Пилотажное исследование проводится с целью. Пробное и пилотажное исследования. Основные принципы и способы проведения пилотажного исследования

Пилотажное исследование -- пробно-поисковый тип исследования, которое проводится до основного и является его упрощенной формой. В социальной психологии П. и. (рабочий термин "зондаж") применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса и др.; в тестологии П. и. (рабочий термин -- "претест") служит средством выявления некоторых стандартов основного теста. П. и. -- важнейшая часть в планировании любого экспериментально-психологического исследования: оно обеспечивает определение главного направления, принципов организации и методов основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы. В отечественной психологии более употребительным является термин "поисковый эксперимент".

Метод беседы.

Метод необходим любому психологу. При любом диагностическом обследовании необходима беседа.

  • 1. установление контакта, настройка на сотрудничество.
  • 2. Создание положительной мотивации, усиление мотивации к обследованию.
  • 3. Получение диагностической информации.
  • 4. Снижение тревожности и оказание психологической помощи испытуемому.

Если беседа ведется для оказания психологической помощи - это будет психотерапевтическая беседа или клиническое интервью.

Диагностическое интервью и клиническое интервью нельзя противопоставлять, они дополняют друг друга. Любое интервью - налаживание контакта и настройка на сотрудничество. Хорошее психотерапевтическое интервью - постановка диагноза.

Беседа - сложный метод для психолога.

Сложности:

  • 1. В процессе беседы психолог вступает во взаимодействие с испытуемым и использует информацию путем метода наблюдения, фиксирует мимику, жесты, позы... Оценивает отношение испытуемого к беседе.
  • 2. Получает информацию с помощью беседы - обращает внимание на формальную сторону беседы, на саму манеру речи... Такого рода наблюдения дают информацию, важную с точки зрения личностных особенностей человека.
  • 3. Психолог, участвуя в беседе, сам воздействует на испытуемого, на то, что говорит испытуемый. Тем самым психолог может менять ситуацию, содержание ответов испытуемого. Ситуация беседы: собеседники находятся в ассиметричных позициях. Чаще всего получается, что психолог спрашивает, испытуемый - отвечает. Следовательно данная ситуация может привести к нарушению доверительности испытуемого. Возможен отказ отвечать на вопросы. Психолог перед беседой говорит, что он будет задавать вопросы, а после испытуемый задает все свои вопросы психологу.
  • 4. Каждый психолог априорно воспринимается своим собеседником как специалист по межличностным отношениям. Следовательно, повышенные требования к личности самого психодиагноста.

Каким должен быть психодиагност?

Пилотажное исследование можно проводить с различными целями: проверка основных гипотез программы, выявление отдельных характеристик объекта с целью определения наиболее устойчивых для их дальнейшей углубленной разработки, выяснение действенности методики в целом или ее отдельных частей, предварительная проверка достоверности результатов опроса и т.д.

Существуют различные формы проведения пилотажного исследования. Оно может проводиться на небольших и на больших выборках. Если этого требует программа исследования, то пилотаж анкеты может проходить с большой представительной выборкой. По существу такой пилотаж иногда выступает как самостоятельное эмпирическое исследование, на которое затрачивается не меньше сил и времени, чем на основное исследование.

Однако обычно пилотажное исследование проводится на небольшом массиве. Точная численность обследуемых в этом случае не устанавливается, поскольку в каждом конкретном случае она может быть различной. Практика показывает, что численность опрашиваемых чаще всего не превышает 50-100 человек. Этого количества респондентов бывает достаточно, чтобы решить задачи, стоящие перед пилотажным исследованием. Необходимое условие заключается в том, что объектом исследования должны быть те люди, которые по своим основным характеристикам соответствуют основному объекту исследования. При этом пилотажный опрос проводится не на основном объекте, а на другом "поле", близком по своим характеристикам к основному. Это делается для того, чтобы не испортить основное "поле" исследования, поскольку любое, даже самое маленькое исследование получает резонанс, и тем или иным способом может оказать воздействие на основное исследование. Так, если в качестве основного объекта исследования выступают рабочие промышленного предприятия, то в пилотажном опросе объектом должны стать рабочие тоже промышленного, но другого предприятия.

