташрика является ваджибом (приближенным к обязательному) по мазхабу Имама Абу Ханифы и сунной (желательным), согласно шафиитской богословско-правовой школе.

Повеление совершать курбан было ниспослано от Всевышнего на втором году Хиджры. Жертву приносят за совершеннолетнего мусульманина с соответствующим намерением (нийят), выражая благодарность Творцу за ту милость, которую Он нам даровал.

Жертвоприношение в дни праздника является высоко награждаемым благодеянием, на которое особое внимание обращал наш Пророк (мир ему и благословение). В Коране сказано: "Совершай молитву и приноси в жертву животное ради Аллаха" ("Аль-Каусар, 2").

Для кого обязательно жертвоприношение (по мазхабу Абу Ханифы):
1. Мусульманин
2. Психически здоровый
3. Совершеннолетний
4. Находящийся в месте своего обычного проживания, т. е. не в пути
5. Обладающий имуществом в размере нисаб (80 гр. золота или 561 гр. серебра) на день праздника

Пророк (мир ему и благословение) говорил: "Лучшие из моей Уммы совершают курбан, худшие - оставляют это". Также передано, что с первыми брызгами крови жертвенного животного прощаются все предыдущие грехи человека, выполняющего курбан.

Из всех видов животных в жертву (курбан) допустимо приносить только верблюдов, коров (быков), буйволов, овец или коз. Верблюда и корову могут принести в жертву от одного до семи человек, а овцу или козу разрешается резать только за одного мусульманина. Согласно мазхабу Шафии, если в семье режут одного барана или козу, то тем самым суннат считается исполненным и за остальных взрослых членов семьи. В таком случае вознаграждение за курбан получат все. Однако лучше принести в жертву корову (быка) за семерых членов семьи. По мазхабу Имама Абу Ханифы, также допустимо совершить курбан, помимо выполнения ваджиба.

Лучше всего раздать все мясо жертвенных животных нуждающимся мусульманам в сыром виде, оставив дома небольшую часть, надеясь получить баракят (благодать) от Всевышнего Аллаха. Также допустимо разделить тушу животного на три части:

1. раздать тем, кому требуется помощь (включая шкуру)
2. оставить в семье
3. передать родным и близким (такой способ считается рекомендуемым (мустахабом) по мазхабу Ханафи). Кроме того, мясо можно передать в специальную благотворительную организацию, занимающейся распределением жертвоприношений. Важно заметить, что мясом и шкурой курбана нельзя расплачиваться с кем бы то ни было, а также продавать ее.

Условия жертвоприношения

1. Жертвенное животное должно соответствовать следующим возрастным требованиям: овца и коза - не менее года; буйвол и корова (бык) - два года; верблюд - не менее пяти лет. В то же время, по ханифитскому мазхабу, можно принести в жертву овцу в возрасте шести месяцев при условии, что на вид она соответствует одному году. Тем не менее, это недопустимо в отношении козы.

2. Жертвенное животное должно быть здоровым, без существенных изъянов.
Допускается отсутствие нескольких зубов, небольшой части уха или надломан рог, а также разрешается выполнить курбан, если животное немного хромает.

Недостатки, из-за которых нельзя приносить животное в жертву:

1. слепота на один или на оба глаза
2. один или оба рога сломаны до основания
3. оторвано ухо или хвост больше, чем на половину (животное, у которого отрезано менее трети уха, резать допускается по мазхабу Шафии)
4. хромота, не позволяющая животному встать на ноги
5. врожденное отсутствие уха или хвоста
6. болезнь
7. слабое, немощное животное приносить в жертву запрещено
8. повреждение сосков (если у козы или овцы отсох один сосок, а у коровы или буйвола два, то их резать нельзя)
9. отсутствие зубов
Желательно, чтобы животное было упитанным, очень худое также нельзя приносить в жертву.

