Уроки доброты юрия куклачева. Урок Доброты от Юрия Куклачёва Скачать куклачев уроки доброты и самопознания

Для развития у детей фантазии, внутренней смелости, воображения, умения сосредоточиться, быть внимательным и наблюдательным.

Упражнение 1. Обмен

– Возьмите из своих вещей какой-нибудь небольшой предмет: расческу, авторучку, ключ. Пока ведущий считает до 20, внимательно рассмотрите предмет…

…19! 20! Обменяйтесь предметами с соседом. Рассмотрите этот новый предмет…

…19! 20! Стоп! Теперь расскажите друг другу по очереди сначала об одном предмете, потом о другом, а сосед пусть проверяет вас.

Не пропускайте ни одной мельчайшей подробности! А что это за царапина на расческе, когда она появилась, отчего? Вспомните или придумайте это. Часы соседа – давно они у него? Он их купил или это подарок? Решите, кто подарил? Почему вы так решили?

Так тренировка зрительной памяти связывается с развитием воображения, неотделимого от наблюдательности.

Упражнение 2. Уличный фотограф

Упражнение развивает зрительную память и навыки наблюдательности.

– Когда вы идете по улице, упражняйтесь в «мгновенном фотографировании».

Вы видите идущего навстречу человека. Переведите на него прямой взгляд и через секунду отведите. Сразу же восстановите изображение в памяти, а затем сверьте снимок с оригиналом. Как в фотографии:

  • снимаем,
  • проявляем,
  • печатаем,
  • рассматриваем отпечатки.

Точно так же упражняйте память на «фотографиях» щитов с афишами, витрин магазинов, домов. Ваш глаз должен уметь за секунду точно запечатлеть изображение во всех подробностях. Вернее – глаз-то ваш это умеет, он только так и делает. А вот успеть осознать запечатленное памятью изображение мы не всегда умеем. Такое умение надо тренировать.

Упражнение 3. На одну букву

Еще одно упражнение, тренирующее зрительную память и наблюдательность.

– Пока ведущий сосчитает до 30, найдите и запомните все предметы в комнате, название которых начинаются с буквы С.

…29! 30! Пожалуйста, кто первый?

Сверток, стул, стол, спички, снимок, стена, стекло, створка, скоба, сиденье, сигареты…

– Кто добавит?

– Серьги, серебро, сталь, салфетка…

– Сетка, связка книг, сборник, страницы, сгиб, скрепки…

– Ступня, спина…

– Сандалеты, сарафан, ситец, сатин, сукно, сафьян, спинка, строчка, стежки, складки, сорочка…

– Солнце! Свет!

– Староста, стиляга!

– Синяк!

– Сучок! Все!

– Итак, общими усилиями за минуту мы отыскали в комнате 40 предметов на С.

Теперь за полминуты отыщите все слова на букву Т.

Упражнение 4. На что похоже?

Еще Леонардо да Винчи рекомендовал художнику развивать свою фантазию, рассматривая пятна на стенах. «Ты можешь там увидеть разные битвы, – утверждал он, – быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много вещей».

Фантазия проявляется в работе воображения у человека с развитым ассоциативным мышлением, с тренированной зрительной памятью, основой образного мышления.

Все, что нас окружает в комнате, может быть объектом фантазии – линии древесных слоев паркета, тени на потолке, складки занавесей, скатертей, одежды. Облака в небе.

Кинем на стол несколько спичек, пусть они упадут, как попало.

– Всмотритесь, что это вам напоминает?

– Бревна по реке плывут …

– Медведь пасть оскалил – вот глаза!

– Нет, у медведя не такие жесткие линии. Это – гриф. Расправил крылья, сейчас полетит…

Упражнение 5. Путь вслепую

Закрыв глаза, нужно пройти через всю комнату к своему месту и сесть.

– Не спешите. До того как идти, надо еще многое сделать. Внимательно рассмотрите свой будущий путь. Пока открыты глаза, представьте себе, что вы идете. Смотрите, каким должен быть ваш путь. Когда мысленно, но еще с открытыми глазами, вы прошли весь путь, то есть увидели, как вы идете к стулу и садитесь, закройте глаза. Проделайте то же сааме с закрытыми глазами, мысленно пройдите весь путь. Сколько мысленных шагов понадобилось вам? Откройте глаза, прикиньте, верно ли рассчитали шаги.

Теперь закройте глаза и идите. Мысленно сокращайте расстояние. У вас должно быть ощущение, что вы двигаетесь в хорошо известном вам пространстве. Нет, не надо считать шаги! Лучше откройте глаза на мгновение, чтобы убедиться, на том ли вы месте, где предполагали.

Это не спортивное упражнение, не стремитесь пройти лучше всех, быстрее всех, не это вам нужно. Мы работаем над развитием осознанного внутреннего видения . Поэтому самое главное – когда идете, старайтесь увидеть ваш путь на экране внутреннего зрения…

После уверенного выполнения упражнения, когда ясно, что ученик действует не механически, подсчитывая количество шагов, а активно пользуется внутренним видением, можно ввести усложнение. На прямой линии пути ставится одно или два препятствия, стулья или столы, которые надо обойти и не задеть.

Упражнение 6. Что нового?

Проверяя степень развития наблюдательности, спросите учеников в начале урока: – Что нового заметили вы сегодня в нашей аудитории? – Как стояли стулья вчера, когда вы уходили?

– Что нового в одежде товарищей – кто сегодня в другом платье? В других туфлях?

– Вспомните, что нового увидели вы сегодня на улице, когда вышли из дома?