Очень важен порядок проведения пилотажного опроса. Несмотря на то, что анкета готовится для заочного опроса, в пилотажном исследовании ее лучше представить в виде формализованного интервью. Преимущество формализованного интервью заключается в том, что, кроме того, что результаты пилотажного опроса будут анализироваться в совокупности ответов, оно дает и непосредственные наблюдения интервьюеров за реакцией респондентов на тот или иной вопрос и на всю анкету в целом. В качестве интервьюеров чаще всего выступают члены исследовательской группы или специально подготовленные для этого люди. По окончании опроса интервьюеры пишут небольшие отчеты по результатам каждого интервью. Такие письменные отчеты, хотя и отнимают много времени и сил и приятны далеко не каждому интервьюеру, но играют значительную роль в пилотажном исследовании. Они представляют большой интерес как документ непосредственного наблюдения, и их анализ чрезвычайно важен для доработки анкеты. Вот как описывает свое впечатление от опроса в пилотажном исследовании один из интервьюеров.

^

Основные принципы и способы проведения пилотажного исследования

После отбора психологических методик для проведения мероприятий ППО должна быть проведена проверка их прогностичности, т. е. осуществлена оценка их возможности решать поставленные перед ними задачи: дифференциация всех обследуемых по степени выраженности ПВК и прогнозирование вероятности успеха в профессиональной деятельности. С этой целью проводится так называемое пилотажное исследование.

Понятие «пилотажное исследование» (иногда его еще называют пилотное исследование) достаточно широко распространено в психологии. Причем под этим понятиям очень часто подразумевают совершенно разные мероприятия, проводимые с разными целями. Однако если обобщить все, что понимается под этим понятием, то его смысл сводится к проведению «пробного», «оценочного» или «ориентировочного» исследования.

Суть пилотажного исследования, проводимого с целью оценки прогностичности психодиагностических методик, заключается в обследовании группы лиц, уже выполняющих профессиональную деятельность, для которой планируется проводить отбор. При этом предполагается, что работающие по данной специальности люди обладают индивидуально-психологическими и личностными характеристиками, которые или мешают, или, наоборот, способствуют успешному выполнению профессиональных обязанностей. Поэтому если профессионально важные качества были определены верно, если правильно были подобраны методики, то результаты исследования должны иметь тесную связь с показателями успешности деятельности.

При проведении пилотажного исследования всегда возникает необходимость решить две проблемы:

– как определить критерии успешности деятельности, в отношении которых будет оцениваться прогностичность отобранных методик;

– как сформировать группу лиц, которые будут обследоваться.

Как правило, при формировании группы обследуемых для проверки прогностичности отобранных методик принимается одно из двух принципиальных решений: обследовать две группы лиц, имеющих полярные показатели успешности выполнения профессиональной деятельности, или провести обследование по принципу случайной выборки, т. е. обследовать всех, кого возможно.

В случае если оценка прогностичности отобранных методик проводится на основе результатов обследования полярных групп, то экспериментальная работа осуществляется в следующем порядке.

– На основании четко определенных критериев успешности деятельности формируются две группы работников: успешных и неуспешных, причем обследуемые группы должны быть сопоставимы по возрасту и полу.

– На завершающем этапе проводится математико-статистический анализ результатов.

Для реализации данного подхода на практике в первую очередь необходимо обеспечить репрезентативность выборки, для чего потребуется достаточно большая группа людей. Говоря о численности групп, следует вспомнить те требования, о которых говорилось выше (см. главу 8). Исходя из этих требований можно утверждать, что для обеспечения статистической достоверности результатов обе сравниваемые между собой группы успешных и неуспешных работников должны быть как минимум по 30 человек. Однако реально обеспечить такой объем выборки удается крайне редко, хотя бы потому, что руководство организации или предприятия вряд ли будет мириться с таким большим количеством неуспешных работников. Поэтому, несмотря на то что обследование полярных групп является идеальным вариантом, чаще всего при проведении пилотажного исследования в ходе разработки системы ППО разработчики обследуют случайную выборку работников предприятия.

При проведении пилотажного исследования по принципу случайной выборки, как правило, обследуются все работники, выполняющие одни и те же профессиональные обязанности, т. е. представители одной и той же профессии. В этом случае порядок работы выглядит следующим образом:

– проводится обследование работников предприятия, выполняющих профессиональные обязанности по должности, в отношении которой предполагается проводить профессиональный психологический отбор;

– на завершающем этапе проводится математико-статистический анализ полученных результатов.

Вместе с тем следует отметить, что бывают случаи, когда ни один из двух названных выше способов проведения пилотажного исследования не подходит для их осуществления в конкретных условиях. Например, это происходит тогда, когда разрабатывается система профотбора на вновь создаваемые профессии. Кроме этого, бывают ситуации, когда отобрать необходимое для проведения пилотажного исследования количество людей не представляется возможным. В этом случае психологу приходится моделировать выборку обследуемых; тогда этапность экспериментального исследования будет такой:

– на первом этапе моделируется экспериментальная выборка обследуемых и проводится психологическое тестирование;

– на втором этапе проводится математико-статистический анализ полученных результатов.