3. Необходимо соблюдать сроки курбана. Этот период начинается с восхода солнца 10-го числа месяца Зуль-Хиджжа спустя время, необходимое для совершения намаза в два ракаата (праздничной молитвы) и чтения хутбы (проповеди), и продолжается до захода солнца 13-го числа этого месяца. После намаза аль-магриб (вечернего) выполнять курбан нельзя.

4. Необходимо иметь и произносить перед жертвоприношением соответствующее намерение (нийят). Мужчинам за себя предпочтительнее принести жертву собственными руками. Тем не менее, можно поручить это сделать и другому человеку (вакиль). При этом нийят произносит тот, за кого совершается курбан, но также намерение может выразить и вакиль (представитель), который выполняет курбан.

5. Хорошее отношение к животному при совершении жертвоприношении. Необходимо делать курбан острым наточенным ножом, дабы не мучить животное. В том случае, если человек не умеет сам резать, то желательно поручить это сделать тому, кто имеет опыт и навыки совершения курбана. Также, следует избегать того, чтобы животные видели нож или забивать одних на глазах у других.

6. Человек, приносящий в жертву должен быть последователем Ислама.

7. Жертвоприношение совершается следующим образом. Сначала произносят: "Бисмиллахи-р-рахмани-р-рахим. Аллахумма салли ´ала Мухаммадин ва ´ала али Мухаммад".

Затем читают три раза следующий такбир: "Аллаху акбар. Аллаху акбар. Аллаху акбар. Ла илаха илла ллаху ва ллаху акбар. Аллаху акбар ва лиллахил хамд".

На третий раз до "…Ла илаhа илла ллаhу ва ллаhу акбар..." добавляют: "Аллаху акбар кабиран, вал хамду лиллахи касиран, ва субхана ллахи букратан ва асила".

Затем, аккуратно положив животное на левый бок, повернувшись в сторону Киблы (Мекки) и перевязав его ноги, читают дуа (мольбу): "Аллахумма хаза минка ва илайка фатакабал минни" ("О Аллаx, это от Тебя и для Тебя, прими от меня") и добавляют: "Бисмиллахи Аллаху акбар. Аллахумма салли ´ала Мухаммадин ва ´ала али Мухаммадин васаллим", - и при этом одновременно режут трахею, оставляя ее в стороне головы, пищевод и обе сонные артерии.

Пока животное не умерло нежелательно отделять голову и шкуру от тела. Также следует уточнить, что, согласно ханифитскому мазхабу, если во время курбана человек сознательно не сказал "Бисмиллях", то мясо этого животного есть нельзя.

8. Нельзя есть следующие части жертвенного (и любого другого) животного:

1. кровь, вышедшую из туши животного
2. мочевой пузырь
3. половые органы
4. желчный пузырь
5. семенники самца (последние три пункта по ханифитскому мазхабу).

  • Значение жертвоприношения (курбан );
  • Для кого обязательно жертвоприношение (курбан );
  • Как и когда выполняется жертвоприношение (курбан );
  • Что делать с мясом и шкурой жертвенного животного;
  • Жертвоприношение по обету (н азр - курбан );
  • Жертвоприношение (курбан ) от имени умершего;
  • Разрешенные и запрещенные для жертвоприношения животные;
  • Разрешенное и запрещенное мясо;
  • Обряды, связанные с рождением ребенка;
  • Виды клятв и их исполнение.

ЗНАЧЕНИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ (КУРБАН )

Жертвоприношение в дни праздника Курбан-байрам – это поклонение (ибада ), совершаемое имуществом, которое относится к необходимому (ваджиб ). Откровение о жертвоприношении (курбан ) было ниспослано во втором году хиджры.

Жертвоприношение (к урбан ) совершается ради Всевышнего Аллаха в знак благодарности за Его дары и служит причиной приближения к Его милости. В одном из высказываний Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказано: «Самые худшие из скупых людей - это те, которые не совершают заклания жертвенного животного, хотя должны были бы это сделать».

Сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, в праздник Курбан-байрам совершал заклание двух животных – одного от себя, а второго – от имени своей общины (умм а ). Мусульмане, имеющие соответствующий достаток и желающие заслужить ещё больше благостей Создателя, также могут принести в жертву 2-х и более животных.

Обряд жертвоприношения регулирует социальные отношения в обществе, напоминает благосостоятельным людям о том, что они несут некие обязательства как перед Всевышним, так и перед обществом. Если человек обладает какими-нибудь возможностями, то их необходимо использовать в благих целях, а не ради своего собственного обогащения. Всевышний Аллах велит обеспеченным людям заботиться о бедняках и неимущих, об их пропитании, о поддержании хороших отношений со всеми людьми.

В Священном Коране говорится:

«И служите Богу и не уподобляйте никого Ему, и будьте добры с родителями и близкими родственниками, и сиротами, и нуждающимися, и с соседом из вашей родни, и с чужаком-соседом, и со спутником в дороге, и со странником, и с теми, кем владеют ваши десницы. Воистину, Господь не любит гордых и хвастливых» .

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Тот, кто сыт в то время, когда его сосед голоден, не из нас» .

Обряд жертвоприношения стирает все различия между людьми, сближает их и способствует укреплению единства и дружбы между ними, поскольку в праздничные дни верующие стремятся к совершению благих и добрых дел не только в отношении к своим близким, но и ко всем людям, торопятся раздать милостыню, а также преподнести мясо жертвенного животного в качестве подарка. В доме каждого мусульманина в этот праздник царит дух гостеприимства и щедрости.

В масштабе всего человечества этот праздник открывает великий путь к миру, согласию и единению людей всего земного шара. Курбан-байрам учит солидарности, взаимоуважению, бескорыстию и добру. Не трудно понять предназначение жертвоприношения, в котором заключены Справедливость, Всезнание и Мудрость Господа, направленного на обеспечение голодающего, бедствующего населения во всем мире, которые также как и все остальные люди имеют право на полноценное существование. Состоятельный человек может принести радость и довольство многим людям, а самое главное – обрести довольство Всевышнего и духовное удовлетворение, которое не каждый богатый человек сможет испытать даже на протяжении всей своей жизни.

Таким образом, обряд жертвоприношения не только способствует духовному очищению самого верующего, но и обеспечивает пропитание бедной части населения земли хотя бы на некоторое время.

ДЛЯ КОГО ОБЯЗАТЕЛЬНО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (КУРБАН )

В Священном Коране говорится:

فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ

«Совершай (праздничный) намаз и приноси в жертву животное ради Аллаха» .

Жертвоприношение (курбан ) является необходимым (ваджиб ) для:

  1. мусульманина;
  2. разумного;
  3. совершеннолетнего;
  4. свободного от рабства;
  5. не находящегося в путешествии;
  6. владеющего имуществом в размере нисаба (не обязательно владеть нисабом год).

Одной семье достаточно совершение одного жертвоприношения тем, кто содержит ее.

КАК И КОГДА ВЫПОЛНЯЕТСЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

Жертвоприношение можно совершать в первые три дня праздника Курбан-байрам, но лучше это делать в первый день. Жертвоприношение совершают после праздничного намаза. В местности, где праздничный намаз не совершают, жертвоприношение можно делать с наступлением рассвета. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Сегодня (т.е. в праздник) наше первое дело – это чтение (праздничного) намаза, а потом – совершение жертвоприношение (курбан ) . Кто так сделает, тот выполнит нашу с унну. Если кто-то сделает жертвоприношение (курбан ) раньше этого (намаза), то это будет считаться простым мясом, отданным своей семье» .

После вечернего намаза (аль -магриб ) третьего дня праздника совершать жертвоприношение (курбан ) нельзя.

Тот, кто умеет и имеет возможность, совершает жертвоприношение своими руками. Тот, кто не умеет или не имеет возможности, может поручить другому совершить жертвоприношение.