Упражнение 7. Коробка с бисером

– Представьте себе, что на коленях у вас коробка с бисером. В ней разные отделения: красный бисер, голубой, желтый и белый. Освойтесь, решите, какая коробка нужна, откройте ее, посмотрите, где какие бисеринки лежат. Возьмите воображаемую нитку и нанизывайте на нее бисер в такой последовательности: три голубых бисеринки, одну желтую, одну белую, две красные, одну белую и снова – три голубых и т. д.

Нужно тренировать в этом упражнении непрерывность, логическую последовательность воображаемых действий, их завершенность.

Упражнение 8. Действие с воображаемыми вещами

«Основными гаммами для актеров» называл Станиславский упражнения на действие с воображаемыми предметами. «Тот, кто выполняет маленькие физические действия, – говорил он, – тот знает уже половину системы».

В качестве перечня возможных упражнений приведем выписку из заметок Е. Вахтангова:

  • вышивать крестиком,
  • стирать белье,
  • чистить сапоги,
  • лепить из глины,
  • варить варенье,
  • делать прическу,
  • развязать коробочку с конфетами,
  • сделать удочку и ловить рыбу,
  • растопить печь,
  • одеться,
  • выкроить рукав,
  • почистить ружье,
  • склеить коробку,
  • поиграть в куклы и т.д.

Упражнение 9. Разговор по телефону

– Позвоните товарищу по воображаемому телефону!

До того как ученик приступит к разговору по телефону, нужно добиться, чтобы он верно обращался с воображаемым телефоном, точно набирал определенный номер, знал место действия (где стоит телефон? В будке? Где эта будка? Вспомните конкретную будку на улице!).

– С кем ты разговариваешь? Видишь ли внутренним зрением своего партнера?

Когда вы в жизни разговариваете по телефону – вспомните! – вы всегда представляете себе партнера, видите его на экране внутреннего зрения. Что вас заставляет его видеть? Его голос! А сейчас, когда вы говорите с воображаемым партнером, как услышать его голос? Как услышать партнера внутренним слухом? Попробуйте мысленно отвечать за партнера так, как отвечал бы он, по вашему мнению. Мысленная речь должна сочетаться с видением партнера.

Вымышленная взаимосвязь с вымышленным партнером – важный раздел в освоении сценического действия.

Упражнение 10. Сцепка

Упражнение на развитие коммуникативных навыков между двумя партнерами.

– Партнер не слышит вас через массивное стекло, поэтому попробуйте объясниться письменно, пишите пальцем буквы в воздухе, пусть он их читает и пишет свои ответы.

Придумайте цель и действуйте.

Ученики пишут пальцем в воздухе, но очень скоро выясняется, что слов им недостаточно. Они активно смотрят в глаза друг другу, а не только на буквы. Они угадывают начинающееся слово и даже всю будущую фразу. Они отвечают и спрашивают, наконец, не только буквами, ими они пользуются лишь в том случае, если

партнер чего-то не понимает. Между ними устанавливается крепкая внутренняя связь, сцепка .

– Когда вам было легче и передавать и принимать, вначале, когда вы пользовались только буквами, или потом, когда образовалась сцепка? Конечно, потом. С момента сцепки вы начали взаимодействовать друг с другом, а вначале взаимодействия не было, потому что каждый из вас все свои усилия употреблял на буквы, то есть на другой объект, а не на партнера.

Упражнение 11. Оркестр

– Сейчас мы создадим оркестр, который выступит в концерте.

Распределяю обязанности:

Ты – рояль (не играешь на воображаемом рояле, а сам рояль!).

Ты – пианист.

Ты – скрипка, ты – скрипач.

Ты – контрабас, ты – контрабасист.

Ты – кларнет, ты – кларнетист.

Вы – барабан и тарелки, ты – ударник.

Ты – певица, солистка.

Ты – дирижер оркестра.

Состав оркестра – необычный, но это не должно нас смущать. Педагог или один из учеников, ведущий, берут на себя обязанности конферансье и объявляют номера, неожиданные для самого оркестра:

– Романс на патагонском языке в сопровождении оркестра!

– Симфония «Футбол»!

– Ария марсианки из оперы «Космос»!

Музыканты должны играть на своих инструментах, а те должны издавать соответствующие звуки. Певица-солистка должна петь так, как если бы у нее был уникальный по красоте и силе звука голос (но, может быть, совсем без звука!).

– Что это такое – «я скрипка»? Я вытягиваюсь на стуле и откидываю голову. Моя голова – струнодержатель с колками, натягивающими струны. Я вижу, чувствую, ощущаю, как они натянуты, эти струны – мои руки, протянутые вниз и положенные на колени (на «подставку»). Когда скрипач водит воображаемым смычком по моим струнам, я чувствую, как колеблется струна и передает свое звучание моему корпусу, корпусу скрипки. И когда я, скрипка, пою эту мелодию, я ощущаю, как звучит мой корпус…

Говоря строго – я не ощущаю, а мне кажется, что я ощущаю. Но не все ли это равно, если я действую так, как если бы я ощущала?

Упражнение 12. Ручные часы

– Что, если бы каждый из вас был деталью ручных часиков? Соберитесь кучкой, представьте себе, что эта кучка – часики на ремешке. Распределите между собой обязанности:

один – часовая стрелка,

другой – минутная,

третий – секундная,

четвертый – заводная пружина,

пятый, шестой и седьмой – три соединяющихся шестеренки,

восьмой – баланс с волоском и анкерной вилкой.

Ищите верное «самочувствие» каждой детали.

Кто спокойнее всех? Часовая стрелка, ей спешить некуда. А секундная – работяга, любит точность и гордится своей пунктуальностью и неутомимостью. Как показать ее в действии? Как угодно: вы можете, например, описывать пальцем большую окружность и говорить при этом «тик-тик-тик». А часовая стрелка – как вытянула руку, так и застыла…

– Который час?

