Моторная афазия элементы сенсорной афазии. Как характеризует себя сенсорная афазия? Некоторые особенности коррекции моторной афазии

Моторная афазия – нарушение членораздельной речи вследствие повреждения речевого центра в головном мозге. Непосредственно органы речи (язык, губы, зубы) при этом сохраняют полноценную функциональность. Нарушается «центральное управление» этими органами. Афазия может быть симптомом различных заболеваний.

Тяжесть состояния при афазии может существенно варьироваться – от трудностей в произношении отдельных слов и составлении предложений до полного отсутствия внятной речи. Афазия обычно сочетается с патологией письма – аграфией, причём степень тяжести нарушения речи у них одинакова.

Причины афазии

Поражение участков коры головного мозга, ответственных за воспроизведение членораздельной речи, приводит к афазии. Причины такого повреждения крайне разнообразны:

  • Инсульт ишемического или геморрагического характера;
  • Хроническая патология кровообращения в соответствующих областях коры, например вследствие аневризмы или атеросклероза;
  • Эпилепсия в случае, если эпилептогенный очаг приходится на центр речи или расположен рядом с ним;
  • Травматическое повреждение ткани мозга;
  • Опухоли мозга различной этиологии;
  • Абсцесс (ограниченное гнойное воспаление) вещества мозга;
  • Воздействие токсинов (яды, соли тяжелых металлов);
  • Демиелинизирующие процессы, например рассеянный склероз и энцефаломиелит. Они приводят к разрушению оболочек нейронов с постепенным выпадением их функций;
  • Дегенеративные заболевания мозга с прогрессирующим уменьшением его массы и количества нейронов. Самые характерные заболевания этого рода – прионовые инфекции (болезнь Крейцфельда-Якоба и куру).

Распространённость и выраженность процесса влияют на то, какой степени тяжести будет афазия. Виды её определяются конкретной локализацией процесса. Симптомы зависят от вида афазии.

Афферентная моторная афазия

Развивается при локализации патологического процесса в речевых зонах постцентральной и нижнетеменной извилины. При этом у больного затруднёно воспроизведение положения артикуляционного аппарата, нужного для произнесения звука. Различают два варианта афферентной моторной афазии:

При поражении указанных отделов в левом полушарии у правшей и левшей моторная афазия крайне выраженная вплоть до полного отсутствия связной речи. При сохранности речи больные часто вынуждены заменять слова синонимами. С трудом выговаривают согласные звуки, отдельные буквы вообще не могут произносить. Слова, даже самые простые, выговаривают по слогам. Затруднено и понимание чужой речи, в частности сложных предложений, глаголов с приставками, местоимений в разных формах. Для этой формы афазии характерно сочетание с аграфией.

Повреждение этих же отделов у левшей, переученных в раннем возрасте на правшей, протекает иначе. У больных возникают сложности с записыванием и произношением букв в правильном порядке. Они могут полностью пропускать гласные или согласные в слове, или же записывать сначала один вид букв, потом другой. При этом понимание нужного порядка букв сохраняется и больные пытаются его компенсировать. Например, пропустив букву «й», больной ставит чёрточку над следующей или предыдущей буквой.

Эфферентная моторная афазия

Возникает при поражении премоторной области коры. Больной при этом не может изменять положение артикуляционного аппарата – произнеся один звук, он не может переключиться на следующий. Эфферентная моторная афазия также называется афазией Брока – по названию причинной зоны коры головного мозга.

Эфферентная моторная афазия сочетается с двигательными нарушениями – они становятся «механическими», лишенными плавности, с периодическими замираниями.

Произношение звуков при этом виде моторной афазии сохранено, однако речь теряет плавность, интонации, она становится монотонной. Письмо возможно только при одновременном произнесении записываемых слов. В речи встречаются перестановки букв между соседними словами.

Моторная афазия может сочетаться с другими видами нарушения речи при распространении патологического процесса на соседние участки коры. Так появляются афферентно-эфферентные афазии, сенсомоторная афазия (непонимание речи при здоровых органах слуха, сочетающееся с нарушением речи), тотальная афазия (нарушение понимания, произношения и письма одновременно).

Диагностика

Выявление моторной афазии не составляет труда, поэтому её диагностика направлена на выяснение причины нарушения речи. Для этого невролог:

  • Тщательно расспрашивает об обстоятельствах появления афазии и предшествовавших этому событиях;
  • Проводит углублённый неврологический осмотр для выявления сопутствующих неврологических нарушений;
  • Снимает электроэнцефалограмму для выявления очагов патологической активности в мозге, что поможет диагностировать эпилепсию и заподозрить наличие объёмного образования.
  • КТ или МРТ назначает при подозрении на опухоль, аневризму или для уточнения локализации и размера инсульта.
  • Дополнительно может провести исследование сосудов головы с контрастированием для исключения аневризмы.

Лечение

При моторной афазии в первую очередь заключается в устранении её причины:

  • При опухоли – её оперативное удаление или курсы химио- и лучевой терапии;
  • При инсульте применение ноотропов, нейрометаболических препаратов, антиоксидантов, ангиопротекторов. При геморрагическом инсульте большого объёма – удаление сгустка;
  • Лечение абсцесса проводится антибиотиками в сочетании с противовоспалительными препаратами, при неэффективности консервативного лечения возможно хирургическое дренирование абсцесса;
  • Антиконвульсанты при эпилепсии;
  • Терапия глюкокортикоидами при демиелинизирующих и дегенеративных процессах;
  • Хирургическое или консервативное лечение травмы;
  • Операция для уменьшения размера аневризмы.

