Озере байкал - готовим урок. Урок игра «путешествие по байкалу Байкал урок

Тема урока:

«Жемчужина Сибири - Байкал»

Цели:

Образовательные: сформировать знания о природном районе озера Байкал; познать красоту, уникальность природного комплекса. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал.

Развивающие: развитие способностей проектировать; развитие навыков работы с различными справочными материалами.

Воспитательные: формирование экологического сознания учащихся на примере экологических проблем Байкала и их причин.

Тип урока : изучение нового материала (формирование новых знаний и совершенствование умений).

Технология: критическое мышление

Методы и приёмы обучения: беседа, работа в группе, дискуссия, самостоятельная работа.

Учебно-наглядный комплекс:

    Мультимедиапроектор, компьютер, экран.

    Физическая карта Восточной Сибири.

    Учебник: География: Геграфия России. Природа. 8класс, И.И.Баринова, издательство Москва, «Дрофа», 2014г

    Атлас: География 8 класс - М.: Дрофа: Издательство ДИК, 2015.

    Презентация «Жемчужина Сибири - Байкал» (Приложение 1).

План урока

Этап урока

Время

Организационный этап

Активизация внимания

Постановка темы, цели и задач урока

(целеполагание)

Постановка темы, цели и задач урока. Мотивация (подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала)

Изучение нового материала (игра - путешествие)

Изучение нового материала, формирование компетенций

Закрепление и обобщение новых знаний.

Оценивание знаний учащихся, оценка работы групп

Домашнее задание.

Развитие умений работать с тематическими картами, закрепление знаний по теме

Самооценка эмоционального состояния

Ход урока

Основные этапы деятельности на уроке

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный.

Целеполагание

Приветствует и проверяет готовность учащихся к уроку

Мотивация проектной деятельности.

2. Постановка темы, цели и задач урока. - Ребята, мы с вами начали изучать природу Восточной Сибири. Какие уникальные природные объекты этого региона вы знаете? (Ответы учащихся). - Сегодня на уроке мы будем изучать Байкал, тема нашего урока: «Жемчужина Сибири - Байкал».

« Кто Байкала не видел, тот в Сибири не бывал»- говорят сибиряки. Много песен и стихотворений сложено нашими поэтами и композиторами о Байкале.

И урок я хочу начать со стихотворения В.Белова

Земное чудо – озеро Байкал

С водою пресной и кристально чистой,

Ему Всевышний место подыскал

В тайге сибирской со смолой душистой.

И это озеро в объятьях гор и скал

Как море выглядит в родной стихии.

Недаром мир давно его признал

Сокровищем и гордостью России!

А что мы знаем о Байкале?

Запишите свои сведения о Байкале в первую колонку таблицы

Узнали новое

Хотим узнать

- Сегодня мы попробуем себя в роли молодых учёных, отправимся в экспедицию к озеру Байкал.

Каковы же будут цель и задачи нашего путешествия? (дети вместе с учителем формулируют цель урока) Цели: 1. Как можно больше узнать о природном районе озера Байкал; познать красоту, уникальность природного комплекса. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал, экологических проблемах Байкала и природоохранных мероприятиях.

Проверяют свою готовность

Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей работы:

отвечают на вопросы учителя, стремятся к самостоятельному формулированию цели и задач урока.

Изучение нового материала

Учитель перед исследованием раздаёт группам задания, проводит вводный инструктаж.

Приложение 2 – вопросы, которые помогут детям выявить особенности природы озера Байкал, далее – работа с учебником, атласом, дополнительной литературой, словарём.

3. Изучение нового материала:

(Класс делится на группы по 4 человека, учитель раздаёт подготовленные памятки и алгоритмы по организации самостоятельной работы).

    Мы работаем в группах исследователей:

1 группа – «Геоморфологи и геологи»

2 группа – «Историки»

3 группа – «Биологи» - исследует органический мир, эндемиков озера.

4 группа – «Климатологи» - исследует климат Байкала.

5 группа – «Гидрологи» - будет исследовать свойства воды озера Байкал.

6 группа – «Экологи»

(на работу отводится 10 минут, у каждой группы есть необходимый материал для исследования:

Учебник географии,

Дополнительная литература - энциклопедии, хрестоматии,

Словари).

а) Включение в проектную деятельность в группе: сбор, поиск материала.

б) Исследова-

тельская работа - составление описания природных особенностей Байкала.

Организация дискуссии .

(Отчёт по группам).

    Составление кластера по теме

Байкал

Подведение итогов дискуссии.

- (Учитель) мы рассмотрели основные особенности природы Байкала

- « Байкал не только бесценная чаша с живой природой но, кроме того часть души нашей. В радостях и печалях на пиру и во фронтовой землянке пели мы про Байкал, черпая из него согласно, наряду с прочими великими источниками, богатырскую силу нашу.

Берегите свои души и песни, роднички и святыньки, дорогие люди!

(Леонид Леонов)

Удивительная и неповторимая по своей красоте природа, давно воспета на полотнах художников, она живёт в волшебных словах наших писателей, поэтов.

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам он – величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь – до донышка – просвечен,

И весь – до капельки – родной.

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы – сосны над обрывом,

И дикий ветер баргузин –

В этом, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

И ты немыслима, Россия,

И ты немыслима, Сибирь.

М. Сергеев.

а) Включение учащихся в дискуссию, представление результатов деятельности.

(Отчёт по группам).

б) Участие в коллективном обсуждении результатов проекта.

Закрепление и обобщение новых знаний

4. Закрепление и обобщение новых знаний.

1. Вернемся к таблице № 1 и заполним вторую графу (Узнал новое)

2.Составьте синквейн (пятистишье)

Придумайте к слову «Байкал»

1строчка - главное слово

2строчка-2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – крылатая фраза, утверждение

5строчка – существительное –синоним, который выражает суть слова Байкал

    Оценка работы групп учителем ._____

5. Домашнее задание.

Параграф 47 изучить. Составить кроссворд на тему «Байкал» (10-15 слов)

Самооценка своей деятельности

Домашнее задание

Подведение итогов урока. Рефлексия

6. Рефлексия.

Чему вы научились на уроке?

О чём бы вы хотели узнать больше?

Спасибо за урок.

Приложение

Карточки-задания

Задания группе № 1

1 группа – «Геоморфологи» - будет исследовать историю формирования озерной котловины озера Байкал.

1.Каково происхождение озерной котловины Байкала?

2. Каков возраст озера?

3. Геологическое строение и рельеф территории оз Байкал

4. Почему на территории происходят землетрясения, как они изменили облик Байкала?

ирской равнины? равнины.

ВЫВОД: Как глубина зависит от происхождения озера?

Задания группе № 2

2 группа – «Историки» - будет исследовать историю изучения и освоения Байкала.

1.Когда появились первые сообщения о Байкале?

2.Современные исследования на озере Байкал

Задания группе № 3

2 группа – «Биологи» - будет исследовать органический мир озера Байкал.

1.Что такое эндемики?

2.Какие эндемики обитают в водах Байкала?

3.Природная зона, окружающая Байкал?

4.Каковы причины уникального органического мира озера?

Задания группе № 4

4 группа – «Климатологи» - исследует климат Байкала.

Климатологи - учёные, изучающие климат.

1. Работа по «Климатической карте» - стр. 17, и по карте «Восточная Сибирь. Дальний Восток» - стр. 52-53.

2. В пределах какого климатического пояса расположено озеро Байкал?

3. По климатическим картам определите, какие температуры характерны для окрестностей Байкала летом и зимой; какое количество осадков выпадает в этом районе. Как вы объясните минимальную для Сибири годовую амплитуду температур в этом районе?

4.Какие местные ветра характерны для этой территории?

ВЫВОД: Чем характеризуется климат Байкала?

Задания группе5

группа – «Гидрологи» - будет исследовать свойства воды озера Байкал

Гидрологи – учёные, изучающие природные воды гидросферы.

1.Количество воды в Байкале?

2.Реки впадающие в Байкал и вытекающие.

3. Свойства воды. Причины уникальности свойств?

Задания группе № 6

6 группа – «Экологи» - исследует экологические проблемы озера и пути их решения

1.Значение Байкала

2.Использование вод Байкала и экологические проблемы, возникающие в связи с этим

3.Пути решения экологических проблем озера Байкал?

4.Какие заповедники созданы в окрестностях озера?

«Моу Старо – Матакская сош»

Алькеевского района Республики Татарстан

Уникальность озера Байкал как «жемчужины» Сибири.

Урок географии в 8 классе.

Учителя географии и биологии,

высшей квалификационной категории Тихоновой Надежды Михайловны.

20.03.2009

Тема урока : Уникальность озера Байкал как «жемчужины» Сибири

Тип урока : урок – исследование, изучение нового материала.