Упражнение 13. Играем в куклы

Нужно принести на урок несколько настоящих игрушек – кукол, медвежат, зайчиков.

– Продолжаем играть в куклы. Составьте стулья в круг, садитесь и передавайте друг другу игрушки.

Вы наблюдали за детьми и видели, на чем основана вера ребенка в подлинность происходящего с ним и с куклой. Ребенок всегда относится к кукле, как если бы она была живым существом. Он только всегда оправдывает – да, у Тани целлулоидное лицо, да, у нее не открывается ротик, да, ее ручки на резинках, да, она такая, но она все видит, слышит, и понимает, она – совсем живая!

Ребенок верит в это, пока он играет. После игры он может отшвырнуть Таню ногой – она уже просто кукла, а не живая. Но во время игры – пусть попробует кто-нибудь из взрослых нечаянно наступить на Таню ногой, какая будет трагедия!

– Передавайте игрушки и относитесь к ним, как если бы они были живыми существами. Не подставляйте на их место воображаемых людей и медведей.

Оправдывайте – и матерчатые пальцы, и бусинки вместо глаз. Так уж они устроены, эти милые живые существа! Играйте с ними и передавайте соседу. Действуйте так, как если бы на самом деле куклы вас видели, слышали, понимали.

Упражнение 14. Кошки-мышки

– Сыграйте так, как если бы вы были детьми. Во что будете играть? В «кошки-мышки»? Рассчитывайтесь:

Раз, два, три, четыре, Жили мошки на квартире. К ним повадился паук. Фук!

– Кошка есть. Рассчитывайтесь еще:

Стакан, лимон, выйди вон!

– И мышка есть. Все помнят условия игры? Становитесь в кружок, беритесь за руки. Помните, что кошка – очень страшный и коварный зверь, нельзя подпустить ее к мышке!

Упражнение 15. Зоопарк

Помогает распознать язык мимики, жестов, развивает наблюдательность и снимает телесные зажимы.

Группа детей изображает разных животных. Стараются точно скопировать позы повадки. Другая группа – зрители. Они гуляют по зверинцу, отгадывают зверей, хвалят их и фотографируют. Угадав всех, дети меняются ролями.

Упражнение 16. Гигантский осьминог

Дети учатся работать в команде, проявляют ловкость, сообразительность, целеустремленность.

Дети ложатся на коврик по кругу, зацепляются друг с другом в центре ногами и превращаются таким образом в осьминога. Другая группа детей – «ныряльщики».

Они шустро двигаются между «щупальцами» (руками) осьминога и пытаются достать «ракушки» – мячики, которые лежат между щупальцами осьминога. Побеждает тот ныряльщик, который может собрать больше всех «ракушек» и не будет пойман «осьминогом» и посажен в центре круга.

Упражнение 17. Зайчики в трамвайчике

Игра развивает умение работать в группе, чувствовать товарищей, снимает телесные зажимы.

Выбирается «головной вагон». Остальные дети приседают на корочки, берут друг друга за пояс – они зайчики, которые сидят в трамвайчике.

Следуя за «головным вагоном», стараются передвигаться всем «телом», обходя препятствия, падают на бок, замедляя или ускоряя движение, заворачиваются в кольцо. Задача зайчика – не вывалиться из вагона, чувствовать общий ритм. Выигрывает та команда, которая быстрее пройдет препятствие.

Упражнение 18. Бегемот

В игре развивается ловкость, наблюдательность, внимание, снимаются страхи.

Выбирается водящий – он будет «бегемотом»: вытягивает вперед руки одну над ругой, изображая огромную зубастую пасть. Остальные дети просовывают руки в «пасть».

Бегемот с невозмутимым видом отвлекает детей, поет песни, притопывает ногами, подпрыгивает и неожиданно смыкает руки – «пасть». Кто попался, становится бегемотом.

Упражнение 19. Цирковой морж

Игра способствует развитию сообразительности, умению преодолевать препятствия, используя ресурсы тела, активизирует воображение.

Детям, лежащим на полу, связывают шарфиком ноги под коленями, и они превращаются в ластоногого моржа. Ведущий бросает воздушный шарик, и каждый пытается поймать его, отобрать у других и забросить его в корзину на полу, передвигаясь необычным способом.

Побеждает самый меткий и вежливый «морж».

Упражнение 20. Кенгуру

Игра развивает чувство сопереживания, учит управлять своим телом.

На пояс детей свободно завязывают шарфик, образуя сумку «кенгуру». В нее сажают детеныша – любимую мягкую игрушку-зверушку. По команде ведущего кенгуру начинают прыгать к условному месту, стараясь при этом не выронить малыша. Руками поддерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые «кенгуру».

Упражнение 21. Рукопашная на одной ноге без рук

Игра способствует эмоциональной разрядке, выходу агрессии, учит соблюдать правила, снимает телесные зажимы.

Дети в парах встают друг против друга на одной ноге. Руки спрятаны за спину. По команде ведущего они начинают наскакивать друг на друга, толкаться плечами, туловищем, стараясь заставить соперника встать на обе ноги. Ведущий следит за соблюдением правил.

Второй вариант, усложненный, для более старших детей. Дети в парах встают друг против друга. Им завязывают глаза. Дают в руки поролоновые подушки. Каждого воина раскручивают по кругу и по команде они начинают искать друг друга: кто за одну минуту попадет больше подушкой по своему противнику или свалит с ног, тот и выиграл.

Упражнение 22. Коммунальная квартира для животных

Как известно, в коммунальных квартирах часто происходят ссоры и люди не могут часто найти общий язык по разным пустякам, потому что не умеют уступать и быть вежливым по отношению к другим. Умение договориться, работать в группе, думать о других очень важны для продуктивного общения.