При всех формах показаны занятия с логопедом. Регулярные занятия при афазии помогут частично восстановить членораздельную речь, благодаря чему улучшится и письмо. Существуют методы лечения афазии пением. Зачастую они очень эффективны, потому что при пении каждый звук произносится более длительно, чем при разговоре, и артикуляционный аппарат больного успевает перестроиться.

Профилактика

Специфической профилактики афазии не существует. Рекомендован регулярный приём антигипертензивных препаратов при наличии повышенного давления для профилактики инсультов. Также очень внимательно следует относиться к инфекциям уха, не оставлять отиты без лечения – это может привести к абсцессу мозга.

Моторная афазия — затруднение в произношении слов, в тяжелых случаях больной вообще молчит, не может сказать ни единого звука. При этом он отлично понимает все, что говорят окружающие и осознает свой дефект. От афазии могут страдать люди любого возраста (даже дети) и пола. Однако в силу того, что основная ее причина — нарушение кровообращения мозга (), то наблюдается моторная афазия чаще у лиц пожилого возраста. Формы моторной афазии выделяются в зависимости от локализации очага поражения коры головного мозга:

1. Афферентная или кинэстетическая форма наблюдается при повреждении нижнетеменных отделов (в доминантном полушарии). Этот участок отвечает за движения артикуляционного (речевого) аппарата (губ, челюстей, мышц рта, языка):

  • больной не может скоординировать движения речевого аппарата таким образом, чтобы получился нужный звук. Особые затруднения вызывают звуки, при произношении которых совершаются похожие движения губами, языком, например, переднеязычные звуки «д», «т», «л», «м», щелевые звуки «ш», «щ», «з», «х»;
  • грубо нарушается способность к повторению;
  • оральная апраксия — трудности при выполнении действий, в которых участвуют мышцы рта (не может показать, как задувать свечку, как пить из трубочки).

2. Эфферентная моторная афазия или афазия Брока возникает при очаге в премоторной зоне в заднелобных отделах (зоне Брока). Эта область отвечает за слияние отдельных звуков в слова, а слов в предложения. Именно благодаря правильной работе премоторной коры мы знаем, что буквы в слове следует произносить именно в каком-то определенном порядке, что каждое слово в предложении также имеет свое место. При этом с артикуляцией проблем нет: если человеку показать картинку и назвать, что на ней изображено, он без труда повторит. Также для эфферентной моторной афазии характерны:

  • речевые персеверации — повторение одних и тех же слогов либо слов;
  • телеграфный стиль, когда человек строит предложения только из существительных, пропуская другие части речи;
  • словесный эмбол: в речи пациента остается только одно слово либо сочетание слов (чаще бранных), и эти слова он использует для названия всего вокруг, произнося их с различной интонацией.

3. Динамическая моторная афазия наблюдается при поражении префронтальной области коры. Она отвечает за речевую инициативу и программирование высказывания. Больной хорошо артикулирует звуки, произносит слова, но речь его замедленна, создается впечатление, что человек может, но просто не хочет говорить. Характерные признаки:

  • речь бедная, замедленная, паузы между словами и слогами, практически без интонации;
  • больной не может до конца высказать свою мысль, обращаясь к окружающим, задать вопрос;
  • эхолалии — повторение тех слов и фраз, которые произносят окружающие;
  • телеграфный стиль.

4. Смешанная или сенсомотоная афазия развивается при больших обширных очагах, захватывающих кору заднелобных и височных отделов. Это сочетание элементов сенсорной и моторной афазии. Нарушено и понимание речи, и артикуляция. Пишут пациенты так же, как и говорят, с ошибками, переставляя буквы в словах, но некоторым удается довольно неплохо выражать свои мысли на бумаге.

Редко встречается какой-либо изолированный вид афазии, в большинстве своем наблюдаются их различные комбинации. В тяжелых случаях больные не могут произнести ни единого звука, а в легких могут быть затруднения при произношении только некоторых слов, иногда этот дефект даже незаметен для окружающих.

Лечение моторной афазии и восстановление речи

Если нарушение речи развилось остро, то, скорее всего, произошел инсульт. В этом случае нужна немедленная госпитализация в неврологическое отделение, где будет проводится медикаментозное лечение, направленное на ограничение зоны ишемии мозга и восстановление поврежденных клеток. Наряду с лекарствами для скорейшего восстановления речи очень важно общение с родственниками, с медперсоналом, даже если человек ничего не может сказать, это не значит, что с ним не нужно разговаривать. Занятия с логопедом начинают уже с 7-10 дня. Обычно улучшение происходит уже в первые дни, и это говорит о благоприятном прогнозе, с течением времени шансов становится все меньше, поэтому важно не упустить время. При моторной афазии речь восстанавливается лучше, чем при сенсорной. Восстановление речи — тяжелый труд, как для самого больного, так и для его родственников.

Если нарушение речи нарастает постепенно, это может свидетельствовать о наличии опухоли головного мозга, также медленное нарастание афазии наблюдается при прогрессировании энцефалопатии и слабоумия. В этом случае нужно обязательно проходить курсы поддерживающего лечения (нейропротекторы, ноотропы) 2 раза в год, чтобы приостановить процесс и регулярно посещать логопеда для тренировки речи.

Упражнения для коррекции речи. Ежедневные занятия в первые дни должны занимать по времени не более 10-15 минут. Постепенно, в течение месяца их продолжительность можно довести до 30-40 минут. Вот какими могут быть эти упражнения:

  • попросить осмотреть комнату (палату) и назвать предметы, которые в ней находятся, если это затруднительно, можно подсказывать первые буквы названий, затем уже можно предложить написать и прочесть выученные слова;
  • рассматривать семейные фотографии и просить называть имена близких;
  • повторение слов;
  • побуджать больного проговаривать вслух все, что он видит и делает;
  • составление предложений по сюжетным картинкам;
  • при сложностях в произношении звуков и букв можно приобрести детский обучающий говорящий плакат-азбуку.