Цели:

Образовательные: углубить знания о физико – географических закономерностях на примере Байкала.

Воспитательные: формирование экологического сознания школьников на примере экологических проблем Байкала и их причин.

Развивающие: развитие навыков работы с различными справочными и публицистическими материалами.

Средства обучения : презентация в виде Power Point , настенные карты «Физическая карта России», « Экономическую карта Средней и Северо-Восточной Сибири», атласы, аудиозапись «Звуки природы», справочники, интерактивная доска.

Опорные знания и умения : тектонический разлом, эндемик, тайга, озерная котловина.

Методы и приемы работы : образный рассказ учителя, беседа, сообщения учащихся, практическая работа, активизация опорных знаний в ходе беседы.

Номенклатура: Баргузинский заповедник, о-в Ольхон, залив Провал.

Эпиграф

«Чудо природы во всех отношениях»

Л. С. Берг

Ход урока

    Организационный момент.

Подготовка обучающихся к восприятию новой темы (включение аудиозаписи звуки природы «Шум воды»).

Проверка подготовки учащихся к уроку. Приветствие учителя

    Актуализация знаний

— Что вы знаете о Байкале?

    Сообщение темы и цели урока (слайды 1,2,3,4)

Заполнение первой колонки таблицы 1 (слайд 5)

    Изучение нового материала

    Практическая работа учащихся.

— Используя физическую карту, определите географическое положение озера Байкал и докажите, что оно является «жемчужиной» Сибири.

    Рельеф, тектоническое строение (слайды 6, 7)

Озеро Байкал находится на юге Восточной Сибири. В форме рождающегося полумесяца оно вытянулось с юго-запада на северо-восток. Байкал занимает 8 место в мире среди озер и приблизительно равен площади Бельгии. Глубже Байкала нет озер на материках нашей планеты — 1637 м к востоку от острова Ольхон показал эхолот в 1974 г. Дно Байкальской впадины находится на 1200 м ниже уровня океана — это самое низкое место на всей суше земного шара.

    Климат, особенность природы воды.

В мире не сохранилось открытых водоемов с пресной водой, пригодной для разлива питьевой воды, кроме него. Воды Байкала обладают исключительно высокими вкусовыми качествами. Климат озера и его побережья имеет черты морского.

Огромные водные массы Байкала в жаркий летний период прогреваются до глубины 200-250 метров, но из-за сильных ветров вода в нем постоянно перемешивается, и верхние слои ее не успевают прогреваться. Поэтому даже в июле температура воды в озере — около +10°С.(слайд 8)

Котловина озера вмещает пятую часть всей пресной воды на Земле (23000 куб. км). Чтобы вынести ее в море, всем рекам планеты пришлось бы трудиться восемь месяцев! По объему воды Байкал почти в 100 раз превосходит Азовское море. К тому же, Байкал — самое чистое на Земле естественное хранилище пресной питьевой воды. (слайд 9)

Сообщения учащихся (слайд 10)

Огромное озеро заметно влияет на окружающую местность: летом здесь на 5-6 градусов прохладнее, а зимой — градусов на 10 теплее, чем, например, в Иркутске. Поэтому озеро покрывается льдом лишь в конце декабря, а единственная вытекающая из него река — быстрая и широкая Ангара — на протяжении первых тридцати километров вообще не замерзает. Байкалом называют не только озеро, но и территорию вокруг озера, включающую в себя Иркутскую область и несколько районов республики Бурятия.

(слайд 11)

    Своеобразие органического мира (показ кинофильма (слайд 12)).

Сообщение учащихся о эндемиках Байкала (слайд 13,14).

    Современные исследования на Байкале (слайд 15).

Ученые завершили первый этап исследовательских работ в рамках научной экспедиции по изучению Байкала — самого глубокого пресноводного озера планеты, в ходе которого глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2» совершили 52 погружения, сообщил РИА Новости вице-президент Фонда содействия сохранению озера Байкал Михаил Борзин.

Самая глубокая точка Байкала, которой достигли «Миры», составляет 1,608 тысячи метров от поверхности озера. Научная экспедиция на Байкале рассчитана на два года. В ходе ее второго этапа, запланированного на 2009 год, планируется около 100 погружений аппаратов «Мир-1» и

«Мир-2».

    Охрана озера и его использование человеком. Выполнение задания (слайд 16)

    Как используются ресурсы озера и его бассейна?

    Назовите охраняемые объекты на побережьях озера (заповедники, национальные парки и др.).

    Назовите типичных животных для каждого из заповедников.

    Какая река приносит наибольшее количество воды в озеро?

    С каким государством необходимо международное соглашение по сохранению чистоты ее вод?

    Перечислите природные ресурсы озера. Какой из них имеет наибольшее значение?

    Закрепление (слайды 17-2).

Объясните значение следующих слов: Уникальность, 15-20 млн. лет, Ангара, прозрачность, эндемики, нерпа, сарма, Ольхон, тревога, голомянка.

— Пользуясь текстом учебника, дополнительным материалом и картами атласа, запишите по 5 слов в каждую колонку таблицы 2.

Узнай меня

    Она поднимается от подножья до высоты 600-800 м над уровнем озера. А выше идут густые заросли кедрового стланика, заканчивающегося каменными россыпями. Она состоит из кедра, сосны, лиственницы и кустарникова подлеска. В густых ветвях стройных кедров то и дело мелькают пышнохвостые белки. Редко-редко медведь, лось или какой-либо другой зверь пробирается через эту чащобу. О чем идет речь?

    Его древесина не только прочна, но и легка. Плоды богаты маслами. Они заменяют здесь семена подсолнуха. Высота его 30-40 м, он мягкий, темно-голубоватого цвета. Чем ближе к воде озера, тем больше влаги, а потому величественны, раскидисты его кроны. Назовите его.

    Он здесь самый большой. Безлесен. Объясняется это постоянными сильными ветрами, мешающими деревьям заселить его. На нем есть рыболовецкий поселок с собственной электростанцией, школой и другими культурными и хозяйственными учреждениями. Назовите его.

    Это животное очень древнего происхождения. Нигде, кроме Байкала, оно не встречалось, а вопрос, как оно сюда попало, до сих пор остается спорным. Вес его от 50 до 100 кг. Окраска спины у него буровато-серая с легким оливково-сизоватым оттенком. Брюхо более светлое, чуть желтоватое. Беспомощен на суше и ловок, стремителен, пластичен в воде. Кто он?

    Это эндемик Байкала. Нежно-розовое, почти прозрачное тело ее не имеет чешуи. Отсутствуют у нее брюшные плавники и плавательный пузырь. В воде ее поддерживает большое количество жира, составляющего почти треть веса ее тела. О ком идет речь?

— Используя экономическую карту Средней и Северо-Восточной Сибири, выскажите свои предположения об возможных экологических проблемах озера Байкал

    Подведение итогов (слайд 21, 22) самооценка .

Заполнение таблицы данной в начале урока.

— Определите своё место на пьедестале почёта по результатам своей работы на уроке.

    Результаты работы

Опорный конспект урока (по итогам презентации и по результатам самостоятельной работы в классе с учебником и картами атласа).

Характеристика озера Байкал.

    Домашнее задание

§ 39, задание 2-4 стр. 250.

Творческое задание: создание проекта решения экологических проблем озера Байкал

Алгоритм создания проекта

Определение темы проекта и её актуальности

Постановка цели и задач проекта

Выбор форм и методов достижения цели

Описание собственной деятельности

Результаты работы

Выводы

Практическое применение

Используемые материалы.
Интернет-ресурсы:

    ru.wikipedia.org/wiki/

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шидловская основная общеобразовательная школа»

Открытый урок

«Байкал – чудо природы»

учитель географии

2011 г.

Цели: образовательные :

Сформировать знания об озере Байкал, как уникальном природном комплексе;

Рассмотреть особенности природы;

Выявить экологические проблемы и пути решения проблем.

Развивающие:

Продолжить совершенствование умения работать с фактическим материалом, анализировать, делать выводы, выявлять закономерности между природными комплексами.

Воспитательные:

Оценить степень изменения природы Байкала человеком;

Предложить свои варианты решения проблемы Байкала;

Развивать навыки по выбору рационального и последовательного выполнения этапов работы;

Формировать умения самостоятельно формулировать проблему и пути ее решения;

Развивать чувство ответственности за выполнение задания.

Учебная цель: доказать, что слова «Байкал чудо природы во всех отношениях» - верны.

МЕТОД: частично-поисковый.

Оборудование: физическая карта России, мультимедийный проектор, презентация, атлас.

Ход урока.

Ι. Орг. момент.

ΙΙ. Изучение новой темы.

Вступительное слово учителя.