На небольшом столике дети должны построить теремок и поселиться в нем. Дети советуются и выбирают роли разных животных. Задача – по очереди называя себя, занять место на столике, думая о других. Понятно, что медведь занимает много места, а мышь – мало. Пусть каждый помнит о цели – построить и заселить всеми зверями теремок, занимая свой кусочек «жилплощади».

Упражнение 23. Робинзоны

Игра развивает инициативность, смелость, способность постоять за себя, договориться с партнером по общению.

На полу раскладываются подушки на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Дети – «робинзоны», подушки – «острова», их на две-три меньше, чем «робинзонов». Если на острове робинзонам тесно, то они должны договориться, как разместиться вместе. А если не получается – прыгают на другие острова и, выбирая разные стратегии (толкают, обнимают, просят подвинуться), ищут себе место под солнцем.

Если робинзоны совсем не могут договориться между собой, взрослый подсказывает и помогает найти выход из конфликта.

Упражнение 24. Позы животных, которые не злятся

Две команды. Какая команда сможет больше показать поз животных, которые не злятся, та и победила.

Помогите детям, напомнив, что у добрых животных дыхание ровное, спокойное. Попросите ребенка подумать о чем-то добром и радостном.

Упражнение 25. Позы животных, которые сердятся

А теперь команды изображают животных, которые сердятся. Дыхание произвольное. Ребенка просят подумать о том, что его сердит и злит.

Упражнение 26. Позы животных, которые спали и теперь тянуться

– Вы хорошо помните, что животные после сна обязательно потягиваются. Покажите, как это делают кошки. Собаки. Попугаи, Петухи. Обезьянки.

Упражнение 27. Покажите, как…

– Покажите, как ходит кузнечик, кенгуру. Воробей. Ворона. Медведь, Слон…

– Покажите, что делает аист, когда отдыхает. Как отдыхает кошка…

– Покажите, как летает орел. (Ребенок ложится на сиденье стула на живот,

поднимает руки ноги как можно выше и в этой позе летит – у кого пресс сильнее, тот

дольше выдержит.)

Упражнение 28. Цирковой номер «Зеркало»

Дети встают друг против друга. Один будет показывать движения, а другой – передразнивать, в точности копируя ее. Условия – не сбиваться. Можно включить веселую музыку. Порядок движений: присесть, сделать смешную рожицу, надуть щеки, улыбнуться, начать быстро растирать уши, затем нос с боков – по 10 раз. Похлопать себя по щекам, с шумом выпуская воздух, вращать головой 5–6 раз, попрыгать на месте 3–4 раза, сесть, изобразить смешную рожицу. Потереть живот по часовой стрелке, положив одну руку на другую. Лечь на спину, поднять вверх руки и ноги, подергать ими, издавая при этом какие-нибудь смешные звуки. Поднять руки вверх и попрыгать, издавая победный клич. Таким образом, делается массаж, развивается внимание и наблюдательность. Кто изображает зеркало, точно копирует все.

Упражнение 29. Веселый зоопарк и умелое превращение

Спросите у детей, были ли они в зоопарке. Пусть они сейчас попробуют изобразить понравившихся им животных. Начиная показывать, делайте это как можно смешнее и попросите ребенка, когда он догадается, изобразить зверюшку самому.

Выбирайте наиболее характерные движения животных. Например:

– мышка бегает на носочках мелкими шажками;

– заяц прыгает, поджав лапки и оглядывается по сторонам;

– лиса плавно выхаживает, поглаживая хвост;

– слон шумно переступает с ноги на ногу и медленно раскачивает головой из стороны в сторону;

– черепаха медленно передвигается, вытягивая и резко втягивая шею;

– тигр напрягает передние лапы, выпускает «когти» и готовится к прыжку и т. д.

Вашему воображению и фантазии детей не должно быть предела!

Упражнение 30. Шаловливые обезьянки

Представьте, что у двух любопытных обезьянок, которые испачкали руки клеем, ладошки между собой склеились. Покажите, какие фигуры могли исполнить обезьянки в попытке разъединиться

Упражнение 31. Ловкая кошка

Ставится стул, и дети по очереди на четвереньках проползают под ним – побеждает тот, кто проползет быстрее и не сумеет не задеть за стул.

Затем упражнение усложняется. Пролезать под стулом, не касаясь пола коленями, опираясь только на руки и на ноги, а затем обратно ногами вперед. До стула дотрагиваться нельзя. Упражнение развивает силу, гибкость, пластичность и сноровку.

Упражнение 32. Космонавт

– Представьте себя в космическом корабле, который летит на Марс. Вы космонавт. Как вы будете двигаться в условиях невесомости? Переходите со стула на стул, приседайте, ложитесь, вставайте, наливайте в стакан воду. Одевайте пиджак, рубашку… Смотрите внимательно, чтобы дети все исполняли плавно и замедленно.

Упражнение 33. Садко

По сказке, Садко попадает к царю морскому. Покажите, как Садко ходил и двигался под водой. Как он поднимал ракушки с жемчужинами. Ловил рыбок, которые плавали вокруг него.

Это упражнение дает возможность почувствовать ребенку свое тело в пространстве. Развивает фантазию, пластику.

В случае отсутствия настоящего животного ведущий все показывает с помощью мягкой игрушки-кошки. Затем детям предлагается представить себя кошкой, которая пришла в чужой дом и осматривается. Желающие показывают, как это делается.

Дети разбиваются на пары, одному завязывают глаза, и он мягко и осторожно прикасается к другому ребенку, знакомится с ним. Затем пары меняются ролями.

Упражнение 34 «Точим когти»

Ведущий предлагает детям представить себя котятами, сесть, вытянуть руки и ноги и по команде «Точим когти» напрячь пальцы, кисти рук и ног. По команде «Мягкие подушечки» – руки и ноги расслабляются. Повторить три раза.