Все это можно делать в домашних условиях после консультации со специалистом логопедом, который разработает индивидуальный план восстановления речи и покажет необходимые упражнения.

Моторная афазия возникает при поражениях нижних отделов левой лобной доли и характеризуется замедленной немногословной, плохо артикулируемой речью. требующей от больного больших усилий (затруднено слияние слов или даже звуков). В тяжелых случаях больной произносит лишь нечленораздельные звуки.

Речь больного затрудненная, с нарушенной артикуляцией, часто прерывается паузами для поиска слов. Фразы почти не содержат служебных слов и состоят в основном из глаголов и существительных. Нарушен порядок слов, неправильно используются краевые морфемы (окончания слов, которые выражают время и наклонение глаголов, падеж, род и число существительных). Характерна телеграфная речь — сжатая, но достаточно информативная. Например, мужчина 45 лет с моторной корковой афазией так рассказывает о своем заболевании: «Я пошел. доктор. Доктор послал меня. Боссон. Больницу. Доктор. Там. Два, три дня. Доктор отправил домой».

Речь больного может ограничиваться мычанием или единственным словом («да» или «нет»), которое он произносит с разными интонациями, пытаясь выразить свое отношение к происходящему. Нарушено называние и повторение. Понимание устной речи сохранено — за исключением сложноподчиненных предложений и конструкций пассивного залога. Чтение сохранено, но заметны характерные запинки при чтении коротких служебных слов.

Следовательно, моторная корковая афазия — это не только «экспрессивное», «моторное» нарушение, но и расстройство понимания — в данном случае служебных слов и синтаксических конструкций.

Больные слезливы, легко впадают в отчаяние и глубокую депрессию.

В отличие от больных с сенсорной корковой афазией они понимают свое состояние. У таких больных даже глубоко расстроенная артикуляция становится почти нормальной при пении — на этой особенности построена одна из методик восстановления речи (мелодико-интонационная терапия).

Сопутствующие неврологические симптомы: правосторонние слабость мимических мышц и гемипарез. оральная апраксия — неспособность выполнить по инструкции движения, в которых участвуют мышцы рта, глотки и лица («покажите, как вы задуваете спичку, как пьете через соломинку»). Поля зрения не нарушены.

Причиной моторной корковой афазии могут стать объемные поражения мозга — опухоли (первичные или метастатические), внутримозговая гематома или субдуральная гематома. абсцесс.

Небольшие очаги поражения, которые ограничиваются задним отделом моторного центра речи. могут вызвать временное, неафазическое расстройство артикуляции. В этих случаях функцию пораженного участка берут на себя сохранные звенья речевой системы. У таких больных часто наблюдаются легкие двигательные нарушения: например, изолированная слабость мимических мышц.

Наличие гемипареза свидетельствует об обширном поражении мозга и ухудшает прогноз.

После инсульта максимальное восстановление речи достигается в течение нескольких месяцев — дальнейшее улучшение маловероятно.

Афазия

Моторная афазия (афазия Брока , афферентная моторная афазия ) – это состояние, при котором человек теряет способность применять слова для выражения собственных мыслей, то есть речь. Формирование речи у человека определяет левое полушарие головного мозга. Вследствие инсульта или тяжелых черепно-мозговых травм его функции могут нарушиться, и результатом становится полная либо частичная потеря речи.

Как проявляется моторная афазия?

Полная или частичная афазия — это симптом неврологического характера. Развитие афазии происходит, если лобную долю левого полушария мозга затрагивает патологический процесс. Причины такого явления — тяжелые травмы . инсульты и др. При моторной афазии речевая деятельность больного может быть заторможенной . ненасыщенной . У человека отмечается очень плохая артикуляция . из-за чего окружающие его понимают плохо. Тяжелая моторная афазия Брока иногда ведет к тому, что больному трудно выговаривать и сочетать звуки. Некоторые люди способны издавать только абсолютно непонятные окружающим звуки. Восстановление речи при моторной афазии зависит от тяжести поражения и особенностей заболевания, которое спровоцировало данный симптом. Иногда для этого достаточно регулярно делать специальные упражнения.

Человек, у которого отмечается относительно легкая афферентная моторная афазия, часто произносит предложения, которые состоят только из глаголов и существительных . при этом не используя служебных частей речи. В составленных ими предложениях часто нарушается порядок слов, сами слова используются в неправильной форме, не соотносясь со стоящим рядом словом. Речь часто остается информативной, но при этом создается впечатление ее полной неграмотности. Человек может вставлять в предложения слова, которые только что услышал, повторять одни и те же слова. Кроме речи нарушается чтение . письмо . больной часто неспособен называть предметы.

При тяжелом течении недуга человек может произносить только непонятные звуки либо общаться исключительно с помощью слов «да » и «нет ». При этом он понимает устную речь, обращенную к нему.

Больные афазией иногда демонстрируют и перемены в эмоциональном состоянии. Они могут впадать в депрессивное состояние . часто плакать, отчаиваться. Если другие формы афазии могут привести к тому, что человек не сознает собственного состояния, то при моторной афазии больной понимает, что с ним происходит. Поэтому такие больные преимущественно неохотно ведут разговоры.

Среди неврологических проявлений, которыми сопровождается моторная афазия, следует отметить проявление слабости мышц лица с одной стороны, иногда мышцы могут быть полностью парализованы. Больному в таком состоянии могут быть недоступны некоторые движения с участием мышц лица . горла . рта . Поле зрения больного может отличаться от обычных границ.