Наиболее сложным этапом в этом варианте проведения пилотажного исследования является этап моделирования экспериментальной выборки, поскольку от него зависит точность оценки соответствия отобранных методик условиям выполнения задач ППО. При моделировании экспериментальной выборки следует учитывать предполагаемый возраст людей, которым предстоит выполнять соответствующие профессиональные обязанности, а также их пол и образование. При этом желательно, чтобы профессиональная деятельность, которую они реально выполняют, предъявляла очень близкие по содержанию требования к наличию у работников соответствующих профессионально важных качеств, необходимых для успешной работы на новой должности. Также желательно учесть, что объем моделируемой выборки должен быть не менее 55–60 человек, а в идеальном случае – не менее 100.

Следует отметить, что все варианты проведения пилотажного исследования по оценке прогностичности методик, которые предполагается использовать в мероприятиях ППО, имеют весьма схожий этап – математико-статистический анализ полученных результатов. Однако содержание и порядок осуществления данного этапа могут быть различными. Рассмотрим этот этап более подробно.
^

Математико-статистический анализ результатов проведения пилотажного исследования

При проведении математико-статистического анализа результатов пилотажного исследования, выполненного на основе тестирования полярных (контрастных) групп, как правило, не осуществляется оценка нормального распределения результатов, поскольку предполагается, что результаты двух обследованных групп будут существенно различаться. Поэтому, прежде всего, ведется поиск отличий в результатах выполнения тестов представителями изучаемых групп. Для этого чаще всего используется t- критерий Стьюдента. При этом сначала оценивается степень различия в целом по группам, а затем – в зависимости от возраста и пола. В ходе этого анализа выявляются методики, по которым обследуемые группы имеют достаточно четкие различия, а также те, по которым достоверных различий обнаружено не было. Вполне естественно, что методики, подчеркивающие различия между сравниваемыми группами успешных и неуспешных работников, должны быть включены в перечень методик, рекомендованных для использования в мероприятиях профотбора.

Несколько сложнее принимается решение об использовании в мероприятиях профотбора методик, которые не позволили обнаружить различия в сравниваемых группах работников. На что следует обращать внимание при анализе результатов таких тестов? Прежде всего – на наличие в перечне проверяемых тестов двух или трех методик, оценивающих одно и то же психологическое качество. Если это было сделано и по одним методикам были установлены различия, а по другим – нет, то в перечне методик, которые будут рекомендованы для профотбора, оставляются только те методики, которые подтвердили существование различий между сравниваемыми группами. Соответственно те методики, по которым различия не выявили, должны быть исключены из списка.

Если же для изучения какого-то профессионально важного качества в перечень методик, проверяемых в ходе пилотажного исследования, была включена лишь одна методика и по результатам ее выполнения не было обнаружено различий между сравниваемыми группами успешных и неуспешных работников, то принятие решения о целесообразности ее использования в мероприятиях профотбора еще более усложняется. Во-первых, оценивается степень важности данного профессионально важного качества в общей структуре ПВК. Если это качество является второстепенным, то в некоторых случаях данным качеством можно пренебречь и исключить тест, не позволивший установить различия между группами, из перечня методик, рекомендуемых для использования в мероприятиях профотбора. Во-вторых, оценивается величина отклонения полученного t- критерия от величин достоверных различий. Как известно, в статистике существуют самые разные уровни достоверности значений, характеризующие степень вероятности того или иного события. По мнению большинства авторов, разрабатывающих методологию использования различных приемов статистического анализа в психологии, в качестве достоверных показателей t- критерия Стьюдента, характеризующих различия между двумя группами людей, следует брать те, которые соответствуют не менее 95 %-ному уровню вероятности, т. е. р ‹ 0,05. Соответственно показатели ниже этой величины следует относить к категории недостоверных.