Подвижная игра 35 «Мышка, мышка … кот»

Дети встают в круг. Один, «мышка», остается за кругом, он идет и приговаривает: «Мышка, мышка… кот».

То, на ком он останавливается, становится котом, и дети разбегаются в разные стороны по кругу. Их задача – побыстрее занять освободившееся место, но в момент встречи соревнующиеся должны обязательно взяться за руки, сделать реверанс, улыбнуться и сказать хором: «Здравствуй, мышка! Здравствуй, кот!», а затем снова бежать к свободному месту.

Все мы прекрасно знаем веселого, знаменитого во всем мире клоуна, работающего с кошками, - Юрия Куклачёва. Юрий Дмитриевич – создатель и художественный руководитель единственного в мире «Театра кошек», народный артист России, обладатель приза «Золотая Корона клоунов», ордена «Надежды наций» и «Ордена дружбы».

Но пока мало кто знает, что Юрий Куклачёв является еще и автором образовательной программы «Школа Доброты». Он написал серию книг и методических пособий под названием «Уроки доброты и самопознания» для детей начальных классов и учителей. Игры и задания, включенные в методические пособия, составлены Юрием Дмитриевичем на основе работ известных педагогов, психологов.

Книги «Уроки доброты и самопознания» одобрены Министерством Образования Российской Федерации и включены в учебно-методический комплект «Окружающий мир» для начальной школы. В течение восьми лет по образовательной программе «Школа Доброты» проводится успешная работа в школах, интернатах, центрах социальной помощи г. Москвы и других городов России.

Сын Юрия Дмитриевича, Дмитрий Куклачёв, продолжатель дела отца и руководитель Театра кошек Куклачёва, посетил Алматы со своим увлекательным спектаклем «Мои любимые кошки». Редакция журнала «Самопознание.kz» не преминула возможностью побеседовать с замечательным артистом Дмитрием Куклачёвым, продолжившим и развившим дело своего отца. Дмитрий Куклачёв окончил цирковое училище и Российскую Академию театральных искусств. В 2009 году ему присвоено Почетное звание Заслуженного артиста Российской Федерации.

Дмитрий Юрьевич, мы – Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный Центр «Бөбек». Мы внедрили в школах Казахстана предмет «Самопознание», целью которого является гармоничное развитие подрастающего поколения. Одна из книг Вашего отца, Юрия Дмитриевича Куклачёва, так и называется «Уроки доброты и самопознания». Хочется спросить, что Вы понимаете под самопознанием?

Прежде чемсказать, что такое самопознание, нужно сказать, что такое ребенок.Ребенок – это губка, которая все в себя впитывает. Не только от самого ребенка, а даже чаще от общества, в котором он живет, зависит, какому влиянию будет подвержен ребенок. Понятно, что ничего хорошего не выйдет, если ребенок целыми днями пропадает в подворотнях, где его могут быстро научить и пить, и курить. Но если изначально общество другое, то соответственно и ребенок будет подтягиваться, правильно воспринимая ценности своего общества. Очень важно воспитывать в детях гармоничное отношение к миру, позитивное мироощущение, прививать высокий культурный уровень, ведь тогда и ребенок вырастет гармонично развитым культурным человеком.

Что же я понимаю под самопознанием? Я бы сказал, это когда ребенок учится у самого себя. В «Уроках доброты» Юрия Дмитриевича даны прекрасные задания и тренинги, исполняя которые ребенок учится прислушиваться к своему сердцу, спрашивать у самого себя, как ему поступить в тех или иных ситуациях. Самопознание – это когда ребенок находит ответы на поставленные жизнью вопросы у самого себя и в самом себе. На мой взгляд, это очень важное умение в жизни каждого человека, потому что никто не подскажет тебе лучше, чем ты сам, и это, в конце концов, воспитывает в ребенке ответственность за свою жизнь.

- Как Юрий Дмитриевич пришел к идее самопознания и к мысли писать книги для детей?

Мой отец очень творческий человек. Однажды он загорелся идеей написать книгу, и первым его произведением был рассказ, написанный им в Израиле. Он встретил Святой огонь в храме Воскресения Христова в Иерусалиме и, вдохновленный, на одном дыхании написал рассказ «Мария». Когда он прочитал этот рассказ профессиональным писателям и литераторам, они посоветовали ему: «Пиши, ты же прекрасно пишешь». Так у отца родилась задумка написать «Уроки доброты и самопознания», потому что ему есть, что сказать людям. Он долго работал с людьми и, конечно, он видит, что происходит в обществе, какими растут наши дети.

Юрий Дмитриевич регулярно ездит в Казань в колонию для несовершеннолетних преступников и уже целый год в ней внедряет в ней свою школу самопознания и доброты. Кроме моего отца, в эту колонию ездит Вячеслав Спесивцев, руководитель Московского молодежного театра «Яблоко». Результат впечатляющий, - дети меняются на глазах. Можете себе представить, что в колонии есть дети, которым по 13 – 15 лет, но они не умеют читать и писать, и более того, им это не нужно, ведь они жили в таком обществе, где важнее было, к примеру, умение завести машину и угнать. А теперь отец рассказывает, что дети говорят: «Я выйду из колонии и пойду работать автослесарем», то есть дети больше не хотят угонять машины, они хотят их чинить и приносить пользу обществу.

- Расскажите вкратце, о чем книга Юрия Дмитриевича «Уроки доброты и самопознания»?