Кроме моторной афазии в медицине определяются следующие виды афазий: сенсорная . амнестическая . семантическая и динамическая .

При динамической афазии наблюдается так называемый дефект речевой инициативы. Наблюдаются выраженные нарушения инициативы речи, спонтанной повествовательной речи. Человек часто молчит, хотя и понимает речь окружающих людей.

Акустико-гностическая сенсорная афазия возникает при поражении задней трети левого полушария. Данное расстройство также может возникнуть у больного после инсульта . При сенсорной афазии наблюдается отсутствие дифференциации фонемы звуковой речи. Человек не контролирует собственную речь, не понимает того, что говорят другие люди. Людей с таким расстройством могут воспринимать как психически больных.

Амнестическая афазия проявляется нарушением способности четко называть предметы. При этом у больного остается способность описывать эти предметы. Не нарушается чтение и понимание речи.

Семантическая афазия проявлениями нарушений понимания речи, которая связана с пространственными отношениями. Человек не может понять логически и грамматически сложные речевые структуры.

Таким образом, у больных с афазией может возникать ряд затруднений, связанных с данным симптомом. Им трудно понять, о чем говорят окружающие, выразить свои желания и стремления, писать, читать. Следовательно, в повседневной жизни такие люди могут страдать от одиночества и изолированности.

Почему проявляется моторная афазия?

Чаще всего у человека проявляется тотальная афазия после инсульта . Вследствие ишемического инсульта поражаются верхние отделы центральной артерии головного мозга. Это, в свою очередь, определяет нарушения речевой деятельности.

Моторная афазия проявляется вследствие разнообразных поражений головного мозга. Спровоцировать развитие этого симптома могут образования головного мозга . абсцессы мозга . внутричерепные кровоизлияния и др. В более редких случаях моторная афазия проявляется при энцефалитах . лейкоэнцефалитах . болезни Пика .

Обширная афазия возникает при серьезных повреждениях головного мозга человека.

Как вылечить моторную афазию?

Полностью восстановить речь при афазии, которую спровоцировал инсульт либо серьезная черепно-мозговая травма . в большинстве случаев сложно. Тем не менее, правильное лечение афазии после инсульта и последующая реабилитация во многих случаях позволяет вернуть коммуникативные способности .

Если у больного проявляется данный симптом, то изначально следует провести всестороннее обследование афазии, определить, что стало причиной проявления этого симптома. Как правило, восстановить речь больного с афазией нельзя за короткий период времени. Иногда для этого требуется несколько лет. Эффективность восстановления зависит от целого ряда факторов. Прежде всего, важна причина, которая привела к проявлению данного симптома, а также тяжесть повреждения . расположение участка мозга . который был поврежден, общее состояние здоровья человека и его возраст .

Если моторная афазия развивается вследствие перенесенного инсульта, то уже через неделю после инсульта при условии благоприятного развития ситуации нужно начинать разговаривать с человеком. Но при этом всегда нужно помнить, что больной в таком состоянии необычайно ослаблен. Поэтому разговаривать с ним нужно каждый день на протяжении не больше пяти минут . Постепенно такие занятия становятся более продолжительными.

Если у человека отмечается легкое нарушение речи . то говорить с ним нужно внятно, четко, но при этом поднимать только те темы, которые вызывают у человека позитивные эмоции. Не нужно поощрять больного, если он пытается использовать в общении только жесты и мимику вместо речи. Следует делать все, чтобы стимулировать пациента к произношению слов.

При более тяжелой степени афазии данного типа больной не всегда способен произнести хотя бы слог. В таком случае наиболее эффективными тренировками речи считается порядковый счет . пение . то есть та речевая деятельность, которая является максимально автоматизированной. Изначально больному нужно регулярно петь знакомую песню, позже — поощрять и стимулировать все его попытки пения или повторения текста, даже если они будут не слишком внятными.

Существует много практических упражнений . с помощью которых человек, страдающий моторной афазией, может постепенно восстановить речь. Никогда не следует форсировать события, добиваясь чистоты произношения и четкости звуков. Поэтому постоянно поправлять все слова, которые произнес больной, не нужно.

При общении с человеком, который страдает афазией, нужно проявлять терпимость и толерантность . Никогда не нужно приравнивать проблемы с речевой деятельностью к умственной отсталости и разговаривать с больным так, как с несмышленым ребенком или с психически больным.

Близким людям больного рекомендуется максимально упрощать те предложения, которые обращены к человеку, если необходимо, несколько раз повторять важные фразы. Важно всегда стараться привлекать больного человека к беседе и стимулировать его к разговору.

Современные медики широко практикуют методы, основанные на использовании возможностей компьютеров . что позволяет заниматься упражнениями для восстановления речи с максимальным эффектом.

Афазия

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением речевых центров коры головного мозга или их проводящих путей при сохранности функции речевых мышц (языка, губ. гортани). Афазия возникает при кровоизлияниях в мозг. тромбозе сосудов мозга, абсцессах. черепно-мозговых травмах и т. д. Афазия часто сопровождается расстройством чтения - алексией. письма - аграфией, счета - акалькулией. В зависимости от зоны поражения развиваются различные формы афазии.

Моторная афазия характеризуется затруднением или невозможностью произносить слова при сохранении произношения отдельных звуков и понимания речи. При наиболее тяжелой моторной афазии речь полностью отсутствует. В этих случаях даже после восстановления речи у больного остаются затруднения в сложных высказываниях, при повторении серии слов (дом, лес, кот), фразы.

Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания речи (словесная глухота) при сохранении способности говорить. В легких случаях больной еще понимает отдельные слова и даже короткие фразы, особенно привычные («откройте рот », «покажите язык»). В противоположность больным с моторной афазией эти больные бывают болтливы, но так как они не понимают и своих слов, они теряют контроль над своей речью, и она тоже нарушается, появляются замены букв, слогов и даже целых слов.