В 1996 году озеро Байкал включено в Список Всемирного культурного и природного наследия – Список ЮНЕСКО. В список ЮНЕСКО включаются объекты культуры и природные объекты, имеющие мировое значение и находящиеся на территории стран, подписавших конвенцию. Эти объекты берутся под охрану.

Задача нашего занятия - определить, чем так интересен Байкал, что выдвинуло его в число важнейших природных объектов мира. Что нужно сделать, чтобы сохранить озеро Байкал?

Таким образом, задача наша – выявить, чем уникален и неповторим Байкал.

На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали Сибирь. Сегодня я вас приглашаю в путешествие на озеро Байкал. Новая тема нашего урока непосредственно переплетается с темой

вашего домашнего задания - Природные условия и ресурсы Восточной Сибири.

Ведь озеро Байкал расположено именно в Горах Юга Сибири. Покажите его на карте России.

«Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал»,- говорят сибиряки.

«Байкал – уникальное явление нашей планеты, чудо природы во всех отношениях». ()

Байкал как зеркало лежит,

Гора в него глядится.

То туча воды затемнит,

То солнце в них лучится.

О нем писали «Чаша вод»!

Да. Но какая чаша!

Когда ветра идут в поход

И волны дико пляшут.

Как море, чаша глубока

Прозрачная водица!

Россия очень велика,

А вся могла б напиться.

Происхождение названия озера: «Байгал-далай», так называют его буряты, что означает «Байкал-море», с тюркского «Бай-Куль» -«богатое озеро», с монгольского «Байкал» -«богатый огонь», с китайского «Бэй - Хай» -«Северное море».

План изучения Байкала?

А.)Географическое положение.

Б.)Происхождение озёрной котловины.

В.) Климат.

Г.) Свойства воды.

Д.) Животный и растительный мир.

Учащиеся в ходе урока заполняют таблицу.

Площадь озера

Размеры озера.

Возраст озера.

Глубина (макс.)

Запасы воды.

Количество впадающих рек.

Количество вытекающих рек..

Соленость воды.

Прозрачность.

Ледяной покров.

Название рачка, очищающего воду.

Виды рыб, встречающиеся только в Байкале.

Экологические проблемы.

Крупнейшие заповедники.

Пути решения экологических проблем.

1. Географическое положение.

Задание 1. Пользуясь физической картой России дать характеристику географического положения

Расположено на юге Сибири; протянулось с с-в на ю-з.

Расположено между горными хребтами пояса гор Южной Сибири. Назвать их.

Площадь – 31,5 тыс. км кв., длина – 636 км, ширина – от 24 до 80 км,

максимальная глубина – 1637 м.

1) Самостоятельная работа . Работая с атласом, учащиеся вставляют слова: юге Сибири; с ю-з на с - в; 2 000 м; остров Ольхон; 1637 м.

С помощью физической карты атласа помогите мне дописать письмо домой.

«Пишу письмо с далёких краёв России. Байкал лежит на юге... и простирается с. . . на... на 620 км в длину. Озеро окружено горными хребтами, поднимающимися на высоту более... над его водной поверхностью. В центральной части Байкала находится остров... .Напротив него в 8 -10 км от берега самая большая глубина... Воистину Байкал - самое глубокое озеро планеты».

Вывод. «Байкал - чудо природы в отношении… глубины»

2. Происхождение Байкала.

Задание 2. Работа с тектонической картой.

1) В какое время образовалось озеро?

2) Между какими литосферными плитами оно расположено?

3) Что сегодня происходит с озером?

Озеро Байкал тектонического происхождения, образовавшееся в результате раздвижения литосферных плит Евразийской и Амурской. Озеру около 25млн. лет, но ни каких признаков старения озера нет. Геофизики выдвинули гипотезу о том, что Байкал – зарождающийся океан.

Подтверждение они видят в расхождении берегов озера со скоростью 2см в год. Байкал – это уникальное сокровище природы: самое глубокое пресноводное озеро. Здесь сосредоточено около 80% поверхностных пресных вод страны, или 20% мировых запасов. Для Байкала характерна низкая минерализация воды. Одна из гипотез, объясняющих убывание минерализации воды в озере, заключается в том, что на дне Байкала существует мощный источник сверхпресных вод, который и распресняет его воды. Байкал питает 554 рек и только одна Ангара берет свое начало. Из обитающих в Байкале 2630 видов животных и растений – 70% эндемики.

Вывод. «Байкал - чудо природы в отношении... происхождения»

3. Особенности климата .

Задание 3. Самостоятельная работа. Определить при помощи климатической карты стредние изотермы января и июля для озера. t я = -24ْ t и =+18ْ количество осадков = 400-600 мм

Ещё одну особенность Байкала мы почувствуем выйдя в море.

Море спокойно. Дует не то знаменитый баргузин, зарождающийся в истоках реки, в долине, стиснутой двумя хребтами, не то какой-то другой ветер. Их здесь насчитывается более 13 - верховик, низовик, сивер, култук, бережник, полуденник и наконец, жуткий, смерчевой, до 40 м/сек, северо-западный ветер сарма.

Вывод. «Байкал - чудо природы в отношении... климата и ветров».

4. Байкал называют «колодцем планеты». Что это значит?

Запись в тетради : «колодец планеты» - вода чистая, пресная, не иссякает. 336 рек, дожди, снега.

Каковы источники её пополнения? Подсказку найдёте на с.234-235 учебника.

Солёность О, О1%о, а в реках О,2%о (Волга), круг виден на глубине 40 м.

Вывод. «Байкал - чудо природы в отношении... воды».

5. Органический мир Байкала.

Эндемики - слово на доске. Учащиеся дают самостоятельно определение данного термина (связь с биологией)Запись в тетради: «Музей живых экспонатов». Голомянка. Сом. Байкальская нерпа

Как называют редкие виды животного и растительного мира?

Кого же мы встречаем в водах Байкала? Отгадки поможет найти учебник (с.237)

1 .Бледно-розова, нежна,

Студена вода нужна.

Что за рыбка невеличка,

Меньше вашей рукавички?

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает

Что за рыбка-иностранка?

Рыбка эта - ....

2. Под корягой в жирном иле

Великан находит дом.

С вами мы его ловили,

Знаем все, что это....

3. В снежном логове родятся.

Простудиться не боятся.

Подрастут, начнут нырять,

Шубки белые менять.

Если очень повезёт

Лет с полсотни проживёт.

Что за зверь такой с усами?

Ну, подумайте-ка сами...

Нерпа и лучшая промысловая рыба омуль попали сюда из Северного Ледовитого океана.

Но богат и разнообразен не только подводный мир Байкала, но и природа окружающей его

территории.

Итог урока:

Я рада, что не зря взяла вас в виртуальное путешествие на Байкал.

у Байкала уникально многое:

Высота - над уровнем моря 455 м.

Возраст - около 25 млн. лет;

Флора и фауна включает около 2600 видов.

Глубина - 1637 м.

Площадь - 31500 кв. км.

Объем - 23 тыс. куб. км.

Длина озера - 636 км.

ширина от24 км до 79,5 км.

Самый крупный остров - Ольхон;

Впадает рек - 336 (), 544 ().

Самый крупный приток р. Селенга.

6. У нас остался еще очень важный вопрос - проблемы Байкала:

На побережье Байкала, в Иркутской области и в Бурятии , сегодня работают целлюлозно-бумажный и картонный комбинаты, в городе Северобайкальске – машиностроительный завод, на Ангаре – Иркутская ГЭС, по рекам осуществляется молевый сплав древесины. Все это загрязняет байкальские воды. Воды озера уже не способны к самоочищению. За год успевает разрушиться только 30-40% поступающих со стоками загрязнителей. В воде обнаружены самые ядовитые вещества – токсиды.

1. Засорение нерестовых рек и нерестилищ отходами лесоповала;

2. Довольно большие сбросы в Байкал промышленных отходов заводами;

3. Это и несоблюдение правил ловли и браконьерство . Неразборчиво идет улов, вылавливают молодняк (ведь икринки лишь через 8 месяцев могут превратиться в личинку, а через 9-11 лет сильных, изящных и вкусных рыб).

4. Нерпа в день пожирает до 12 кг разной рыбы в их число входит и омуль. А на Байкале её ни много, ни мало - несколько десятков тысяч голов.

- Учеными – экологами был составлен географический прогноз.

Географический прогноз.

Озеро Байкал – объект «Всемирного наследия». Сохранение байкальской экосистемы имеет планетарное значение и является делом всего человечества.

Задание 4. Ребята, предложите пути решения экологической проблемы Байкала.

Пути решения данной проблемы:

2)Прекратить молевый сплав древесины по рекам;

4)Развивать в районе Байкала организованный туризм, воспитывать экологическую культуру у населения, начиная со школьной скамьи.