На мой взгляд, это уникальная книга, потому что она написана легким доступным языком. Если все психологические книги по воспитанию ребенка написаны очень сложно, - зачастую самим взрослым сложно их понять, а для детей они совершенно непонятны. В «Уроках доброты» все очень просто, - они построены как сборник наблюдений, интересных случаев из жизни Юрия Дмитриевича, коротких рассказов о жизни кошек. Все истории в «Уроках доброты» простые и доступные, они построены на игре, и чем дальше, тем они становятся интереснее. Также приводятся простые упражнения, например, как научиться слушать тишину. Такие упражнения помогают ребенку прислушиваться к себе, концентрировать внимание, развивать воображение, повышать самооценку.

Всего было выпущено 16 книг, они одобрены Министерством образования Российской Федерации. Кроме самих «Уроков доброты и самопознания» есть учебники Школы доброты и методические пособия для учителей. Нужно добавить, что во многих школах России эти учебники уже внедряются в учебный процесс.

«Уроки доброты» созданы для того, чтобы научить ребенка понимать, кто он есть, ведь точка отсчета для ребенка – это он сам. Книга учит детей спрашивать все волнующие вопросы у самих себя и находить на них ответы. В итоге у ребенка развивается умение самостоятельно мыслить. «Уроки доброты» направлены на воспитание будущего поколения, которое хочется видеть добрым, смелым, честным. Если вкратце, книга именно об этом.

- Скажите, пожалуйста, каков главный урок, который Вы получили от отца?

Быть самим собой. Это, наверное, главный жизненный урок, который очень часто мы подменяем чем-то другим. К сожалению, наш социум часто ставит нас в такие рамки, что мы должны делать то, что не хотим, работать на той работе, которая нам не нравится, играть те социальные роли, которые нам не нравятся. Тем самым мы сами себя понемногу убиваем, теряя целостность своей уникальной личности. Быть самим собой, делать то, что тебе нравится на благо общества, чтобы это еще приносило моральное и материальное удовлетворение – это главное, чему меня научил отец. Не нужно бояться идти своим путем, быть самим собой.

Что Вы можете сказать, как человек, много работающий с кошками и очень хорошо их знающий, - чему человек может научиться у кошек?

Очень многому. Более того, сама идея школы доброты родилась в общении с кошками, ведь кошка – это животное, рожденное в любви. Кошка, живущая в любви, и ведет себя соответственно, она спокойна, ласкова, всегда доступна и открыта для общения. Прежде всего, кошки могут научить людей именно общению. Я в течение многих лет вижу как кошки общаются друг с другом, как аккуратно они ведут себя на чужой территории, соблюдают определенные правила, и этому всему можно научиться. Кошки очень честные животные, они всегда делают то, что думают, и этому тоже можно научиться у них, - говорить и делать то, что у тебя внутри.

- Что бы Вы пожелали жителям Казахстана?

Хотелось бы пожелать, чтобы мы были аккуратны и внимательны друг к другу. Если мы будем улыбаться друг другу, делать добрые дела, помогать, нам самим от этого будет легче и лучше жить. Сегодня мы помогли, а завтра нам, и это закон жизни. А если мы будем жить, опустив на себя забрало, не видя ничего вокруг, то и жизнь наша будет серой и безрадостной. Мы сами творцы своего счастья, и если мы станем чуточку более открыты, добры и внимательны друг к другу, наше общество и наши дети будут более счастливы.

Большое спасибо за интересную беседу, Дмитрий Юрьевич. С нетерпением будем ждать следующих гастролей Театра кошек Куклачева в нашем городе.

Спасибо, наш Театр кошек и все его пушистые актеры с удовольствием еще посетят гостеприимный город Алматы.

В 2003 году Юрием Куклачёвым была предложена программа «Школа Доброты». Для проведения уроков он написал серию книг «Школа Доброты» и методические рекомендации для педагогов и психологов по проведению «Уроков Доброты и самопознания» для детей начальных классов. Игры и задания, включенные в методическое пособие, составлены Ю.Д. Куклачёвым используя работы ученых, академиков, психологов (Павлова, Орлова, Анохина).

Из недавних новостей:

Всемирно известный клоун, дрессировщик кошек и любимец детей Юрий Куклачев побывал в шаховской воспитательной колонии для несовершеннолетних.

В зал колонии Юрий Куклачев вошел без грима, в забавной шапке с кисточками, с белой болонкой под мышкой. Широко улыбаясь. И эта по-детски открытая улыбка невольно заставила ответить взаимностью подростков. Голос артиста сразу завоевал внимание ребят.

Они говорили о зле, добре, совести, равнодушии, о любви. Точнее, Куклачев задавал вопросы, а ребята отвечали. Иногда невпопад, а иногда с философским подтекстом. И не было дистанции между народным артистом и осужденными подростками - он был не на сцене, а в зале, вместе с ними.

У Куклачева свой подход, свой язык общения с такими подростками. Говорил не нравоучениями. Просто и доступно. На примерах из собственной жизни рассказывал, как преодолевал трудности, как шел к своей мечте - цирку.

Он разработал собственную программу работы с трудными подростками. Четвертый год ездит с ней по стране, встречается с осужденными в колониях и проводит с ними уроки доброты. И подростки его слышат. Это было видно по их лицам - сияющим и в то же время озадаченным.

Для чего вы пришли в этот мир?

Чтобы жить.

Верно. Но жить невозможно без какой-либо цели. У тебя, Дениска, есть цель?

Тот пожимает плечами.

Должна быть обязательно. Если ее нет, то некуда идти дальше. Будет одна пустота. А это страшно. Сейчас у вас в сердце страх. Его можно победить. Любовью. Научитесь любить себя - уважать, ценить, и тогда все придет. В том числе и цель. Только она должна быть честная, светлая, мирная. Тогда и вам будет хорошо, и все вам будут помогать.

Чувствовалось, что Куклачев импровизировал. Это не заученная и изъезженная программа, от которой клонит в сон. Искренность и душевность артиста, а взамен - раскрытость и заинтересованность его зрителей. Куклачев не на сознание подростков работал. Он не психолог. Он работал на их сердце. Ведь он - клоун.