Семантическая (смысловая) афазия характеризуется нарушением понимания смысла фраз, которые связаны между собой предлогами, союзами и т. д. Больные хорошо говорят, понимают обращенную к ним речь, но не могут понять разницу в таких словосочетаниях как «брат отца» и «отец брата»; могут показать карандаш, ключ, но не понимают задания показать карандашом ключ или ключом карандаш. Семантическая афазия часто сочетается с амнестическими расстройствами речи.

При амнестической афазии больные забывают названия предметов. Вместо того чтобы назвать ложку, карандаш, они описывают их качества и назначение: «это - чем едят», «это - чем пишут». Однако нередко достаточно произнести первый слог, чтобы больной вспомнил слово и произнес его, но через несколько минут он снова его забывает.

При тотальной афазии больной не говорит и не понимает речь. Чтение и письмо совершенно невозможны.

При всех формах афазии необходимо лечить основное заболевание и проводить длительные занятия с логопедом. Нужно помнить, что афазия не является психическим расстройством, и эти больные не подлежат лечению у психиатров.

Афазия (от греч. aphasia - утрата речи) - нарушение речи в связи с изменениями в пределах либо собственно второй сигнальной системы (И. П. Павлов), осуществляющей анализ и синтез слов, представляющих собой «сигналы сигналов», либо соотношений второй сигнальной системы с первой. Таким образом, из афазии исключаются дизартрии (см.) и те нарушения речи, которые зависят от глухоты (глухой не слышит речи, при афазии больной слышит ее, но не понимает ее смысла, не воспринимает слово как «сигнал сигналов»).

Во второй сигнальной системе, так же как и в первой, имеются афферентные и эфферентные части; слово не только произносится человеком для общения с себе подобными, но и воспринимается им. Поэтому можно говорить об экспрессивной речи, которая включает как устную, так и письменную речь (при последней написанное или напечатанное слово является таким же «сигналом сигналов», но осуществляется движениями кисти и воспринимается зрением), и импрессивной речи - понимание речи по слуху и чтение. Речевой процесс един, но он может быть нарушен в различных своих звеньях, в соответствии с чем афазические расстройства характеризуются большим многообразием.

Нарушенной может быть преимущественно экспрессивная (моторная афазия) или импрессивная речь (сенсорная А.), устная речь (собственно А.) или письменная (алексия - нарушение чтения, аграфия - нарушение письма).

Исследование афазических нарушений . Устная речь . Исследование повторной речи (буквы, слова, фразы), рядовой речи (числовой ряд, перечисление дней недели, месяцев и т. д.), называние показываемых предметов, разговорная речь (ответы на вопросы), рассказ. При исследовании необходимо обращать внимание на желание или нежелание говорить, на бедность речи или многоречивость (логорея). При амнестической афазии выпадают конкретные обозначения, названия предметов. При моторной А. страдает главным образом грамматическая структура речи (падежи и склонения) - так называемый аграмматизм. Литеральная парафазия характеризуется перестановкой или заменой букв в слове, вербальная - заменой слов в предложении.

Письменная речь. Больному дают списывать, писать под диктовку, писать заученные ранее слова, названия показываемых предметов; писать ответы на задаваемые устно или письменно вопросы, рассказ на заданную тему, пересказ литературного произведения.

Понимание устной речи . Понимание смысла слов, фраз, показывание называемых предметов, понимание и выполнение простых и сложных (многозвеньевых) инструкций (необходимо исключить апраксию), понимание рассказа с простым содержанием и сложного в смысловом отношении. Весьма важно определить диффузность восприятия речи, для чего предназначаются фразы и инструкции с нелепым содержанием, с лишними словами, грамматическими и синтаксическими неправильностями и т. д.

Чтение . Отдельно исследуют чтение вслух и понимание прочитанного про себя, так как возможны случаи, когда эти функции нарушаются более или менее независимо друг от друга. Исследуют также музыкальную речь как экспрессивную, так и импрессивную (слуховую и зрительную). Нарушения музыкальной речи носят название амузий.

Синдромы афазии . В тех случаях, когда очаг поражения очень велик (инсульт, травма) и имеется начальная стадия поражения (диасхиз, иррадиация торможения), нарушение охватывает все стороны речевого процесса и возникает тотальная афазия. Тотальной А. иногда остается и в дальнейшем, но во многих случаях речь в той или иной мере восстанавливается и выявляются синдромы, обнаруживающие диссоциацию речевых функций, что в более легких случаях может наблюдаться и в начальной фазе заболевания. Основные формы афазий, характеризующиеся диссоциированным нарушением речи, составляют моторная, сенсорная, проводниковая, амнестическая афазия, алексия.

Моторная афазия (афазия Б рока) характеризуется в основном нарушением экспрессивной устной и в большинстве случаев письменной речи. В тяжелых случаях речь или невозможна, или ограничивается «речевыми остатками» - междометиями, стереотипными бессмысленными звукосочетаниями, привычными ругательствами и т. д. В менее тяжелых случаях обычными симптомами являются речевая аспонтанность, аграмматизм, литеральные парафазии. Повторение и рядовая речь нарушаются, но чаще в меньшей степени, чем разговорная речь и рассказ. Нарушения письма имеют тот же характер, что и нарушения устной речи. Значительно реже встречается так называемая чистая (субкортикальная, по Вернике) моторная афазия, при которой нарушается только устная речь, а письмо остается сохранным, что свидетельствует о сохранении внутренней речи. Встречаются и такие случаи (транскортикальная моторная А.), когда нарушаются только спонтанные речь и письмо, а повторение, рядовая речь и списывание сохранены.