При заклании животное категорически нельзя мучить. Порицаемо тащить животное волоком на место закалывания за ноги, начинать поиски ножа или точить нож после того, как животное уже связано, а также резать одно животное на виду у другого. Отношение ко всем созданиям Аллаха должно быть чутким и внимательным.

Перед закланием необходимо сформировать намерение: «О Всевышний Аллах, ради получения твоего благословения приношу жертву». Во время заклания желательно, чтобы животное лежало на левом боку головой в направлении Кыблы.

Со словами «Бисмиллях, Аллаху Акбар» («С именем Аллаха, Аллах велик!») надо быстро острым ножом перерезать животному пищевод, дыхательные пути и основные вены.

и следующий аят Священного Корана:

قُلْ إِنَّ صَلاَتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Воистину, моя молитва, мое поклонение (Аллаху), жизнь моя и смерть – во власти Аллаха, Господа (обитателей) миров, наряду с которым нет (иного) божества …»

Во время жертвоприношения недостаточно сказать «Бисмиллях» , надо обязательно сказать «Бисмиллях, Аллаху Акбар» . Если режущий сознательно не сказал этого, мясо животного становится запретным, если же не сказал по забывчивости, то это прощается.

До полного наступления смерти нежелательно отделять голову или начинать снимать шкуру животного.

ЧТО ДЕЛАТЬ С МЯСОМ И ШКУРОЙ ЖЕРТВЕННОГО ЖИВОТНОГО

Мясо жертвенного животного можно раздать или оставить себе. Лучше (мандуб ) разделить его на три части: одну раздать беднякам и неимущим, другую – родственникам и друзьям, а третью оставить себе. Допускается отдать мясо жертвенного животного (к урбан ) не мусульманам в качестве подарка.

Мясо и шкуру жертвенного животного (курбан ) порицаемо (макрух ) продавать или расплачиваться с мясником. Разрешается использовать шкуру самому, отдать бедняку или в благотворительную организацию.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ПО ОБЕТУ (НАЗР - КУРБАН )

Обет совершить жертвоприношение (н азр урбан ) делает его необходимым (ваджиб ). Жертвоприношение по обету (н азр урбан ) бывает 2-х видов:

  1. Обет (н азр ), не связанный с какими-либо условиями. Например, сказав: «Я сделаю жертвоприношение во имя Аллаха», человек волен сделать это жертвоприношение в любое время.
  2. Обет (н азр ), связанный с каким-либо условием. Например, сказав: «Если выздоровеет больной, то я принесу жертву во имя Аллаха», человек должен совершить жертвоприношение, когда больной выздоровеет. Можно сделать жертвоприношение и раньше, не дожидаясь исполнения желаемого.

Мясо животного, принесенного в жертву по обету (назр ), нельзя употреблять в пищу тому, кто дал обет, а также его жене, родителям, бабушкам, дедушкам, детям и внукам. Кроме того, мясо жертвенного животного, принесенного по обету (назр ), нельзя есть тем, кто обладает нисабом.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (КУРБАН ) ОТ ИМЕНИ УМЕРШЕГО

Жертвоприношение за умершего совершают в праздник Курбан-байрам. Мясо жертвенного животного совершивший жертвоприношение за умершего может раздать или оставить себе. А мясо животного, принесенного в жертву по завещанию, раздают только бедным.

РАЗРЕШЁННЫЕ И ЗАПРЕЩЁННЫЕ ДЛЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ

Приносить в жертву можно только следующих животных: овцу, козу, корову, буйвола и верблюда. Козе или овце должно быть не менее года, корове или буйволу – не меньше двух лет, верблюду – не меньше пяти лет. Также можно принести в жертву крупную 6-ти месячную овцу, если по размеру она подобна годовалой. Для козы достижение годовалого возраста – строгое условие.

Весьма желательно купить животное за несколько дней до заклания и держать в собственном стойле. Если несколько одинаковых животных до заклания содержатся вместе, то лучше отметить свое животное особым знаком.