5)Организация национальных парков на берегах и склонах окружающих Байкал.

Итог урока. Анализ таблицы.

Закончить наше занятие я хочу словами М. Пришвина: «…мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранять, - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять водоемы . В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - это, значит, охранять Родину»

Запись домашнего задания в дневник – п.51. вопросы.

Урок завершен. Спасибо за работу.

Дополнительный материала.

Верховик - едва не самый главный ветер на Байкале. К северу от полуострова Святого Носа его зовут « Ангарой».

Верховик - северный ветер, дующий из долины реки Верхней Ангары. Верховиком его называют потому, что он дует с верхнего, северного конца озера. Он может захватить озеро на всем его протяжении, но летом до южных берегов долетает только в исключительных случаях.

Это один из наиболее мощных и продолжительных байкальских ветров. В конце августа иногда он дует не переставая в течении 10 дней подряд. И тогда озеро пустеет. В это время никто не рискнет выйти в озеро на лодке.

`Верховик - ветер сухой, он дует в ясную, солнечную погоду. Но это не мешает ему быть очень свирепым, особенно зимой, в конце ноября и начале декабря. В это время он так раскачивает Байкал, что воды его становятся черными и беснуют много дней подряд.

Если учитывать, что Байкал замерзает только в конце декабря или в начале января, легко представить, во что превращают его зимние верховики.

Ветер «Сарма»

Хотя из всех байкальских ветров, несомненно, более знаменит баргузин, но на самом Байкале гораздо большей популярностью пользуется сарма.

Переваливая через вершины горных хребтов, этот ветер пытается найти удобные лазейки, он находит их в глубоких разрывах гор - в долинах рек. Именно из долины реки Сармы, впадающей Малое море, и вырывается сарма.

Много преступлений на совести этого коварного ветра, велика летопись его злодеяний. Если летом, неожиданно возникнув, сарма может также внезапно и кончиться, то осенью она дует иногда целыми сутками. Верхние слои воздуха, срываясь с гор, давят на нижние, уплотняют их, в результате чего сарма достигает очень большой силы и скорости (40 м в секунду).

Это хорошо знают старожилы-байкальцы. Сарма начинается мгновенно и часто тогда, когда её не ждёшь.

Ветер «Баргузин»

Легендарный ветер баргузин вырывается к Байкалу с с-в, из грандиозной тектонической впадины - Баргузинской долины. Он дует в средней части Байкала, пересекая озеро наискосок - oт баргузинского залива к о. Ольхон.

Баргузин - могучий ветер, он дует мощно, ровно и широко, но его продолжительность и cuла заметно уступают верховику и култуку.

Ветер баргузин называют полуночником, потому что он часто принимает форму береговое бриза и дует ночью.

Ушканьи острова

В северной части Байкала, против полуострова Святого Носа высятся над водой 4 острова Ушканьего архипелага. На Большом Ушканьем острове постоянно живут несколько десятков зайцев, которых в Сибири зовут ушканами. Но этот остров поражает другими аборигенами (муравьями).

По плотности населения муравьев Б. Ушканий остров не имеет равных в стране. Следы их жизнедеятельности видны здесь повсюду.

На всей площади острова, равной 9 кв. км, их построено не менее 6-7 тысяч.

Муравейники здесь можно встретить на ровных террасах и на крутых обрывах, в нескольких метрах от берега Байкала и на самой вершине острова, в 216 метрах над озером.

Размеры муравейников самые разные. Средняя величина их около 1 м в высоту и 2 м диаметре. Самые большие из них достигают 170 см в высоту и 310 см в диаметре.

Основная причина многочисленности муравейников на Б. Ушканьем острове - отсутствие зверей и птиц, питающихся муравьями и их яйцами и систематически разрушающих муравейник.

На Б. Ушканьем острове нет такого метра поверхности земли, где не было бы следов от старых низовых пожаров. Но низовые пожары губительно действуют на муравьев только вне их жилищ. Сами же муравейники, вместе с находящимися в них муравьями в большей своей части остаются неповрежденными.

Голомянка

Полупрозрачное тело рыбки бледно - розового цвета с едва уловимым сиреневым отливом. Лишенная чешуи, она просвечивает на солнце насквозь. Большие черные глаза и огромный для ее размеров рот придают голомянке хищное выражение. Но особенно удивляют длинные предлинные грудные плавники - они составляют две трети самой голомянки.

Голомянка не выдерживает теплой воды и погибает при 7 - 8 С° тепла. Поэтому обычно она держится на глубине 300 - 500 м. Расправив плавники, рыбка как бы парит, дрейфуя по волне течений, и только иногда, ночью, поднимается к поверхности.

Тема урока: «Байкал – жемчужина Сибири». Класс: 8 класс

Цель урока : Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал.
Задачи урока : 1. Определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод, животного мира озера; вывить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала.
2. Формировать умение работать с различными источникам информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение делать логические выводы.
3. Воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету.

В ходе урока учащиеся приобретут знания о географическом положении, происхождение, климате, водах и живых организмах Байкала.

Оснащение: физическая карта России и мира, атлас, учебник «География: природа России. 8 класс», листы с модулями для учащихся, кроссворды для учащихся, видеоролик о Байкале, мультимедиа.

План – конспект урока

Ход урока.

    Организационный момент.

Психологический момент - 2мин.

Ребята, всем внимание

Ведь прозвенел звонок!

Садимся поудобнее –

Начнём скорей урок!

Обращение к ребятам :

И прежде чем начать урок
Хочу сказать: “Вас видеть рада я,
Глядеть в смышленые глаза,
Вот это для меня награда!”

Сегодня я хочу пригласить вас совершить путешествие в один из красивейших уголков Сибири. Давайте повернёмся друг к другу, улыбнёмся, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.

Слайд №____

2. На экране слайд, на котором написана тема урока, но не до конца: «…… - жемчужина Сибири».
Учител ь: Чтобы узнать тему нашего урока и определить, какой природный объект может быть жемчужиной Сибири, отгадайте загадку:
Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем -
Как его мы назовем?
Вопросы : 1. Что это за географический объект? (озеро Байкал )
2.Как будет звучать тема нашего урока?

Слайд №____

На слайде появляется тема урока полностью « Байкал – жемчужина Сибири ». –

Дети пишут тему урока в тетрадь.

3. Актуализация опорных знаний.
1. Что вы знаете о Байкале? (ответы детей)

2. Видеоряд о Байкале . На фоне видеоряда слова учителя : «Байкал в 1996 году включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Объект под номером 754. Сегодня в него внесены 962 объекта из разных стран мира. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. Летом 2008 года по итогам голосования Байкал вошел в список 7 чудес России. Разнообразно происхождение самого названия озера: В далеком прошлом, народы, населяющие берега Байкала каждый по-своему именовали озеро.

Китайцы в древних хрониках называли его – « Бейхай» - «северное море»

Эвенки – « Ламу» - «море »

Буряты и монголы – « Байгал - далай» - «богатое море».

Происхождение названия точно не установлено. Наиболее распространена версия, что слово Байкал – тюркоязычное. Происходит от слов – «бай» = «богатый» и «куль» = «озеро», значит « богатое озеро».

Первые русские землепроходцы употребляли эвенкийское название Ламу. После выхода отряда Курбата Иванова на берег озера в 1643 г, русские перешли на бурятское название Байгал. При этом они лингвистически приспособили к своему произношению слово и называли – Байкал. Заменив характерное для бурят «г» на русское «к».

(После просмотра видеоряда)

Учитель : Здесь возникает вопрос – а много ли мы знаем о Байкале? (нет )
3. Какие сведения сегодня на уроке вы хотели бы узнать?
4. Компоненты природы: (
учащиеся называют их вразброс, а учитель записывает на доске или открывает карточки в определенном порядке ):

1 . Географическое положение
2. Происхождение
3. Климат
4. Воды
5. Живые организмы.

6. Значение Байкала

Исходя из того, что получилось у нас на доске, попробуйте сформулировать цели нашего урока. (дети отвечают )

Итак, основная цель нашего урока: сформировать представление об уникальности природной жемчужины Сибири – озере Байкал.

Запись на доске – это и есть план нашего урока.
В природе все взаимосвязано и все компоненты зависят от географического положения.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

У вас на столах лежат инструктивные листы и индивидуальные карты, которые будут вашими помощниками на протяжении всего урока. В индивидуальные карты вам нужно будет заносить основные данные об озере Байкал. Подготовьте их. Итак, приступаем.

И первое, с чего мы должны начать – это характеристика особенностей географического положения озера Байкал.

Для этого, используя карту атласа стр. _________ и текст учебника стр.217 1 абзац, ответьте на вопросы:



4. Вычислите протяженность озера Байкал? (620 км)

Слайд №____с фактами на экране.
площадь: 5500000 км
2 ;
длина 636 км;
ширина 25 – 79 км;
средняя глубина - 730 м;
максимальная глубина – 1637 м. (в 2008 г. – 1680 м.)