Сенсорная афазия (афазия Вернике). Основной симптом - нарушение понимания устной и письменной речи. В тяжелых случаях больной относится к речи, как к любому шуму, не имеющему смыслового значения. В менее тяжелых в хаосе звуков он все же улавливает отдельные слова - наиболее обиходные, особенно свое имя. Экспрессивная речь также нарушена, но совершенно иначе, чем при моторной А. При последней больной говорит неохотно и мало, при сенсорной А. он излишне многоречив (логорея), говорит плавно, без напряжения. Однако эта многоречивая продукция может быть столь богатой вербальными парафазиями и персеверациями, что речь становится совершенно непонятной. Больной не понимает прочитанное и устную речь, правильно улавливает в тексте только отдельные, самые привычные слова. В более редких случаях при «чистой» (субкортикальной, по Вернике) сенсорной А. устная и письменная речь, а также понимание прочитанного (внутренняя речь) сохраняются, нарушается только понимание устной речи. Наблюдаются и такие случаи сенсорной А. (транскортикальная сенсорная А. по Вернике), когда сохраняется повторение при нарушении понимания устной речи.

Проводниковая афазия характеризуется, по Вернике, парафазиями, нарушениями повторения, чтения и письма при сохранении понимания речи и списывания.

При амнестической А. больной «забывает» названия предметов при хорошо сохраненной структуре предложений и отсутствии парафазий. Тем же «забыванием» обозначений характеризуется и письменная речь.

Алексия, как и аграфия, наблюдается в той или иной степени в большинстве случаев моторной и сенсорной А. но встречается иногда и изолированно, в виде «чистой словесной слепоты»: больной видит написанное слово, но не понимает его смысла.

Топикодиагностическое значение афазических синдромов . Характер афазических синдромов определяется местом поражения, характером патологического процесса, общим состоянием, особенно состоянием васкуляризации мозга, возрастом больных, их преморбидным состоянием, типом высшей нервной деятельности. При моторной афазии поражение всегда локализуется в зоне распределения передних ветвей левой (у правши) средней мозговой артерии, наиболее часто (хотя не всегда) с поражением извилины Брока.

Сенсорная афазия возникает при поражении левой (у правши) височной области. И в таких случаях нельзя говорить о какой-либо узкой локализации в пределах этой зоны, хотя все же поражение чаще всего обнаруживается в заднем отделе верхней височной извилины (задний отдел поля 22). Амнестическая А. чаще наблюдается в тех случаях, когда очаг располагается в переходной височно-теменно-затылочной подобласти (поле 37), чистая алексия - при поражении угловой извилины (поле 39).

Течение и прогноз афазии зависят в основном от характера основного заболевания. Как временное явление А. возникает в редких случаях в течение приступа мигрени или в связи с эпилептическим припадком. Прогноз при прочих равных условиях более благоприятен при сенсорной А. чем при моторной, и гораздо благоприятнее в молодом возрасте, чем в пожилом. Терапия должна быть направлена на лечение основного заболевания, большое значение имеют и специальные мероприятия - систематические упражнения в речи и письме.

Моторная афазия, или афазия Брока — тяжелое речевое расстройство, происходящее ввиду поражения и дисфункции левой лобной доли большого мозга, характеризующееся выраженными дефектами речи и затруднением в подборе слов. Нарушение часто встречается в качестве постинсультного осложнения, или последствия тяжелых черепно-мозговых травм. Моторная афазия не ограничивается только лишь нарушением артикуляционных функций речевого аппарата.

Основные типы моторной афазии и их описание

Несмотря на распространенность у взрослого населения ввиду перенесенных болезней и механических травм, синдром встречается и у детей. Он протекает в легкой и осложненной форме.

Первый случай представляет собой сохранение у ребенка отдельных речевых навыков и запаса слов. В тяжелых случаях, ребенок перестает говорить совсем, либо произносит исключительно бессмысленные и бессвязные фразы.

Нарушение классифицируют по нескольким основным типам, которые различаются своей клинической картиной и степенью сложности. Всего медики выделяют шесть основных видов расстройства.

Афферентная (кинестетическая) афазия

Возникает в результате поражения поверхности теменной доли полушария, отвечающего за речь. Наиболее легкая форма афазии, для которой характерна общая беглость речи и отсутствие пауз. Вместе с тем, наблюдается нарушение артикуляции и парафазийные дефекты во время чтения, разговора и спонтанной речи.

У больного присутствует понимание и анализ чужого и собственного произношения. Слова, которые пациент не может сказать, заменяются на схожие по произношению.

Эфферентная афазия

Системное нарушение речевой функции, характеризующееся произношением больным бессвязных фраз и грамматически некорректных оборотов.

Экспрессивная речь не инициируется пациентом. Чаще больные молчаливы и предпочитают не произносить слова вслух.

Изъясняются так называемым «телеграфным стилем», где глаголы используются в едином причастии, или не используются вовсе. В речи наблюдаются длительные интервалы.

Отмечается грубые нарушения письменной речи: пациент допускает множество ошибок, пропускает или изменяет некоторые слоги и буквы. Чтение значительно затруднено, как и название предметов по демонстрации.

Однако пациент может исправиться, если услышит литеральную подсказку близкого или специалиста. Анализ чужой речи (как устной, так и письменной) у пациента сохраняется.

Сенсорно-моторная афазия

Моторная афазия развивается при поражении крупных сосудов. Чаще всего возникает ввиду перенесенных инфарктов, когда затрагивается обширная площадь мозговой артерии. В медицинской практике носит название «тотальная афазия». Отличается полным расстройством инициации, речевой артикуляции и фонематического слуха.

