Традиции и обычаи проведения праздника день медведя. Конспект занятия «Медведь-священное животное народов ханты и манси. Восхваление хозяина тайги

Консультация «Праздники народов ханты и манси»

«Медвежий праздник»

В духовной культуре ханты большое значение имеет культ медведя.

По древней легенде медведь был младшим сыном Бога Торума. Поэтому он такой сильный и ловкий. Бог отправил своего сына на Землю и просил не разорять селения и не убивать оленей. Но из-за голода и нападок гнуса наказ отца был нарушен. Поэтому на медведя обрушилась кара. Зверь стал смертным, и охотники имели право убивать его за не послушание. Душа же оставалась бессмертной и должна была возвратиться к Торуму. Медведя называют еще и лесным человеком. Люди почитают его и справляют Медвежий праздник.


Народы Севера проводят древний обряд с красивым празднеством, которое длится несколько дней. Раньше такой праздник устраивали в честь убитого медведя. Длительность праздника у таких народов, как манси и ханты зависела от того, кого убили охотники. Если это был самец, то справляли самое малое 5 дней, самке - 4 дня, а медвежатам 2-3 дня. Потом праздник стали проводить не постоянно, но не менее, чем раз в семь лет. Во время проведения этого древнего и интересного обряда, проводятся традиционные ритуалы, устраиваются театрализованные представления, сопровождаемые музыкой, пением, танцами, переодеванием в различные костюмы. Есть даже особенный ритуальный танец с семью стрелами. Все дни восхваляют медведя и перекладывают вину за убийство зверя на ружье, а за поедание мяса - на ворон. Только потом варят и съедают медведя целиком.

Сам праздник начинается с инсценировки охоты с множеством правил. Для этого специально выращивают медведя до трехлетнего возраста. Затем справляют встречу. Раздается угощение. Чаще всего монеты, сладости. Наряжают и животное. На глаза и нос кладут серебряные монеты. Медведю надевают берестяной намордник. Медведица же получает на голову платок и бисерные украшения.


Поются песни с извинениями, что пришлось убить медведя. Даже приносится жертва в виде олененка. Количество песен всегда нечетное. В песнях хвалят медведя, как представителя рода целого народа.

После песнопения начинаются спортивные соревнования и драматические инсценировки. Охотники соревнуются в метком попадании стелами в цель, приготавливают медвежье мясо для обеда с соблюдением правил и ритуалов, после чего начинается трапеза. Отобедав, люди собирают все кости, чтобы захоронить в специальном месте, веря, что медведь сможет возродиться вновь.

Проводы лебедя

Тундра для ханты – это огромный, просторный чум. В ней он знает каждую равнину, сопку по известным ему приметам: шёпоту земли в полярную ночь и стужу. Северяне бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить её для будущего поколения. Осенью тундра особенно красива. Осень — это такое разноцветье красок! Это такое буйство природы! Осень будет вечно прославляться в песнях и стихах!

Мало кому известно, что у народа ханты существует кроме почитаемого дня «Ворна хатла» - «Вороньего дня», еще один праздник – Проводы Лебедя. Праздник проводы лебедя у ханты связан с наступлением зимы, окончанием сбора ягод, проводами осени.

В день праздника подъезжают к священному месту и мужчины-охотники три раза палят из ружей. Затем женщины поджигают дрова, бросают по монетке в костёр и нашёптывают песни птице.
Почитание лебедей имеет очень древние корни.

У многих народов Зауралья, например, у якутов, лебеди, являлись тотемными животными. У айнов существовали предания о происхождении человека от лебедя. У монголов считалось, что первые люди на земле были сделаны из лебединых лап. Народы Севера верили, что зимой лебеди превращаются в снег, а весной — наоборот.

Китайцы называют лебедя солнечной птицей. У славян лебединая пара — воплощение супружеской верности, красоты.

Вороний день

На Руси ворону не очень любили – считалось, что эти птицы нечистые и зловещие, питаются падалью, громко и пронзительно каркают. Предвестником смерти у многих народов слыла эта черная птица. Однако, у коренных народов Севера ворона считается птицей, несущей на хвосте весну и жизнь.

Как известно привычный для нас Новый год ханты и манси не отмечают. Для них начало года – это весна, время, когда природа пробуждается от криков первой птицы – вороны.

Ворона – первая птица, которая прилетает на Север. Она начинает вить гнезда и громко каркать, зовя весну и пробуждая природу. Более того, ворона считается покровительницей матерей и младенцев.

В этот день из детских люлек выгребали старые древесные опилки (так называемый мокрый цап, который использовался для впитывания влаги), заменяли свежими. Использованную стружку высыпали все в одно место на окраине селения под пеньком. Считалось, что ворона, прилетев с юга, садится на теплые стружки и греет лапка. Мох, на котором видели птицу, стелют в люльки под младенца.

В вороньей песне, записанной на р. Северной Сосьве есть слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся, долгоживущие мальчики пусть родятся!»


Легенды о вороне

Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.