5. Как называется остров в центре Байкала? (Ольхон)

Слайд № ______ Видеоряд об Ольхоне. На фоне видеоряда слова : «На озере Байкал 22 острова, самый большой из них – Ольхон (73 км в длину, 11 км. в ширину). Ольхон – значит «сухой». И, действительно, дожди на острове – большая редкость. По легендам местных жителей, на Ольхоне обитают грозные духи Байкала».

А ещё, говорят, что после захоронения кровавого завоевателя Чингисхана над его могилой прогнали табун лошадей, чтобы ничто не могло указать место захоронения. Где же могила Чингисхана? Где она находится? Поиски могилы Чингисхана начались почти сразу после его смерти.

Существует версия, что настоящая могила Чингисхана находится глубоко в пещере на острове Ольхон. Как известно, в настоящей могиле находится не только прах завоевателя и несметные сокровища. Говорят, что там находится и, так называемая, «живая кровь». Древние источники сообщают, что Чингисхану был известен секрет искусственной крови, которая продлевает человеческую жизнь почти до 1000 лет. Эта кровь не сворачивается и мгновенно заживляет раны. Серебряные сосуды с «живой кровью» были, якобы, вывезены Чингисханом из Сибири. Здесь же в восточной Сибири завоеватель и завещал себя похоронить. По преданию, в назначенный день и час эта кровь попадет в прах Чингисхана и он оживет. Правда это или вымысел, но этому пророчеству не суждено было пока сбыться. Добрые духи Байкала не пожелали вернуть к жизни кровавого хана.

Вот так вот, на острове Ольхон на Байкале уже много веков надежно хранится тайна могилы Чингисхана. Будет ли раскрыта она? Кто знает…

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

А, мы продолжаем наше путешествие по Байкалу. Теперь, нам предстоит узнать, каковы особенности происхождения этого удивительного озера, чуда природы.

Посмотрите видеосюжет №____ Ответьте на вопросы.

Слайд №____


1. По карте назовите максимальную глубину озера.
1637 м. (в 2008 г. – 1680 м.)
2. Назовите причину такой большой глубины озера. –
происхождение озерной котловины .
3. Вид озерной котловины? (
тектоническая впадина )
4. Как образовалась озерная котловина Байкала? (
разлом земной коры грабен ).

Слайд №____


4. Как вы думаете, какие процессы происходят в зоне разломов земной коры? (
сильные землетрясения, поднимаются и опускаются байкальские берега ).

Видеосюжет о Байкале №_______________________________________

Учитель (после просмотра ): Байкал – древнейшее озеро мира. Его возраст – 15 – 20 млн. лет. Если другие озера живут 10-15000 лет, затем заполняются осадками, со временем стареют и зарастают и исчезают , то Байкал, наоборот, до сих пор сохраняет свою молодость – его водная площадь и глубина продолжают увеличиваться. Исследования последних лет показывают, что Байкал – это зарождающийся океан. Это подтверждается тем, что его берега расходятся со скоростью 0,5 см в год. Предполагают, что через 50 млн. лет Байкал превратится в настоящий океан. И дно, и берега озера постоянно меняются. Байкал находится в рифтовой зоне, в разломе земной коры. Процесс формирования байкальского рифта, активная стадия которого началась 3-4 млн. лет назад, продолжается и сейчас. Об этом свидетельствуют многочисленные землетрясения.

Когда говорят о байкальских землетрясениях, обычно вспоминают Цаганское землетрясение 1861 года, которое привело к образованию одного из крупнейших заливов Байкала - залива Провал . Эпицентр Цаганского землетрясения находился в северо-восточной части . Это было не просто сильное сотрясение почвы, это было землетрясение-урок, землетрясение-предостережение.

31 декабря 1861 года (старого стиля) около 2 часов дня «после сильного подземного гула, были такие колебания земли, что люди и скот не могли держаться на ногах, а 20-пудовые бочки с рыбою перекатывались во дворах с одного конца на другой. В земле образовались щели, из которых шла вода с илом, из колодцев выбрасывало илистую воду на сажень вышины», - описывает начало Цаганской стихии «Иркутская летопись».

Сотрясение было столь сильно, что лед на Байкале взломало, образовался цунами, волна которого преодолела береговой вал высотой более 3 метров и прошла вглубь Цаганской степи на 2 километра. Землетрясение ощущалось на площади около 2 миллионов км 2 , повреждения зданий наблюдались на удалении до 600 км от эпицентра. Опустился на несколько метров и стал дном Байкала участок Цаганской степи площадью около 230 км 2 вместе с расположенными на нем бурятскими улусами. К счастью, опускание суши происходило постепенно, в течение суток, что позволило избежать значительных жертв. Три человека погибли, 1300 человек остались без крова, домашнего имущества и скота. Постепенно затухающие сотрясения почвы продолжались больше года. Сильные землетрясения, сопровождающиеся опусканием участков суши и байкальского дна, не редкость. Ежегодно их количество достигает 2000. и более. Примерно 1 раз в 10-12 лет бывают землетрясения 5-6 баллов, а раз в 20-23 года- 7-9 баллов.

С ними связаны вертикальные перемещения дна озера и изменение глубины. В разные годы ее глубину определяли по-разному – 1741, 1620……..

В 2008 г. в ходе экспедиции была зафиксирована максимальная глубина Байкала – 1680 м., что делает его самым глубоким озером планеты.

КЛИМАТ

На экране – слайд «Климат». Используя климатические карты стр. 61,62,64 учебника или в атласе 1. Заполните таблицу:

Почему климат озера суровый, хотя солнечной радиации территория получает на уровне Средиземноморья? (ответы детей)

Слайд №_____ (Байкал летом), потом Байкал зимой, затем Байкал весной


( Огромная водная масса озера медленно нагревается летом ( на экране - Байкал летом ) и медленно остывает осенью, Байкал долго не замерзает ( на экране - Байкал зимой ). В декабре озеро начинает сковываться панцирем и лишь в мае освобождается тот льда (слайд - Байкал весной ). Зима на берегах Байкала значительно теплее (на 6 - 10°С), а лето прохладнее, чем в соседних районах.

Слайд____ (ветер на Байкале)


Значительные перепады температур и давления воздуха над озером и окружающими горными хребтами приводит к возникновению сильных ветров. (н а экране – ветер на Байкале ).

Слайд №____ (Шторм на Байкале)

По числу штормовых дней (картина шторма на Байкале ) Байкал превосходит Черное море. В каждом районе озера дуют свои местные ветры, имеющие собственное название.

    ( верховик, сарма, баргузин, култук)
    В тетрадь названия ветров:
    Сарма Баргузин – северо – восточный ветер;
    Верховик

Култук – ветер,

Но, тем не менее, район Байкала отличается обилием солнечного тепла. По количеству солнечных дней он превосходит многие южные курорты Черноморского побережья и средиземного моря, например Ниццу. Число часов солнечного сияния за год составляет 2583, тогда как в Кисловодске – 2007. Годовые величины суммарной солнечной радиации соответствуют югу Украины.

Байкал оказывает смягчающее влияние на климат прибрежной зоны. Зимой здесь на 5-7 градусов теплее, а летом – прохладнее.

Водные массы летом прогреваются до глубины 200-250 метров, и как аккумулятор, накапливают огромное количество тепла. Поэтому, несмотря на суровые сибирские зимы, озеро долго не замерзает.

Особые черты климата обусловлены байкальскими ветрами , которые вы мне назвали – баргузин, сарма, верховик, култук и другие. Почему же ветра все столь разные?

Они возникают в результате резких различий в температурах воздуха над озером и окружающими прибрежными районами, часто возникают перепады атмосферного давления, сопровождаемые сильными ветрами то с озера на берег, то с берега на озеро .

Все ветры вызывают сильные горизонтальные течения, способствуя сильному перемешиванию вод, обогащая кислородом. Это создает благоприятные условия для жизни организмов.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А нас физкультминутка,
Налонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

И продолжаем наше путешествие

ВОДЫ

Слайд №_____

На экране слайд – «Воды». Учебник стр. 217 абзацы 2,3,4,5, . 1. Байкал уникален огромным объемом воды – по объему воды равен Балтийскому морю.
(5 американских озер, 92 раз Азовское море, 23 Аральских моря) - сравнительная схема.
2. На воде Байкала все люди могут прожить 40-50 лет.
3. В Байкале содержится 20% всех пресных вод планеты.
4. Имеет уникальную чистую прозрачную воду (до глубины 40 м.)
5. По химическому составу вода озера очень близка к дистиллированной воде (соленость 0,1 ‰) и богата кислородом.