Динамическая афазия

Речь больного прерывистая, не имеет интонационной окраски; отмечается затрудненная инициация экспрессивной речи и замедленная перестройка речевых программ. Пациент говорит медленно и невнятно, его повествование носит телеграфную окраску, отличается выраженной монотонностью.

Расстройство имеет определенные сходства с афферентной и эфферентной афазией. Возможность повторения за специалистом отдельных слов и фраз сохраняется.

Грубая афазия

Расстройство является преходящим осложнением тотальной афазии и характеризуется серьезными речевыми расстройствами.

При грубой афазии больной не может говорить целые слова или словосочетания. Его речь ограничивается монотонными обрывками слов или мычащими звуками, иногда с интонационной окраской.

Что такое ретроцеребеллярная киста головного мозга, насколько она опасна и поддается ли лечению по ссылке .

Восстановление и коррекция речи

В основе корректирующих логопедических мер лежит воссоздание динамической схемы речевого произношения. Производятся методы развития устной, письменной, экспрессивной и импрессивной речи.

По совету логопеда-афазиолога при работе с моторной афазией обычно, проводятся интенсивные занятия по восстановлению письменной речи и чтения. Как правило, работа со специалистом начинается с первых недель перенесенной травмы головы или инсульта, как только поступает разрешение лечащего врача.

Минимальные сроки реабилитации речевой функции составляют 2 года.

На видео урок по восстановлению речи при афферентной/эфферентной афазии:

Прогноз и профилактические меры

В некоторых случаях, моторная афазия имеет тенденцию к быстрому прогрессированию. Если речевое расстройство поддается коррекции, логопедическое лечение продолжается длительное время, и проходит более успешно при условии его начала непосредственно во время обнаружения расстройства.

Результат напрямую зависит от площади поражения головного мозга и степени тяжести заболевания. Самостоятельная ликвидация моторной афазии может спровоцировать тяжелые формы заикания у пациентов.

Эффективные профилактические меры заключаются в снижении риска получить черепно-мозговую травму или столкнуться с сосудистыми катастрофами. Пациентам, склонным к транзиторным ишемическим атакам, или перенесшим инсульт, всегда назначается поддерживающая терапия. Важен аспект своевременного обнаружения в коре головного мозга.

Моторная афазия — тяжелое расстройство, которое требует немедленного врачебного вмешательства. Больному необходима как медикаментозная терапия и логопедическая коррекция, так и постоянная работа с психологом.

Игнорирование расстройства и пренебрежение лечением могут повлечь за собой полную утрату артикуляционных речевых функций. Чем раньше начнется лечение синдрома, тем быстрее и легче наступит его ликвидация.

Афазией называется системное неврологическое нарушение, проявляющееся во всецелой или частичной потере ранее сформированной речи. Истоком патологии становится органическое поражение центров речи в районе коры головного мозга, подкоркового отдела, проводящих путей.

Сбои возникают после черепно-мозговых травм, инсультов, опухолей, воспалений, тромбозов мозговых сосудов. При афферентных и эфферентных формах афазии повреждаются нисходящие либо восходящие нервные пути. Серое вещество головного мозга и такая же субстанция за его пределами становятся неспособными к полноценному обмену информацией.

Речевые функции мышц губ, языка, гортани во многих случаях остаются сохранными. Порой афазию сопровождают смежные расстройства чтения (алексия), письма (аграфия) или счёта (акалькулия). Формы афазии классифицируются с учётом зоны поражения.

Моторная афазия.

Патология возникает вследствие повреждения лобной доли левого (доминантного у правшей) полушария мозга, отвечающей за моторику письма и речи. Афазия этого типа даёт серьёзные трудности в произношении слов, а в тяжёлой форме - звуков и звукосочетаний (фонем). При сверхтяжёлой форме расстройства больной издаёт бессмысленное мычание. Иногда в ответ на заданные вопросы можно расслышать «да» либо «нет».

Речь в лёгкой степени моторного афазического нарушения отличается медленным темпом, интонационной и смысловой бедностью, плохой артикуляцией, прерыванием из-за нехватки нужных слов и фраз. Пациент почти не включает предлоги, большинство союзов и частиц в словосочетания и предложения. Он использует в основном глаголы и существительные. Соседние слова не соотносятся между собой, поскольку человек с моторной афазией неверно употребляет их концевые элементы. Нарушен порядок составных частей в предложениях и фразах. Речь звучит неграмотно и «телеграфно», хотя она достаточно информативна.

Интонация речи также становится специфической: многие больные пытаются по-особенному подать доступные им слова, чтобы собеседник догадался об отношении к ситуации. Устную речь другого человека пациенты воспринимают нормально, могут читать, но запинаются при воспроизведении коротких, преимущественно служебных слов.

Итого, афазию данной формы можно характеризовать как общее расстройство речевой моторики плюс частичное нарушение восприятия отдельных словосочетаний.

Моторная афазия отличительна от других форм тем, что больной осознаёт свою патологию. В значительной мере это влияет на его психологическое состояние: возникает скорое отчаяние, плаксивость, депрессивные наклонности. В основу лечения данного вида афазии положено пение. Регулярные певческие занятия способны восстановить речь больного до практически нормального уровня.

Болезнь проявляется комплексно: к речевым присоединяются двигательные патологии. Мимические мышцы правой половины лица ослаблены или полностью парализованы. Движения с помощью лицевых, ротовых и горловых мускулов осуществить невозможно. Наблюдается сдвиг поля зрения. Паралич мышц лица с одной стороны свидетельствует о существенном повреждении головного мозга. В данном случае прогноз болезни усугубляется.