Такая точка зрения вполне обоснованна в отношении различных психологических исследований. Однако при разработке системы ППО следует учитывать характер того или иного профессионально важного качества. Так, существуют такие ПВК, которые могут проявиться в полной мере только при выполнении реальной профессиональной деятельности. Например, многие методики по оценке стрессовой устойчивости человека демонстрируют наилучшую результативность в дифференциации испытуемых по развитию данного качества лишь тогда, когда испытуемые находятся в ситуации стресса. Поэтому всегда следует иметь в виду, что при проведении психологического тестирования обследуемый находится в условиях только тестирования, а не реальной деятельности. Именно данное обстоятельство определяет необходимость оценивать величину отклонения полученного показателя t- критерия от величин, характеризуемых как достоверно значимые. В определенных случаях показатели t- критерия, даже не достигнувшие уровня достоверно значимых показателей, могут быть оценены как вполне достаточные. Например, при сравнении результатов двух групп по 30 человек в каждой достоверно значимым считается показатель t- критерия от 2,042 и более, но как относиться к t = 1,711 или 1,800? Данная величина показателя t- критерия не достигает уровня значимости, при котором в психологии принято говорить о высокой достоверности. Однако с точки зрения статистики она является вполне значимой. В случае сопоставления результатов психологического обследования двух сравниваемых между собой групп по 30 человек в каждой величина t- критерия более 1,697 и менее 2,042 свидетельствует о том, что существует 90 % (р ‹ 0,1) вероятности того, что эти группы действительно имеют различия в выраженности соответствующей психологической характеристики. В этом случае в психологии принято говорить о существующих тенденциях. Поскольку была выявлена тенденция, то отказываться от использования или, наоборот, рекомендовать к использованию в мероприятиях профотбора такую методику без проведения дополнительного анализа не представляется возможным.

Дальнейший анализ заключается в выявлении взаимосвязи между показателями теста и показателями успешности деятельности. Для этого используется корреляционный анализ – метод математической статистики, позволяющий обнаружить связь между отдельными характеристиками одного объекта. В данном случае предполагается, что если успешность деятельности действительно обусловлена какими-то психологическими качествами, то между показателями развития этого качества (оцениваемого с помощью тестов) и показателями успешности деятельности должна быть тесная взаимосвязь. Если в ходе корреляционного анализа такая взаимосвязь была установлена для показателей теста, по которому была выявлена лишь тенденция к достижению значимых различий (т. е. различия в показателях по этой методике между двумя группами соответствуют р ‹ 0,1), то он может использоваться в мероприятиях профотбора. Если же коэффициент корреляции не достиг уровня достоверной значимости, то использовать такой тест в мероприятиях профотбора не рекомендуется.

Следует отметить, что результаты корреляционного анализа выступают в качестве решающих при оценке того, какую из двух или трех методик, характеризующих уровень развития одного и того же психологического качества, целесообразно использовать в структуре мероприятий ППО. Как было сказано выше, при проведении пилотажного исследования можно, а иногда вполне целесообразно использовать несколько психологических методик (параллельных тестов), оценивающих одно и то же качество, поскольку на разных выборках и в разных условиях психологические тесты иногда демонстрируют разные надежность и валидность. Если в ходе математико-статистического анализа результатов пилотажного обследования было установлено, что параллельные тесты имеют равные показатели при сопоставлении полярных групп, то предпочтение отдается той методике, которая имеет более высокие показатели в корреляционном анализе. При этом предполагается, что все коэффициенты (и t- критерий, и коэффициент корреляции) должны достигать уровня достоверной значимости, в противном случае нет смысла сравнивать между собой методики. Всегда следует помнить, что первоочередное внимание при отборе методик уделяется показателям статистической достоверности.

В отличие от предыдущего варианта проведения пилотажного исследования при обследовании случайной выборки работников предприятия или организации с помощью математико-статистического анализа результатов прежде всего оценивается близость полученных показателей тестов к нормальному распределению. Если это требование соблюдается, то можно утверждать, что используемая методика позволяет ранжировать людей в зависимости от уровня развития психологического качества, для оценки которого она и предназначена. В случае если нормального распределения не получено, то вопрос о возможности использования проверяемого теста в структуре мероприятий профотбора ставится под сомнение. Поэтому дальнейший анализ сводится к оценке характера распределения полученных показателей теста.

Как правило, при анализе распределения показателей теста можно столкнуться с одним из трех вариантов:

– распределение, близкое к нормальному;

– вершина графика распределения смещается вправо или влево (правая или левая асимметрия);

– график распределения имеет два и более пика.

Первый вариант распределения является идеальным и, как было отмечено выше, снимает на данном этапе анализа все вопросы о целесообразности использования теста в структуре мероприятий профотбора.