Я счастливый человек, потому что стараюсь подарить детям частичку радости и добра. Надеюсь, что и вам она достанется, - воодушевленно говорил клоун.

Без клоунских примочек не обошлось. Ребята учились жонглировать, с удовольствием позировали для шаржей. Кстати, не только они - руководящий состав колонии охотно участвовал в этом увлекательном действе. Смеялись все. На пару часов заключенные подростки превратились в обычных детей - веселых, довольных и пусть на короткое время, но беззаботных.

Меня переполняют положительные эмоции. Общение с Юрием Куклачевым заставило задуматься о многом, - поделился впечатлениями от встречи с артистом воспитанник колонии Дмитрий.

Я ничего подобного не видел в жизни, - подхватил Сергей, - с таким открытым, добрым человеком еще не встречался. Его слова заставили поверить в себя, в свои силы. Надо стремиться быть добрее. Я буду. Со временем.

Заблуждение, что только малыши с восторгом реагируют на цирковые выкрутасы братьев наших меньших. 15–19‑летние юноши на ура встретили номера питомцев Куклачева. И после небольшого представления с кошкой и собакой выстроились в очередь, чтобы с ними сфотографироваться.

На прощание артист каждому из ребят крепко пожал руку со словами:

К ребятам Юрий Куклачев приехал не только со своей программой, но и подарками. Так что зал воспитанники колонии покидали счастливые.

http://epressa.su/news/society/urok_dobroty_ot_kuklachyeva/

Интервью с народным артистом России Юрием Куклачевым о проблемах образования

Рассказы Юрия Куклачёва

Рыжик

Я расскажу вам случай, как любовь спасла моего дедушку. Это был особенный человек. У него кличка в деревне была - Герасим, потому что он кормил всех бездомных кошек и собак и за них заступался. В доме у него в жил кот Рыжик. Он его в пруду выловил. Из сосочки выкормил. Под мышкой всегда носил. В казаки- разбойники с ним играл. А когда Рыжик вырос, он так привязался к деду, что бегал за ним, как собачка. Дед на охоту собирается, ружье перекинет через плечо - и в лес, а Рыжик - рядом. Через некоторое время возвращаются с кучей белых грибов. Дед их на ветку, как шашлык, нанизывал и красивую гирлянду бабушке прямо на стол.

Вот, - говорит, - мои трофеи.

Ну и охотник, - смеётся бабушка.

Знает она, что за всю свою жизнь он ни одной птицы не убил.

Так красиво птица летит, - говорил дед. - Прицелюсь. И только представлю, как птица камнем летит вниз, сердце сжимается. Не могу поднять руку на живое. Жалко.

Бабушка рассказывала, что, когда она впервые появилась в доме деда, кот начал ревновать её к дедушке.
Сядет кот на табуретку, - вспоминала бабушка, - и зорко следит за мной. Только спиной повернусь, он с табуретки на спину как прыгнет, когтями как цапнет - и снова на табуретку. Голову повернёт в сторону и сидит, как ни в чём не бывало.

Я возмущаться начинаю:

Ты зачем царапаешься? Хозяину пожалуюсь.

А он на меня смотрит невинными глазами.

Ты что, Агафья, ошалела? Я же сижу, никого не трогаю.

Глаза прикроет, а из щёлочек только два хитрых огонёчка сверкают.

Шаль оставлю на лавочке, а он в клочья её рвёт. Иногда посмотрит в глаза, а в них такая ненависть! Того гляди, в лицо бросится. Если рядом прохожу, обязательно зубами за ногу хватит. Все чулки разорвал. Чтобы деду не жаловаться, я в валенках по дому ходила.

Как-то дед заболел. Жар от него как от печки. Врачи сказали, что положение безнадёжно. Что только кот не делал. Он крутился над больным дедом, ноги ему прогревал, и к голове прижимался и ходил шаман ходил по деду, пританцовывал, нежно массируя острыми коготочками тело, но ничего не помогало. Кот загрустил. Лёг рядом с ним, и не шевелился. Только наблюдал, как я все эти дни за дедушкой ухаживала. Настоями из разных трав поила. По ночам не спала, держала его за руку и молилась. Молилась отчаянно, страстно. Каждой жилкой просила о помощи. Деду стало лучше, болезнь отступила, и через некоторое время он поправился. Кот после этого, впервые запрыгнул мне на колени, лизнул руку и зафырчал. Только так он мог выразить свою благодарность. Кот понял, бабушка своей любовью спасла дорогого им человека.

Кто не знает о знаменитом добром маге и волшебнике, цирковом артисте Юрии Куклачёве! Он - истинно народный артист России! - создавший единственный в мире Театр кошек, популярен и очень любим не только в нашей стране, но и за рубежом. Любят его и усатые артисты-кошки, и ребятня и взрослые восхищаются его клоунскими шедеврами. И вот перед нами небольшая красочная брошюрка, написанная Юрием Дмитриевичем, — “Школа Доброты. Рекомендации и предложения учителям и психологам”.

Вступление… Нет, это не сухое предисловие к книжке - крик души человека, всем сердцем страждущего: что у нас сейчас происходит в стране, в школе?! “Настала критическая ситуация. Резкие перемены и нестабильность нанесли удар по нравственности, моральным и этическим сторонам в характере человека… Надо сделать вызов тем силам, которые пытаются осуществить духовное опустошение в наших детях, — гласит обращение к читателям.

Юрий Куклачёв делится с нами:

“Однажды во время гастролей в Париже я сказал по телевидению, что мечтаю провести “Урок доброты”. Мне позвонили из Министерства образования Франции и попросили: “Могли бы вы провести показательный урок в ближайшее время?” Я согласился.