В Байкале сосредоточено – 1/5 мировых и 4/5 российских запасов пресной воды.

Этой воды хватит, чтобы поить человечество 40 - 50 лет.

Это самое крупное хранилище пресной воды на планете. 23 тыс кв.км. Это превышает объем воды содержащейся в 5 Великих озерах Северной Америки вместе взятых. Если бы все реки Земли впадали бы в Байкал, то они заполнили бы его за год.

Котловина озера может вместить всю воду Балтийского моря, или 92 Азовских моря, или 23 Аральских.

Байкал – самое чистое на Земле естественное хранилище пресной питьевой воды. Редкая чистота и исключительное свойство байкальской воды обусловлены жизнедеятельностью животного и растительного мира. За год армада рачков эпишура способна трижды очистить верхний пятидесятиметровый слой воды. В байкальской воде очень мало растворенных и взвешенных минеральных веществ, мало органических примесей, много кислорода. Слабоминерализованная вода идеально подходит для организма человека.

В мире не сохранилось открытых водоемов с пресной водой пригодной для разлива питьевой воды. С 1992г начат промышленный разлив байкальской воды в пластиковые бутылки. Вода берется с глубины 400 метров, где сохраняется постоянная температура 4,2 градуса и где она защищена водной толщей от загрязнения.

Белый диск Секи, применяемый для определения прозрачности вод, виден на Байкале на глубине 40 метров.

Цвет воды зависит от присутствия взвешенных частиц, от глубины, состояния неба, облачности, высоты солнца и т.д.. В открытом Байкале вода синего цвета, вблизи берегов – голубовато- серая или зеленоватая.

Самая прозрачная вода – в южной и средней котловинах. Не в поверхностном слое, а на глубинах 250-300 метров до 1000-1200м.

В Байкал впадает более 336 рек (вместе с мелкими речушками 544 реки) , а вытекает одна единственная Ангара. И связана с этой рекой красивая легенда:

Давным-давно жил в этом крае один могучий седой богатырь Байкал. Не было во всей стране равного ему по силе и богатству. Суровый он был старик. Как рассердится, так и пойдут горами волны, так и затрещат скалы. Много рек и речушек было у него на посылках.

Была у старика одна единственная дочь – Ангара. Первой красавицей слыла во всем свете. Очень любил ее старик. Но строг был к ней. Держал ее взаперти, в недоступных глубинах. Не давал даже наверх показаться. Часто тосковала красавица по воле и свободе.

Прилетела, раз на берег чайка с Енисея, села на утес и стала рассказывать о житье-бытье в привольных енисейских степях. О красавице Енисее, славном потомке Саяна. Случайно подслушав разговор, Ангара загрустила.

Слыхала она о Енисее и от горных ручьев. Решила она повидаться с Енисеем. Но как выбраться из темницы, из высоких стен дворца?

Взмолилась Ангара:

Ой, вы, Тэнгэринские боги,

Сжальтесь над пленной душой.

Не будьте суровы и строги,

Ко мне, окруженной скалой.

Поймите, что юность в могилу

Толкает запретом Байкал…

О, дайте мне смелость и силу

Раскрыть эти стены из скал.

Узнал о мыслях любимой дочери Байкал, запер еще крепче и стал искать жениха из соседей. Не хотел отдавать дочь далеко. Выбор старика остановился на богатом и смелом красавце Иркуте. Послал он за Иркутом. Узнала об этом Ангара и горько заплакала. Умоляла она старика – отца, просила не отдавать ее за Иркута. Не нравился он ей. Но Байкал и слушать не хотел, еще глубже ее спрятал. А сверху закрыл хрустальными запорами.

Пуще прежнего взывала Ангара о помощи. И решили ручейки и речки помочь ей. Стали они подымать прибрежные скалы.

Близилась свадебная ночь. Крепко спал Байкал. Ангара взломала запоры и вышла из темницы. Ручейки прорыли ей проход. С шумом вырвалась она из каменных стен и помчалась к своему желанному Енисею. Вдруг проснулся от шума старик. Соскочил и испугался. Понял, что случилось. Рассвирепел. Выбежал из дворца, схватил с берега целый утес и с проклятьем бросил в беглянку – дочь.

Но… поздно. Не попал. Ангара была уже далеко. А камень так и лежит до сих пор на том месте, где прорвала Ангара утесы. Шаманский он называется.

Ответить на вопросы:
1. Так сколько рек вытекает из Байкала? (1- Ангара)

Посмотрите на карту и назовите:
2. Крупнейшую реку, впадающая в Байкал? (Селенга)

Слайд №_____

Видеоряд о реках.

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Слайд №_____

На экране слайд «Органический мир».

Уникален и неповторим органический мир Байкала. Известно 1550 видов животных и 1085 видов растительных организмов, большая часть их, более ¾, обитают только в Байкале. Это обстоятельство и послужило причиной того, что Байкал считают «музеем живых древностей». Здесь и пресноводные губки, и рачки-бокоплавы, и веслоногие рачки-эпишура. В озере живет 56 видов рыб: байкальский осетр, таймень, ленок, черный и белый хариус, около 30 видов бычков-подкаменщиков и основная промысловая рыба – деликатесный омуль. Пожалуй, самая экзотическая рыба Байкала – голомянка. Бледно-розовые, с перламутровым отливом, полупрозрачные рыбки содержат до 30 % целебного жира. Это единственная в наших широтах живородящая рыба.

Уникальные животные Байкала:

Единственное млекопитающее, которое обитает в Байкале – байкальская нерпа . Появление нерпы на Байкале - загадка для ученых до сих пор. Одни считают, что нерпа появилась здесь сама по себе, независимо от каких бы то ни было миграций из морей и океанов. Другие - что этот вид проник сюда в ледниковую эпоху через Лену, или Ангару и Енисей. Взрослые нерпы достигают длины 1,8 м. и веса 130 кг. Живет нерпа до 55 – 56 лет. Форма тела у нерпы веретеновидная, без выраженной шеи. Конечности нерпы – ласты. Передние ласты очень развиты, с мощными когтями. Когда Байкал покрывается льдом, мощные передние ласты являются тем орудием, с помощью которого нерпа проделывает во льду отдушину для выныривания и вдыхания воздуха. Нерпа имеет толстый слой подкожного жира, толщиной от 2 до 14 см. Жир спасает нерпу от переохлаждения, определяет её высокую плавучесть и является запасом питательных веществ. Нерпа – хороший ныряльщик. Она может нырять на глубину до 400 м. и находиться под водой до 40 минут. Её скорость движения под водой 7 – 8 км. в час, максимальная скорость – 20 - 25 км/час.

Нерпа широко распространена по всему озеру, особенно в его средней и северной котловинах. В конце зимы – начале весны животные выходят на лёд для линьки и рождения детенышей. Именно в это время нерпа наиболее беззащитна перед охотниками и браконьерами, зато и наблюдение за ней в этот момент весьма облегчено. Ежегодно добывается 4000 нерп. Ценится их мех и шкура.

Лед на Байкале разрушается с юга на север, вслед за льдом, с юга на север мигрирует нерпа.

В летнее время нерпа интенсивно питается в открытом Байкале. В солнечную безветренную погоду нерпа выходит на прибрежные камни для линьки и отдыха. Самое известное место, где на больших камнях у самого берега можно увидеть десятки, и даже сотни нерп – это Ушканьи острова.

Включить видеофильм . Ушканьи острова

Детенышей нерпа рождает на льду в снежном логове. Большая часть нерпят рождается в середине марта. Детеныши имеют мех белого цвета, что позволяет им в первые недели жизни оставаться почти незамеченными на снегу. Молодого нерпенка-детеныша буряты называют хубунком.

Точное количество нерпы, живущей в Байкале, не знает никто, потому что погрешность методов подсчета довольно большая. Можно говорить только о приблизительной численности нерпы, она изменяется в пределах от 60 до 120 тыс. голов.

На нерпу ведется промысловая охота, ежегодно отстреливается около 6 тыс. нерп. Мясом нерпы кормят песцов, из меха изготавливают шапки, используют для подбивки охотничьих лыж. Нерпичье мясо употребляют в пищу, а ласты нерпы, отваренные в воде, считаются лакомством. Особенно нежное мясо у молодых нерпят - хубунков, мясо которых не имеет запаха рыбы и напоминает по вкусу цыплят. В печени нерпы много витаминов. В старину нерпичий жир применялся в кожевенном производстве и в мыловарении. В 1895-1897 гг. нерпичье сало главным образом использовали на Ленских золотых приисках для освещения шахт. Местные жители жир нерпы считают лечебным и употребляют его при лечении легочных заболеваний и язвенных болезней желудка.