Во втором варианте, когда отмечается левая или правая асимметрия показателей, необходимо учитывать конструктивные особенности теста и особенности выборки обследуемых. Например, при высоком уровне развития ПВК у большинства обследуемых будет встречаться правая асимметрия. Часто данное явление наблюдается в случае, если на этапе приема на работу проводился какой-либо отбор. Поэтому, столкнувшись с правой асимметрией, следует проанализировать опыт работы обследуемых, эффективность их деятельности, уровень профессиональной подготовленности и др. Как правило, подобный анализ позволяет обнаружить закономерность возникновения асимметрии, обусловленной особенностями выборки обследуемых.

Вместе с тем асимметрия может быть обусловлена и конструктивными особенностями теста. С этой точки зрения следует проанализировать возможность устранения данной асимметрии с помощью разработки нормализованной шкалы, т. е. такой шкалы, которая формируется при переводе «сырых» показателей в стандартные (стэны, станайны и др.). Например, при использовании нормализованной шкалы были получены асимметричные результаты. В этом случае предпринимается попытка внести коррективы в существующую нормализованную шкалу. Если асимметрия была получена на «сырых» показателях, то предпринимается попытка ее устранения с помощью разработки соответствующей стандартной нормализованной шкалы.

Далее решение о применении теста в мероприятиях профотбора принимается при взаимном сопоставлении результатов анализа особенностей выборки и конструктивных особенностей теста. Однако если попытки создать нормализованную шкалу или внести изменения в уже существующую шкалу не увенчались успехом и асимметрию компенсировать не удается, то рекомендовать такой тест к использованию в мероприятиях профотбора все же нецелесообразно.

Один из самых сложных случаев анализа распределения – случай с наличием нескольких пиков на графике распределения показателей теста. Это так называемый вариант распределения с отрицательным эксцессом, который свидетельствует о смещении большинства результатов к полярным значениям. У этого распределения могут быть свои объяснения. Во-первых, все те же особенности выборки. Однако если отрицательный эксцесс действительно вызван особенностями выборки, то он должен быть присущ не одной методике, а сразу нескольким. Именно такое явление может отмечаться при анализе результатов, полученных при обследовании хорошо подобранных полярных групп. Если же отрицательный эксцесс присущ только одной или двум методикам, то, скорее всего, он обусловлен конструктивными особенностями теста. В этом случае следует или отказаться от использования теста в мероприятиях профотбора, или увеличить численность выборки обследуемых и провести повторное обследование испытуемых.

После анализа характера распределения показателей тестов при проведении пилотажного обследования случайной выборки осуществляется корреляционный анализ. На данном этапе отсеиваются те методики, которые не имеют достоверно значимых корреляционных связей с показателями успешности профессиональной деятельности.

На завершающем этапе математико-статистического анализа результатов пилотажного исследования, проведенного на случайной выборке, оценивается способность тестов дифференцировать всех обследованных в отношении критериев успешности деятельности. Для этого среди обследуемых выделяются три группы лиц – с высокими, средними и низкими показателями успешности. Далее производится сравнение результатов тестов между группами с высокими и низкими показателями успешности. Тесты, по которым были получены достоверные различия между сравниваемыми группами, и тесты, которые показали наличие позитивных тенденций, могут рассматриваться как рекомендуемые для включения в перечень методик, планируемых для использования в мероприятиях профотбора.

Однако чаще всего при обследовании случайной выборки психологи сталкиваются с ситуацией, когда не представляется возможным сформировать контрольные группы с высокими или низкими показателями успешности деятельности. Это бывает обусловлено недостаточностью объема выборки. Поэтому возможно применение обратного анализа. С этой целью все обследуемые разделяются на несколько групп в отношении показателей какого-то одного теста, после чего анализируются показатели успешности деятельности между выделенными группами. В случае если между группами лиц обнаружены различия в показателях успешности деятельности (хотя бы на уровне закономерностей, т. е. р ‹ 0,1 или выше), то тест может быть рекомендован к использованию в мероприятиях профотбора.

В ходе пилотажного исследования теста аналогичная работа должна быть проделана в отношении каждого проверяемого. Кроме этого, следует также учитывать, что в итоговом перечне методик, рекомендованных для решения задач профотбора, не должно быть параллельных тестов. Поэтому, если в пилотажном исследовании используются параллельные методики, на заключительном этапе следует выбрать из них те, которые показали наилучшую прогностичность.