Одну овцу или одну козу может принести в жертву один человек. Одну корову, буйвола или верблюда могут принести в жертву от одного до семи человек (семей). Одной семье достаточно совершение одного жертвоприношения тем, кто содержит ее.

Не приносятся в жертву птицы (петух, курица, утка и т.п.), а также дикие парнокопытные животные (например, дикие буйвол, коза и т.д.).

Допустимо, если животное обладает незначительными недостатками, например, у него надломан рог, повреждено несколько зубов или оно хромает. Однако, существуют определенные недостатки, которые делают животное непригодным к жертвоприношению:

– если животное слепое на один или оба глаза;

– если один или оба рога животного сломаны до основания;

– если у животного не достает более половины уха или более половины хвоста;

– если хромое животное не в состоянии встать на ноги;

– врожденное отсутствие уха или хвоста;

– большая часть зубов повреждена так, что животное не может принимать пищу;

– если животное больное;

– если животное очень ослаблено;

– поврежденные соски;

– если у козы или овцы отсох один сосок, а у коровы или буйвола – два соска.

РАЗРЕШЁННОЕ И ЗАПРЕЩЁННОЕ МЯСО

Согласно канонам Ислама мусульманам разрешено (халяль ) употреблять в пищу мясо домашних животных и домашних птиц, таких как мясо коровы, буйвола, верблюда, лошади, барана, козы, курицы, журавля, страуса, голубя, зайца, гуся. Также разрешено употреблять в пищу саранчу и любую рыбу. Однако необходимо отметить мнение великого имама Абу Ханифы, который оговаривал незначительную порицаемость употребления конины.

Для того, чтобы мясо вышеперечисленных животных и птиц стало разрешенным (халяль ) необходимо соблюдение обряда убоя. Этот обряд заключается в перерезании шейных артерий, пищевода и дыхательных путей с упоминанием имени Всевышнего («Бисмиллях, Аллаху Акбар» ). Человек, совершающий данный обряд, должен быть мусульманином или человеком из числа людей Писания (христиан или иудеев) и находится в здравом уме.

Мясо хищных животных, имеющих клыки и питающихся мертвечиной, является строго запрещенным для употребления в пищу. К ним относятся львы, тигры, волки, шакалы, гиены, гепарды, лисы, соболи, медведи, собаки, ящерицы и т.д. Употребление в пищу мяса диких травоядных животных (газелей, оленей, диких коров, зайцев и т.д.) разрешено при соблюдении упомянутого обряда убоя.

В случае охоты с огнестрельным оружием упоминать имя Всевышнего Аллаха («Бисмиллях, Аллаху Акбар» ) необходимо во время выстрела. Если животное было только ранено, то охотник должен завершить обряд убоя, воспользовавшись ножом.

Мясо осла, мула, кошки, белки, слона, хищных птиц (орел, сокол, ворона, черный гриф, ястриб, коршун), летучих мышей также нельзя употреблять в пищу.

Не употребляют в пищу мясо животных и насекомых, вызывающих брезгливость, например, мышей, лягушек, змей, мух, жуков, бабочек, скорпионов. Также несъедобным считается мясо морских животных, не относящихся к рыбам, таких как осьминогов, моллюсков, крабов и т.п. Не употребляют в пищу рептилий, которые живут на суше и в море, например, черепах и крокодилов.

«Слово «курбан» в переводе с арабского означает «приближение», «близость». Совершая в дни праздника добрые дела, мы приближаемся к милости Аллаха», - объясняет значение слова руководитель направления дагвата Духовного управления мусульман РТ Нияз хазрат Сабиров .

Постом и молитвой

Мусульмане отмечают Курбан-байрам в 10 день месяца Зуль-Хиджа и празднуют четыре дня. При этом подготовка к Курбан-байраму начинается заблаговременно. Так, за 9 дней до праздника желательно каждому мусульманину начинать поститься. Во время поста, как и в , предписывается воздерживаться от еды и воды от рассвета до заката, дурных слов и поступков, а также больше поклоняться Всевышнему. Первые дни месяца Зуль-Хиджа (в 2017 году он наступил 23 августа) особенно ценные, так как Аллах увеличивает награду за добрые дела.