Во дворце спорта собрали семь тысяч детей. С помощью переводчика я рассказывал о своих животных и тут же демонстрировал трюки, раскрывая секреты своей работы. Урок имел большой успех. И теперь о нас с кошками можно прочитать в учебнике французского языка, в книге для внеклассного чтения четвёртого класса французских государственных школ.

Это было двадцать пять лет тому назад. Тогда же я предложил провести Урок доброты в нашей стране.

— Доброта - это для детского сада, — объяснили мне в министерстве образования, — нам нужны фундаментальные науки, которые помогут осваивать космос.

Я успокоился и долгие годы занимался только кошками. Но однажды произошёл случай, который взорвал меня изнутри.

От передозировки наркотиков умер сын друга. Ему было всего двадцать четыре... Я не мог сдержать слёз и беспомощно рыдал, как ребёнок. Я плакал не от жалости, а именно от бессилия что-либо изменить. Хотелось кричать, рвать волосы, зарыться в землю. И я задал СЕБЕ вопрос:

— А почему я не стал наркоманом и пьяницей? Хотя в детстве для этого были все предпосылки. Все, кто в подъездах предлагал выпить, покурить, очень рано ушли из жизни. — Я начал анализировать. — У меня ещё в первом классе появилась цель. Мечта, к которой потянулся всем своим существом.

Вот зацепочка! УСТРЕМЛЕНИЕ к своей мечте, к любимому делу - главное лекарство от гибели.

Я понял, что настало время, когда не имею права сидеть сложа руки. Я обязан собрать весь свой опыт, наблюдения, раскрыть багаж своих знаний всем, кто способен слышать, видеть и чувствовать. Поэтому решил предложить для детей в школе урок духовной культуры.

Этот урок я назвал УРОК ДОБРОТЫ И САМОПОЗНАНИЯ ”.

В книге Юрия Дмитриевича, точнее сказать, методическом пособии, подробно описывается проведение 17 Уроков Доброты. Названия некоторых из них:

Известен на всем пространстве СНГ и далеко за его пределами. Этот знаменитый циркач прославился тем, что разработал уникальный гуманный метод дрессировки животных . Его театр кошек ошеломляет сложными номерами и тем добром, на которое он заряжает всех зрителей - и больших, и маленьких.

Почему Юрий Куклачев написал книгу?

Начинал свою карьеру этот талантливый человек с должности коверного клоуна. Это означает, что его выступления использовались всего лишь как ширма для смены ковра на арене цирка и подготовки других номеров. Но его талант был быстро замечен, и, благодаря постоянному труду и неуемной выдумке, Юрий Куклачев стал знаменитейшим из клоунов России . Его выступления собирали полные залы по всей Европе, а уникальная методика работы с животными была просто нарасхват.

В 2002 году Юрий Куклачев решил передать свой опыт всем. Так родилась специальная и уникальная лаборатория, которую назвали «Экология души». Тут учат тому, как быть в гармонии с собой и всем миром, учат доброте и умению ладить со всеми . Действительно, этот уникальный проект не имеет равных во всем мире, и по сей день является примером не только для психологических студий гармонии, но и для тех специалистов, которые в подобном отношении работают с природой и животными.

Именно поэтому Юрий Куклачев решил раскрыть миру свой опыт в формате книги. Ведь о его увлечении и поиске гармонии с миром знали не многие поклонники эстрадного творчества и дрессировки. Книга произвела настоящий фурор, став бестселлером во многих странах мира. И поэтому ей стоит уделить особое внимание .

Краткое содержание книги «Уроки доброты и самопознания»

Юрий Куклачев в этой книге раскрывает главный метод воспитательной и учебной работы. Вне зависимости от того, с кем работает педагог - с ребенком, взрослым, с любым животным, главный принцип воспитания, взаимодействия и обучения это любовь и понимание. Именно добро и вера, а также любовь, дают гораздо большие результаты, чем устаревший метод «кнута и пряника» .

Книгу можно отнести к , который сдобрен толикой и огромным количеством доброго, светлого и оптимизма. Она методично раскрывает такие важные аспекты взаимодействия любого учителя с любым учеником, как:

  • Установка взаимопонимания
  • Развитие взаимного доверия
  • Неусыпная замена любого натиска любовью и доброй волей
  • Развитие заинтересованности
  • Методы работы с любым материалом

Книга основана на простой и доступной каждому психологии: учитель может чему-то научить, если хочет этого достичь искренно и добрыми методами. Только гуманизм, взаимопонимание и доверие дают хороший и настоящий результат . Иначе, применяя грубые и устаревшие методы, Вы рискуете получить мнимый и недолговечный результат.

Юрий Куклачев объясняет: по-настоящему научиться можно только если тебя заинтересовали и делают это по-доброму и с любовью. Иначе ученику легче притвориться и показать фальшивый результат, лишь бы от него отстали. А это справедливо можно считать крахом любого педагогического и воспитательного начинания.

Слушать книгу Юрия Куклачева онлайн бесплатно можно с любого гаджета на этом сайте. Книга поможет вам научиться чему-то новому и важному, не тратя на это дополнительное время. Доступное изложение и удобный формат позволят Вам слушать книгу в очереди, по дороге на работу или домой, занимаясь домашними делами.

Методику Юрия Куклачева, как универсальную, сейчас берут на вооружение различные учебные центры и школы. Она учит терпению, постепенному усложнению заданий и самого взаимодействия между учеником и учителем, полному доверию и тому, как этого взаимного доверия добиться экологично и гармонично, без натиска . Знания, полученные из этой книги, Вы сможете использовать в любой сфере - воспитывая ребенка, дрессируя домашнее животное, обучая персонал и т. д.