Еще один вариант пилотажного исследования – обследование экспериментальной моделируемой выборки. Этот вариант проводится в ситуациях, когда не представляется возможным обследовать людей, выполняющих профессиональную деятельность, на которую планируется проводить отбор. Самым существенным недостатком в данной ситуации является отсутствие показателей успешности деятельности. В результате получить высокодостоверные результаты анализа, характеризующие прогностичность оцениваемых тестов, не представляется возможным. Поэтому, какие бы ни были получены результаты, они могут быть расценены как предварительные и после накопления в ходе практического использования тестов материала весь анализ должен быть проведен повторно и в полном объеме. Тем не менее и при этом варианте проведения пилотажного исследования используются методы математико-статистического анализа. Принято считать целесообразным проведение анализа распределения показателей используемых тестов. Методики, по результатам которых показатели обследуемых не соответствуют нормальному распределению, как правило, исключают из перечня методик, рекомендованных для использования в ППО.

Завершая разговор об анализе результатов пилотажного исследования, являющегося одним из этапов разработки системы ППО, следует подчеркнуть, что в представленном обзоре рассмотрены лишь наиболее распространенные приемы и способы анализа результатов обследования экспериментальных групп. В конкретных условиях создания системы профессионального психологического отбора могут быть использованы и другие методы анализа. Поэтому психолог, решающий задачи профотбора, должен не только знать психологические тесты, но и хорошо разбираться в математической статистике.

Исследования в социальной работе, как было отмечено ранее, в основном имеют прикладной (эмпирический) характер. Они связаны с практикой социальной работы, намечают решения тех проблем, которые она ставит. Становление исследовательской базы социальной работы показывает, что она имеет общие корни с социологическими эмпирическими исследованиями, их методами и методикой. И эго не случайно, поскольку уже первые эмпирические социологические исследования были тесно связаны с политикой социальной защиты бедных слоев населения, а также с социальной работой.

Дискуссии о специфике методов, которые использует социальный работник, продолжаются и сегодня. Это связано с тем, что методы социальной работы еще недостаточно однозначны в содержательном плане. Однако большинство авторов сходятся во мнении, что все существующие подходы к классификации методов можно использовать в социальной работе, поскольку можно будет выявить специфику их использования в общенаучном плане в качестве методологических оснований социальной работы, а также ее собственные методы.

Исходя из существующих стратегий исследования в социальных науках, можно выделить следующие особенности эмпирических исследований в социальной работе:

  • понимание того, что реальная действительность социально обусловлена;
  • использование «понимающего подхода» к социальной действительности;
  • фокусировка на исследовании отдельных ситуаций, случаев с последующей их типизацией;
  • исследование обязательно должно базироваться на практике.

Выше мы рассмотрели описание и объяснение как функции научного знания. Но описание и объяснение можно рассматривать не только на уровне общей методологии научного познания, но и на уровне конкретных исследовательских приемов. В рамках развернутой программы исследований они могут выступать как последовательные стадии: от общей ориентировки в проблеме переходят к изучению отдельных ее аспектов, постепенно конкретизируя вопросы. Соответственно меняются и приемы исследования: от экстенсивных и неструктурированных методов получения информации (наблюдение, беседа, изучение документов) переходят к использованию более узко фокусированных и более четко структурированных методов (анкетирование, тестирование, экспериментирование).

Внутри фазы описания часто выделяют и предварительную стадию - пилотажное исследование. Термином «пилотаж» обычно обозначают искусство управления летательными аппаратами. Но он имеет и другое значение - безупречное выполнение любых сложных операций, требующее виртуозного мастерства. В этом более широком смысле оно используется, когда говорят о пилотажном этапе социологических исследований.

Знаете ли вы, что...

В социальной психологии пилотажные исследования имеют рабочее название «зондаж» и применяются для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса и др. В тестологии пилотажные исследования обозначаются через термин «протест» и служат средством выявления некоторых стандартов основного теста.

Пилотажное исследование является важнейшей частью в планировании любого экспериментально-психологического исследования. Оно обеспечивает определение главного направления, принципов организации и методов основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы. В отечественной психологии более употребительным является термин «поисковый эксперимент».

Пилотажное исследование предстает как пробно-поисковый тип исследования, которое проводится до основного и является его упрощенной формой. Дело в том, что невозможно сразу предусмотреть все организационные проблемы, которые, как правило, могут включать в себя следующие моменты:

  • особенности поведения изучаемых людей;
  • уровень понимания адресованных вопросов;
  • наличие побочных факторов, которые могут оказать влияние на результаты, и способы их нейтрализации;
  • достаточно точное определение сил, средств и времени, необходимых для изучения;
  • выявление возможных трудностей в обработке данных и другие проблемы.