Жизнь многих характерных для Байкала животных неразрывно связана не только с самим озером, но и с его побережьем . Чайки, крохали, гоголи, турпаны, огари, орланы-белохвосты, скопы и многие другие виды птиц гнездятся на берегах озера и на его островах. К сожалению, некоторые виды птиц исчезли в результате деятельности человека – это баклан, серый гусь, таежный гуменник, сухонос и дрофа. Они исчезли за 50 лет.

Другой неотъемлемый компонент великого озера и замечательное байкальское явление - массовый выход на берега бурых медведей , целиком обусловленный особенностями природы озера. В горной тайге Прибайкалья водится кабарга - самый маленький олень. Крайне редко можно встретить соболя – это осторожный и скрытный хищник.

1 2

3

    Рога лося, голова медведя, туловище нерпы, ноги птицы

    Голова рыси, туловище и плавники рыбы, туловище птицы, ноги медведя

    Голова соболя, туловище лося, крыло птицы, хвост нерпы

ЗНАЧЕНИЕ БАЙКАЛА

Байкал… Славное море… Священное озеро… Так почему же именно этот уникальный водоем был избран базой для строительства целлюлозно-бумажного комбината, который по плану должен был сбрасывать в озеро 200 000 кубометров сточных вод в сутки, что создало бы мертвую зону в несколько квадратных километров? Существуют и другие экологические проблемы Байкала. Ознакомьтесь с ними, используя учебник стр. 220, выявите основные проблемы и предложите пути их решения. (Дискуссия о влиянии на экологию озера Байкальского ЦБК, Селенгинского КБК).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

А сейчас я предлагаю вам

"Нет Байкала без …" О ком? омуль

6. Промысловая рыба Байкала хариус

7. Единственная дочь Байкала. Ангара

Мы живем в уникальном уголке нашей планеты, где находится объект мирового значения – озеро Байкал. Каждый из нас по-своему видит Байкал, любит его, гордится им. Именно от нас, людей, зависит его будущее, его первозданность, его чистота.

Завершить урок мне бы хотелось следующими стихотворными строками:

Байкал

Чиста, уникальна, прозрачна вода,

Безмолвная, но полная жизни тайга.

Шумит и волнуется бешеный вал –

Таким мне запомнился древний Байкал.

Красавица-дочь – Ангара удалая

Свой путь начинает из этого края,

А с нею три сотни речушек и рек,

Все устремили к Байкалу свой бег.

С тревогой смотрю я в завтрашний день:

Будут ли жить там омуль, тюлень?

Чтоб его воды не «целлюлозило»?

Чтоб достоянием народа стал

Славное море – священный Байкал?

Итог урока: итак, сегодня на уроке нам удалось сформировать более глубокое представление об уникальности природной жемчужины Сибири – озере Байкал.

Рефлексия .

Учитель : Ребята, предлагаю написать письмо Вашему лучшему другу с рассказом о том, как прошел сегодняшний урок. Для этого я попрошу по очереди назвать мне 11 прилагательных, которые отражают Ваше мнение об уроке (учащиеся называют прилагательные, а учитель вписывает их вместо пробелов в текст письма, затем вслух зачитывается готовое письмо).

Письмо другу.

Здравствуй, _______________________ друг. Расскажу тебе о том, как сегодня у нас в _______________________ школе прошел ________________________ урок. _________________________ учитель проводил _________________ путешествие, по ________________________ озеру Байкал. На уроке мы разгадывали ______________________ загадки, решали _____________________________ ребусы. ___________________ ученики нашего класса вели себя хорошо, слушали внимательно, отвечали на все вопросы правильно. Очень надеюсь, что такие ________________________ уроки будут проводиться чаще. На этом заканчиваю свое __________________________ письмо. Жду ответа.

Домашнее задание : откройте свои дневники и запишите домашнее задание параграф 39, и дополнительное задание на выбор: - написать мини-сочинение на тему «Человек пришёл к Байкалу…»

На этом наш урок окончен. Спасибо за внимание и активную работу на уроке. Можете идти.

Приложения

Рабочий лист ученика

ФИО_ _____________________________________

Тема урока «___________________________________________________________»

1. Байкал находится ________________________________________________________________

Включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в ______году,

в список 7 чудес России в _______году.

2. Происхождение названия _________________________________________________

3. Первым из русских людей на берег Байкала вышел _______________ в 1643 г.

4. Общие параметры озера

    Площадь - __________________

    Длина - _____________________

    Ширина - ___________________

    Объём воды - ________куб.км.______% от пресных вод планеты

    Высота уровня воды Байкала - _____________

    Наибольшая глубина– _________

    Средняя глубина - __________

    Возраст озера - ___________

    Прозрачность - ____________

    Самый большой остров Байкала _____________

    На Байкале насчитывается более _________видов растений и животных

5. Особенности происхождения озера ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Климатические особенности

7. Воды Байкала.

Полная смена воды происходит за ____________

В озеро впадает ________ рек, вытекает только одна _____________.

Самая крупная река, впадающая в озеро ____________________.

8.Органический мир.

Животных ________ видов

Растений ________ видов

Примеры ______________________________________________________________________

9. Проблемы Байкала и пути их решения

Кроссворд «Что мы знаем о Байкале»

"Нет Байкала без …" О ком?

6.Промысловая рыба Байкала

7.Единственная дочь Байкала.

По вертикали должно получиться название рачка, очищающего байкальскую воду.

Инструктивный лист

Географическое положение Байкала.

1. Дайте характеристику особенностей географического положения Байкала.

Используя карту атласа стр. ______ ответьте на вопросы:
1. В какой части России расположено озеро?
2. Как расположено озеро по отношению к океанам?
3. Каково направление протяженности Байкала?
4. Вычислите протяженность озера Байкал?
Слайд с фактами на экране. Факты (записывают в рабочие листы):
площадь: 5500000 км
2 ;
длина 636 км;
ширина 25 – 79 км;
средняя глубина - 730 м;
максимальная глубина –
1637 м . (в 2008 г. – 1680 м.)
5. Как называется остров в центре Байкала?

Происхождение Байкала.

2. Каково происхождение котловины озера.

Посмотрите видеосюжет№1. Ответьте на вопросы. На экране – геологическая карта.
1. По карте назовите максимальную глубину озера.
2. Назовите причину такой большой глубины озера.–

3. Вид озерной котловины?

Как образовалась озерная котловина Байкала? .
На экране – сейсмическая карта Байкала.

4. Как вы думаете, какие процессы происходят в зоне разломов земной коры?
5. Какие факторы вызывают такие процессы?

Климат

3. Дайте характеристику климатических особенностей Байкала.

На экране – слайд «Климат». Используя учебник стр. 61,62,64 учебника и климатической карты атласа 1. Заполните таблицу:

ср.t янв.

осадки

тип климата

2. Почему климат озера суровый, хотя солнечной радиации территория получает на уровне Средиземноморья?
3. Учебник стр. 219, 1 абзац – как называются ветры на Байкале?

В тетрадь названия ветров:
Сарма – ураганный ветер, поднимает штормовые волны на Байкале, скорость – 60 м/с;
Баргузин – северо – восточный ветер;
Верховик – свежий ветер, дует вдоль озера.

Култук - ветер, дующий с нижней оконечности (южной) Байкала, от одноименного залива Култук

физкультурная пауза.

Воды

4. Каковы особенности вод Байкала.

На экране слайд – «Воды». Учебник стр. 217, абзацы 2,3,4,5. Ответить на вопросы:
1. Сколько рек вытекает из Байкала?
2. Крупнейшая река, впадающая в Байкал?

Живые организмы

5. Какова неповторимость живых организмов озера.

1.игра «Чудо-юдо» зверь

Ответы на задание “Чудо-юдо” зверь: (Приложение 1)

Значение Байкала

6. Каковы проблемы Байкала и пути решения этих проблем

Используя учебник стр. 220, выявите основные проблемы Байкала и предложите пути их решения.

    Проблемы Байкала :

    Пути решения:

Закрепление

6. Кроссворд

Кроссворд . «Что мы знаем о Байкале» Если вы ответили верно, то в выделенных клеточках прочтете название рачка, благодаря которому поддерживается чистота Байкала.

Итог урока

7. Ответьте на вопросы.

1. На все ли ваши вопросы мы сегодня ответили?
2. С помощью каких источников информации вы достигли поставленных целей?
3. Что вы узнали о Байкале на уроке?

Рефлексия

Письмо другу

Назовите 11 прилагательных, которые отражают ваше мнение об уроке

Домашнее задание

1.Параграф 39

2.на выбор:

- написать мини-сочинение на тему «Человек пришёл к Байкалу…»

Нарисовать плакат на тему: «Защитим Байкал!»

я предлагаю вам угадать, какие части, каких животных имеются у изображенного на рисунке “Чудо-юдо” зверя.