День, предшествующий Курбан-байраму, называется днем Арафа. В 2017 году он выпадает на 31 августа. Паломники, находящиеся в Саудовской Аравии, собираются в священной долине Арафат, где совершают основной обряд - стояние на горе. Именно в этой долине, согласно исламским преданиям, встретились Адам и Хава.

«После того, как Аллах отправил Адама и Хавву на землю, они долгое время не могли увидеться. После многочисленных просьб о прощении, Всевышний их помиловал. Встретившись в долине, они провели весь день в молитве», - рассказывает Нияз хазрат Сабиров.

Верующие, которые в день Арафа находятся не в хадже, соблюдают строгий пост и молятся Аллаху. С утреннего намаза дня Арафа к молитве прибавляются такбиры (слова-возвеличивания Аллаха), которые нужно произносить мужчинам вслух, а женщинам про себя после каждого намаза в течение 5 дней (в 2017 году с утра 31 августа до вечера 4 сентября). Кроме того, в праздничные дни помимо 5-кратного намаза нужно произносить дополнительные молитвы, ночные (намаз тахаджуд) и чаще произносить слова-поминания Всевышнего (Ля иляха илляЛлах, Аллаху акбар, Альхамду лиллях).

«Мусульманам необходимо проводить день Арафа с пользой. За совершение благих дел в этот день вознаграждение увеличивается многократно. В одном хадисе говорится, что когда у пророка Мухаммада спросили про пост в день Арафа он сказал: «Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы», - процитировал Нияз хазрат.

Верующие читают намаз в мечети. Фото: АиФ-Казань/ Руслан Ишмухаметов

Ночь перед Курбан-байрамом нужно проводить в молитве. Следует читать Коран, совершать намаз тахаджуд, просить прощения у Аллаха. Считается, что молитва, совершенная перед праздником, принимается Всевышним. У пророка есть изречение: «Не погибнет в судный день душа того, кто проводит ночи праздников (Ураза-байрам и Курбан-байрам), рассчитывая на вознаграждение, в поклонении, когда умрут сердца многих».

Ближе к утру мужчины омываются, надевают чистую одежду и отправляются в мечеть, произнося по дороге такбиры. В мечети совершается утренний намаз, затем имам читает Коран и праздничную проповедь. Через 30 минут после восхода солнца совершается праздничная молитва. Только после нее можно приступать к обряду жертвоприношения.

Правила жертвоприношения

Жертвоприношение может совершать каждый мусульманин, который достиг совершеннолетия, имеет постоянное место жительства (необязательно для путника, совершающего хадж), обладает здравым рассудком, является состоятельным.

В жертву можно принести: козу, овцу или барана в возрасте от одного года (от одного человека). Быка или корову от двух лет (до семи человек). Верблюда от пяти лет (до семи человек).

Мужчины делят жертвенное животное на три части. Фото: АиФ-Казань/ Мария Зверева

Женщины не ходят в мечеть

В день Арафа женщины проводят уборку в доме, закупают подарки и продукты на стол. Ночь также проводят в молитве, затем моются, переодеваются в свежую одежду и начинают готовить праздничный стол. При этом в мечеть отправляются только мужчины, женщины остаются дома.

«В день праздника принято приглашать гостей. С утра в домах накрыты столы, а после разделки туши животного женщины начинают готовить блюда из жертвенного мяса. Также в Курбан-байрам нужно посещать больных, сирот, дарить ласку и заботу людям. На территории мечетей проходят семейные праздники, где людей ждут угощения. Великий для мусульман праздник длится 4 дня: в это время нужно ходить на кладбище, молиться за души покойных, чаще навещать родителей, просить у них благословения», - говорит Нияз хазрат Сабиров.

Женщины в праздник остаются дома и готовят еду. Фото: АиФ/ Алия Шарафутдинова