Все они всплывают только в ходе самого изучения. Вот почему необходимо пилотажное исследование. Оно позволяет заранее выявить наиболее сложные места, чтобы устранить их. Предварительное изучение дает возможность повысить достоверность полученной информации, уточнить и даже выдвинуть новые гипотезы, проверить организационную процедуру анализа, дать предварительную оценку эффективности приемов качественного и количественного анализа полученной информации. Отсюда цель пилотажного исследования - предварительная ориентировка, выявление основных свойств и выдвижение самых общих предположений о связях между ними. Представьте, что перед социальными работниками стоит задача составления комплексного плана мероприятий по работе с молодежью микрорайона. Первым шагом, естественно, будет пилотажное исследование: посещение мест скопления молодежи, наблюдение за тем, как молодые люди проводят свой досуг, беседы с подростками и юношами, с их родителями и учителями. Это даст общую картину, которую затем можно будет уточнять, привлекая, например, статистические данные. Только после того, как произведена оценка потребностей и существующих форм их удовлетворения, можно приступать к обоснованию необходимости каких-либо нововведений.

Данный пример показывает, что в прикладных исследованиях обращение к новым проблемам или даже просто к новому контингенту потенциальных клиентов предполагает этап общей ориентировки. Что же касается фундаментальных (чисто научных исследований), то здесь, как правило, сильна преемственность: новые проблемы вытекают из уже достигнутого объема знаний. Поэтому главным способом ориентировки здесь будет изучение литературы по проблеме. Фаза эмпирического исследования может тогда опираться на более или менее четкие исходные представления и гипотезы.

Пилотажное исследование - важный и ответственный этап. Если оно проведено недостаточно качественно, то неизбежно снижение валидности (обоснованности и достоверности) выводов. Например, если в анкете сохранится хотя бы один вопрос, который может по-разному пониматься людьми с неодинаковым уровнем образования, то создастся ситуация несопоставимости ответов на него лиц с высшим, средним и иным образованием. В такой ситуации исследователь потеряет право на то, чтобы делать выводы, основанные на сравнении мнений опрашиваемых людей. Если же такие выводы будут сделаны, то возникнет сомнение в их истинности.

Несмотря на важность пилотажного исследования, оно не может быть слишком длительным. В противном случае сократится время на последующие этапы исследования, которые более трудоемки и не менее ответственны. Длительность и эффективность пилотажа определяется, прежде всего, квалификацией исследователя.

Сбор эмпирических данных может происходить как в естественной обстановке, так и в специально оборудованной лаборатории. В каждом из этих случаев процесс исследования будет иметь свои особенности. Исследования первого типа обозначают как полевые исследования - тип исследования социальных явлений или поведения сообществ посредством изучения их в нормальных, естественных условиях (например, коллектив людей в его социальном контексте). По своей направленности они являются прикладными, поскольку проводятся для ответа на вопросы, которые поднимает практика. Именно с этим типом исследований чаще всего имеют дело социальные работники.

Основная цель полевых исследований - описание той или иной предметной области, открытие еще неизвестных процессов и определяющих их факторов. По своему характеру они более приближены к идиографическому, чем к номотетическому типу, хотя конкретные социологические исследования часто ведутся в номотетическом ключе, т.е. с использованием стандартизированных инструментов сбора информации, больших выборок респондентов и статистических процедур обработки данных.

Знаете ли вы, что...

В социологию понятие «полевое исследование» пришло из этнологии - науки, изучающей состав, происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру, особенности быта. Первые полевые исследования были связаны с работами этнологов, описывавших совокупность явлений, которые трудно было предвидеть и систематизировать заранее.

Следует учитывать, что полевые исследования дают лишь первичную информацию, которая на последующих этапах исследования может существенно трансформироваться. В этой связи исследователю нельзя выдавать свои предварительные впечатления за итоги работы. В зависимости от задач и используемых средств выделяют три типа полевых исследований (рис. 3.1).

Рис. 3.1.

Поисковый тип полевого исследования имеет описательный характер; диагностическим - направлен на решение практических задач; экспергшентальнный тип связан с проверкой гипотез. Важнейшим условием полевого исследования является обеспечение такого присутствия наблюдателя, которое не искажает естественный ход наблюдаемого процесса.

Полевое исследование осуществляется в соответствии с организационно-методическим планом исследования, оно дает богатый и разнообразный материал, по на стадии его обработки нередко возникают определенные сложности. Используемые качественные методы анализа довольно трудоемки, а сравнение отдельных случаев между собой не всегда легко осуществить в силу внутренней неоднородности материала. По сравнению с лабораторным экспериментом, полевое исследование обычно сопряжено с более значительными организационными трудностями. И это понятно, если учесть, что приходится входить в контакт с самыми разными людьми, объяснять им цели исследования и добиваться их содействия.