1

2

3

План - конспект урока по географии в 8 классе

Учитель МБОУ СОШ № 40 Онищук Л.А.

Тема урока « Байкал - жемчужина Сибири»

Цель урока: Формирование представлений и знаний об уникальной природе озера Байкал.

Задачи:

Образовательные : сформировать представления и знания о природном комплексе Байкала, раскрыть уникальность природы Байкала, определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод, животного мира, раскрыть уникальность природы Байкала и причины уникальности.

Развивающие: Развивать навыки работы с источниками географической информации, умение выделять главное из текста учебника, обобщать, делать выводы, способствовать самостоятельности мышления и развитию критического мышления учащихся, развивать познавательный интерес, развивать умение всесторонне оценивать природные компоненты природного объекта.

Воспитательные : Способствовать воспитанию чувства любви к природе, совершенствовать коммуникативные навыки, способствовать экологическому воспитанию учащихся, бережному отношению к природе, повысить интерес к изучению предмета.

Оборудование : Физическая карта России, атлас, учебник, мультимедийный проектор.

Рабочее место ученика : раздаточный материал в виде таблицы для заполнения в течение урока, учебник, листы для написания письма с незавершенным текстом.

Тип урока : Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами технологии критического мышления.

Форма проведения урока: Игра- Путешествие по Байкалу.

Предварительная работа : Дать задание ученику подготовить презентацию об эндемиках озера Байкал.

Ход урока

I .Организационный момент . Прежде чем начать урок, хочу сказать: «Я рада вас видеть, в хорошем вашем настроении. Сегодня я хочу пригласить вас совершить виртуальное путешествие в один из красивейших уголков нашей огромной страны Сибири. Это место называют жемчужиной Сибири. Чтобы узнать тему нашего урока и определить, какой природный объект может быть жемчужиной Сибири, отгадайте загадку.

Древен род его в природе

Кличут озером в народе

Волны моря плещут в нем

Как его мы назовем

Вопрос: Что это за природный объект? (Байкал)

Как будет звучать тема урока?

II .Тема урока:

Откройте тетрадь и запишите тему нашего урока « Байкал- жемчужина Сибири» (на слайде появляется тема урока и учащиеся пишут в тетрадь тему урока)

III . Мотивация учебной деятельности : « Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал», говорят сибиряки. Буряты Байкал называют « Байгал- далай», что означает « Байкал- море», с китайского « Бэй-Хай» - « Северное море». А крупный ученый, академик Российской академии Лев Семенович Берг назвал озеро Байкал « Чудом природы во всех отношениях»

IY . Актуализация опорных знаний:

Ребята, а что вы знаете о Байкале?

У вас на столах лежит карта познаний для заполнения. Возьмите ее.

КАРТА ПОЗНАНИЙ

Знаю

Хочу знать

Узнал после изучения

Подтверждение слов ученого

Запишите кратко в колонку « Я знаю» то, что вы знаете о Байкале. Работают 2-3 мин ., затем учащимся предлагается прочитать свою информацию о Байкале вслух. Итак, ребята много ли мы знаем о Байкале? А ведь Байкал в 1996 году включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, в который внесены 962 объекта из разных стран мира. Байкал - наша гордость, национальное достояние России. В 2008 году Байкал вошел в список 7 чудес России.

Цель нашего урока - изучить подробнее особенности природы Байкала. В процессе путешествия сформировать представление об уникальности озера Байкал. Найти подтверждение словам ученого.

Ребята, какие сведения более подробно вы хотели бы узнать сегодня на уроке? Запишите в колонку « Хочу знать». (2 мин) (Затем учащиеся читают записи, о чем бы они хотели узнать). Ребята называют, а учитель записывает на доске. В результате чего получился план работы на уроке по изучению озера Байкал. А в колонку « Узнал после изучения» вы будете записывать все то, что вы сегодня узнали на уроке. В 4 колонку вы запишите, в чем же заключается уникальность озера, подтверждение слов Л.С.Берга.

Y . Изучение новой темы :

Учитель : Ребята, представьте себе, что вы уже на берегу озера и все что увидите, записывайте в тетрадь. Итак, в путь! (показ слайдов на экране об озере Байкал. Смотришь на озеро и замечаешь, что цвет воды в нем меняется, то оно кажется голубым, то серо- стальной, то кажется такой вода черной. Берега крутые. А как красив вечерний закат. А по берегам находятся заповедные леса. Затем ученик читает стихотворение Игоря Северянина

Я с детства мечтал о Байкале,

И вот - я увидел Байкал.

Мы плыли, а гребни мелькали,

И кедры смотрели со скал.

Я множество разных историй

И песен тогда вспоминал

Про это озерное море,

Про этот священный Байкал.

Самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Работа с текстом учебника и атласом в течение 15 мин.

На доске записаны сигнальные слова: уникальность, Байкальская складчатость, эндемики, прозрачность, Сарма, Ольхон, голомянка, Байкальская нерпа, омуль, 15-20 млн. лет, кедр, лиственница, 1637 метров.

1. Первое, с чего вы должны начать - это характеристика особенностей географического положения Байкала . Для этого используя карту атласа стр.4-5 или стр. 44-45 и текст учебника стр. 216 ответьте на вопросы:

В какой части России находиться озеро?

Каково направление протяженности Байкала?

Что означает цифра 620км.?

Чем окружено озеро?

Что означает цифра 1637 м.

2 . Происхождение озера. Откройте стр. в учебнике 218 и карту атласа стр. 10.

Как образовалось озеро? Происхождение озерной котловины?

Объясните глубину озера?

Возраст Байкала?

Что происходит с озером? Какие процессы происходят в зоне разломов земной коры?

Сколько островов? Самый большой остров?

3. Особенности воды . В учебнике стр. 217

Какая вода по составу?

Главная особенность воды?

Благодаря чему вода чистая?

За сколько лет обновляется вода?

4. Климат . В учебнике стр. 218

Какая там погода?

Почему климат озера суровый?

Как называются ветра на Байкале?

Самый сильный ветер?

С какой скоростью дует?

5. Особенность животного мира. ( просмотр презентации)

В процессе просмотра презентации учащиеся записывают эндемиков Байкала.

Ребята, а сейчас с помощью атласа, учебника и вашей карты познания помогите мне дописать письмо домой. У вас на столе лежат листы с незавершенным текстом. Возьмите их и закончите написания письма.

НЕЗАВЕШЕННОЕ ПИСЬМО (работа 8 мин)

Здравствуй друг! Пишу тебе письмо с далеких краев России. Мы сейчас плывем по озеру Байкал. Озеро лежит на юге ____________ и простирается с ________на _____ на 620 км в длину и от 24 до 79 км в ширину. Оно окружено ___________________________________________

_______________________________________________________________

поднимающимися на высоту более 2 тысяч метров над его водой. В центре озера находиться самый большой остров__________________. А всего в нем ___________ островов. Глубина озера____________. Это действительно самое глубокое озера мира. Котловина озера появилась_____________. Спокоен и ласков Байкал при тихой погоде, но суров, неприступен и опасен во время шторма. Особенно свирепен ветер_______________. Он дует со скоростью ______________ и сметает все на своем пути. Всего здесь насчитывается 13 видов ветра. Это _______________________________________________________________.

Байкал называют колодцем планеты. Вода в нем ____________ и _____________. На воде Байкала все люди могут прожить 40 лет. Здесь обитают редкие виды животных и растений. Их называют _______________Это живые организмы, которые нигде больше не встречаются. Например, это_____________________________________.

Неповторимый животный и растительный мир озера делают его « музеем живых древностей».

Здесь целебный воздух, хорошая, хорошая база для отдыха. Здесь есть заповедники, которые созданы на берегах и остовах Байкала, старейшим из них является ______________________ заповедник. Но есть и проблемы, они связаны ___________________________________________

_______________________________________________________________.

Сложно будет забыть неповторимую красоту Байкала. Недаром Лев Семенович Берг назвал Байкал - это уникальное чудо природы во всех отношениях. (Один ученик читает свое письмо вслух. Учащиеся подписывают и сдают свою работу на проверку)

YI .Обобщение:

В чем уникальность озера Байкал?

Что такое эндемики?

Каких эндемиков вы сегодня узнали?

Сколько рек впадает в Байкал? Сколько рек вытекает из Байкала?

Как называется самый большой остров озера Байкал?

YI I . Рефлексия. На все ли ваши вопросы мы ответили?

С помощью, каких источников информации вы достигли своих целей?

Узнали ли вы что-то новое из нашего урока сегодня о Байкале?

YIII . Домашнее задание: параграф 39. Подготовьте к следующему уроку рекламу об озере Байкал. Разработайте памятку туристического маршрута. Небольшой проект «Создание туристической базы».

Итоги. Выставление оценок.