Ишемический инсульт – основная причина моторной афазии. Он затрагивает верхние участки центральной артерии головного мозга и пагубно влияет на речевую деятельность. Её нормализация возможна через несколько месяцев после кровоизлияния в мозг. Если речь значительно не улучшилась за этот срок, то в дальнейшем вряд ли возможны положительные изменения.

Среди других причин моторной афазии – различные поражения, в т.ч. новообразования, абсцессы головного мозга, кровоизлияния в полость черепа. Небольшие очаги патологии в тыльной зоне центра моторной речи провоцируют преходящую артикуляционную недостаточность. Функции повреждённого участка берёт на себя здоровая область речевой системы. При этом двигательные расстройства наблюдаются чаще, но, как правило, они незначительны.

Сенсорная афазия.

При сенсорной афазии поражается т.н. зона Вернике, отвечающая за понимание речевой информации. Эта область располагается в височной части лобной доли (у праворуких - левой). Афазия сенсорного типа обессмысливает для пациента устную речь собеседника и письменный текст. Слуховой анализатор поражается в корковом отделе. Информация слышима, но интерпретировать её больной не может. Он воспринимает речь как набор нечленораздельных звуков. Язык, прежде бывший родным, абсолютно не понятен, словно иностранный. Эта разновидность сенсорной афазии называется акустико-гностической.

Сам пациент говорит бессвязно, обрывками фраз, что полностью обессмысливает его речь. На фоне общего двигательного и эмоционального возбуждения высказывания объёмны, многословны, с активной мимикой и жестами. Человек правильно произносит слова, но неадекватно подбирает их для донесения своей мысли. При этом он способен исполнить простую команду - сесть, встать, открыть/закрыть глаза, может без ошибок повторить фразу, однако, её смысл останется для него неясным. Пациент с сенсорной афазией не может контролировать свою речь, понимать то, что сам произносит.

Эфферентная моторная афазия.

При данной патологии болезненный процесс локализован в заднем (покрышечном) участке нижней лобной извилины. Там находится речедвигательный центр - т.н. зона Брока. У правшей она расположена в левой, у леворуких – в правой лобной доле головного мозга.

Афазия эфферентного типа нарушает экспрессивную речь – активные высказывания в устной либо письменной форме. Появляются существенные трудности в переходе от слова к слову или с одного слога на другой. В остром периоде болезни речи практически нет, по мере стихания наблюдаются проблемы с артикуляцией. Фразы не интонированы, звучат тихо и телеграфично. Это краткие, грамматически неверные предложения, почти без глаголов, с длительным паузами. Характерны словесные и звуковые искажения. Больным трудно в точности повторить фразу за врачом, назвать показанный предмет без буквенной подсказки. Чтение вслух и письмо даётся с трудом, нарушена орфография и грамматика, переставляются отдельные буквы. Понимание устной речи, написанного текста остаётся нормальным.

У моторной афазии по эфферентному типу отмечается острое развитие и сочетание с двигательными нарушениями (гемипарез, гемигипэстезия), вызванными кровоизлиянием в бассейн левой средней мозговой артерии.

Лечение афазии.

Восстановление речевых способностей человека, исчезновение афазических признаков может быть быстрым и долгим, полным либо частичным.

Микроинсульт – транзиторная ишемическая атака с кратковременным нарушением кровяного тока к мозгу. После такой формы инсульта человек обретает способность к нормальной речи. Это случается спустя несколько часов либо суток, иногда без терапевтического вмешательства. Обширные инсульты вызывают комплекс проблем с длительным течением. Функции речи восстанавливаются постепенно, иногда – не в полной мере. Частью они регенерируются спонтанно, на протяжении нескольких недель-месяцев после мозговой травмы. Это касается не всех пациентов с афазией. Так или иначе, у всех больных многие признаки недуга выражены в течение длительного времени. Для их устранения применяют логопедические методы. Полностью речевая способность пациента восстановится минимум через два года. Раннее начало коррекционной терапии даёт лучшие результаты.

Успех в реновации речи зависит от множества факторов – причины мозгового повреждения, его тяжести, возраста и состояния здоровья больного. Важным компонентом лечения считается посильное участие в нём семьи пациента.

Родственникам человека с диагнозом «афазия» рекомендуется:

Строить собственную речь в адрес больного по принципу максимальной простоты. Предложения должны быть несложными, короткими, доступными для элементарного понимания;

Ключевые, наиболее важные слова из предложения повторять, когда в этом есть необходимость;

Соблюдать обычный стиль общения, не адаптированный под малолетнего ребёнка или слабоумного;

Строить общую беседу так, чтобы больной мог принимать в ней участие, всячески поощрять его к этому;

Общаться с больным на всех коммуникативных уровнях – вербальном (словесном) и невербальном, включающем выразительные жесты и мимику;

Исправлять ошибки в речи больного как можно реже;

Терпеливо ждать, пока человек выстроит и выговорит предложение, при этом оказывать ему минимальную помощь.

В современной реабилитационной терапии есть и другие методы. В частности, для оптимизации речевых способностей пациента используют компьютеры. Созданы специальные программы для людей, перенесших инсульт. Приложения адаптированы под особенности мозговой деятельности пользователей, их потребности. Индивидуальную программу и план работы составляет специалист. Компьютерные методики ускоряют процесс восстановления речи пациента. Они экономят время его родственникам, которые в силу возникших проблем не всегда могут регулярно заниматься с больным. Среди всего прочего, компьютерным методом устраняются проблемы фонематического восприятия. Пользователи начинают лучше понимать отдельные звуки, звукосочетания. Некоторые элементы речевого функционала восстанавливаются быстрей, чем при обычных занятиях с логопедом или членом семьи.