Антонимом понятия «полевые исследования» выступает понятие «лабораторные исследования» - исследования, которые проводятся в специально оборудованных лабораториях. Аппаратура служит здесь для поддержания заданного режима опыта, а также для точной и полной регистрации исследуемых параметров. Она обеспечивает полноту и надежность получаемой информации.

В обыденном сознании лабораторная обстановка обязательно связывается с экспериментом, а естественная - с наблюдением. В действительности связь здесь не такая жесткая. Эксперимент на самом деле легче проводить в лаборатории, в то время как разнообразные жизненные ситуации дают богатый материал для наблюдения. Однако в конечном счете не внешняя обстановка, а цели, которые ставит исследователь, и конкретные приемы, которые он использует, определяют тип исследования.

Для пояснения сказанного воспользуемся примером, который приводят в своем учебнике С. С. Новикова и А. В. Соловьев . Предположим, что нам необходимо изучить поведение детей. Как известно, его можно изучать и в естественной обстановке, и в специально оборудованной лаборатории. Допустим, нас интересует характер игры детей младшего возраста, особенно то, как дети играют, когда они предоставлены сами себе. Мы хотим, чтобы присутствие наблюдателя не сказывалось на характере изучаемых процессов. В этом случае наблюдение удобно проводить в лабораторной обстановке, которая внешне может мало отличаться от естественной. Это даже хорошо в том смысле, что ребенок скорее в ней освоится и не будет бояться. Комната может выглядеть как обычная игровая. Только наличие специальных приспособлений превращает ее в лабораторию. Обычно достаточно установить скрытую камеру или зеркало одностороннего вида, с помощью которого находящийся в соседней комнате человек сможет наблюдать за происходящим, оставаясь незамеченным.

Данный пример показывает, что не всякое лабораторное исследование представляет собой эксперимент в строгом смысле этого слова. Настоящий эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в течение изучаемых процессов. При отсутствии такового имеет место наблюдение, которое поддерживается специальной регистрирующей аппаратурой и проводится в лаборатории.

  • См.: Новикова С. С., Соловьев Л. В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учеб, пособие для высшейшколы. М. : Академический проект; Гаудеамус, 2005. С. 79.

Пробно поисковый тип исследования, которое проводится до основного и является его упрощенной формой. В социальной психологии П. и. (рабочий термин «зондаж») применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания и числа… …

Пилотажное исследование - пробно поисковое исследование проводится до основного и является его упрощенной формой; применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания анкет, тестов. Пилотажное исследование важнейшая часть в планировании любого… … Исследовательская деятельность. Словарь

ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - пробно поисковое исследование, которое проводится до основного и является его упрощенной формой; применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания анкет, тестов. Пилотажное исследование важнейшая часть в планировании… … Профессиональное образование. Словарь

ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - (pilot study) мини версия запланированного эксперимента или наблюдения, используемая для проверки материально технического обеспечения и проекта. Так, опросный список может охватывать малую часть предложенной выборки населения, чтобы посмотреть,… … Большой толковый социологический словарь

Пилотажное исследование - (фр. piloter – вести самолёт) – предварительное исследование, нередко предшествующее основному и позволяющее более успешно планировать последнее …

ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - (PILOT STUDY) Перед основной исследовательской стадией стадией сбора данных рекомендуется проверить программу исследования, прежде всего техники сбора данных, в небольшом пилотажном исследовании. Последнее позволяет в случае необходимости… … Социологический словарь

Пилотажное исследование - мелкомасштабная проверка мер и процедур исследования, преследующая цель заблаговременно выявить все слабые места в его плане или инструментарии … Социологический словарь Socium

пилотажное исследование (зондаж, поисковый эксперимент, претест) - пробно поисковое исследование, проводящееся до начала активного применения разработанного методического аппарата с целью его доработки, уточнения. В процессе п.и. устанавливается необходимый обьем выборки, уточняются детали анкет, тестов,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Пробное (пилотажное) исследование - предназначается для проверки надежности методик и процедур основного исследования, схемы организации и проведения самого обследования и предшествует ему. В процессе П. и. вырабатывается наиболее оптимальный вариант (проект) методики организации и … Социологический справочник

исследование пилотажное - пробно поисковый тип исследования, кое проводится перед основным и является его упрощенной формой. В психологии социальной исследование пилотажное (рабочий термин зондаж) применяется для установления требуемого объема выборки, уточнения… … Большая психологическая энциклопедия