О воронах складывались легенды. Одна, из которых гласила о том, что ворона раньше имела белый окрас, но провинилась и стала угольно-черной. Ворона жила с людьми в чуме как домашняя птица. Но наступили тяжелые времена, людям самим нечего было есть. Они выгнали ворону, и та полетела искать пропитание. Птица покружила и увидела падаль. Наклевалась вдоволь и полетела обратно к людям. Но оперение вороны поменялось и стало черным. Люди прогнали птицу, потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости опускаться нельзя.

Погнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона – первая вестница весны на Севере

Другая хантыйская легенда рассказывает о том, что ворона является прародительницей ханты. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во все горло. Полетело ее звонкое: «Кар-Кар!» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался род ханты. Люди были очень признательны вороне. И был тот день седьмым от начала месяца твердого наста. Ун кер тылыщ 7 – мет хатл».

Раньше на праздник собирались только пожилые женщины и девочки. Они готовили угощения, среди которых обязательно была густая каша-болтушка «саламат». Непременным элементом праздника были танцы. Некоторые группы хантов и манси связывали этот праздник с богиней-прародительницей Калтащь, которая определяла судьбы людей, отмечая их жизненный путь на священных бирках, помогала при родах. На женских праздниках, совершавшихся в определенных местах, часто привязывали лоскутки ткани на дерево. Целью таких праздников было стремление к благополучию, в первую очередь — забота о детях.

День оленевода

День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, связанный с их хозяйственной деятельностью Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки.
Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками ровдуги, разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени) и т. д. Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность.

Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.
Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты).
Все эти виды соревнований — мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях.

Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры — в жмурки, колечко, — имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так, например, при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки, а не по веревке.

На День оленевода готовится обычно национальные угощения (оленье мясо, строганина). Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и т. д.).


Медвежий праздник (манс. яны пике - «большие пляски», нивх, чхыф леранд - «медвежья игра») - комплекс обрядов, связанных с культом медведя. Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением. Условно медвежий праздник состоит из нескольких частей: ритуальной, с соблюдением всех правил и запретов охоты или инсценированной охоты на выращенного для этого медведя (иногда - хранение медвежьей шкуры для праздника), с соблюдением правил, запретов и ритуалов свежевания его, доставки освежеванной туши и шкуры с головой в селение, где медведя встречали как гостя, одаривали его и угощали, извинительных обрядов (отведение вины за убийство на «русское ружье», а за поедание мяса - на ворон); воспевания зверя как предка рода, фратрии или родственника (медвежий фольклор); звериных и птичьих плясок, драматических сценок и инсценировок, в некоторых случаях - и спортивных состязаний; ритуального приготовления медвежьего мяса и трапезы; обрядов захоронения костей, черепа, призванных возродить медведя; хранения шкуры, черепа, норки (части морды), губ и лап в качестве священных. Существуют мифы о том, как зародились ритуалы медвежьего праздника. В эвенкийском мифе рассказывается о девушке, которая пошла в лес, упала в берлогу к медведю и провела там зиму. Весной она вернулась к родителям и родила медвежонка, которого они воспитали. Позже девушка вышла замуж за человека и родила мальчика. Оба брата выросли и решили померяться силами. Младший брат - человек убил старшего - медведя. Умирая, медведь поведал, как надо на него охотиться и как хоронить. В мифе хантов и манси медведица, съевшая растение порше и родившая двух медвежат и девочку, говорит дочери: «Завтра придут люди. Меня, твоего брата и сестру они убьют, а тебя возьмут с собою. Когда люди будут варить мое мясо, ты, смотри, не ешь, а к ночи приходи к заднему углу дома». Так и случилось. В условленном месте девушка встретила мать-медведицу, которая три ночи наставляла ее, как надо себя вести и как поступить с мясом и костями.

Охотники
У кетов Кайгусь-медведь хочет жениться на девушке и похищает ее. Но его преследуют, он отпускает девушку и рассказывает ей, что надо делать для его возрождения после смерти. Культ медведя (особое отношение, поклонение, служение ему) характерен для всех народов Севера, медвежий праздник - лишь для части из них. Условно можно выделить три основных варианта медвежьего праздника: 1 - общего характера (условно), свойственный эвенкам, эвенам, кетам, северным якутам и др., 2 - обско-угорский (у хантов и манси), 3 - амуро-сахалинский (у нивхов, ульчей, удэгейцев, орочей, ороков). Первый вариант наиболее ярко представлен у эвенков и кетов. Он приурочен к охоте на медведя, и главное в нем - трапеза. Медвежье мясо едят ночами в течение всего праздника (до трех дней), а в промежутках между приемами пищи устраивают танцы, игры, поют. У эвенков медведя убивал старший из охотников, а свежевал свойственник (нимак). Снимая шкуру с головы медведя вместе с шейными позвонками, приговаривали: «Дед (бабка), шубу снимать станем, много муравьев бегает, они кусаться станут». Отделяли сало, делили его между семьями, тушу доставляли в селение на нартах, которые затем ломали. В селении продолжали свежевать добытого зверя: отрезали голову, вынимали легкие, сердце, печень, глаза, вырезали уши, язык, нос, половые органы (их хранили до окончания праздника). Чтобы приобрести свойства медведя, нимак - родственник охотника - съедал сырое мясо. У большого дерева разводили костры. В первый день варили шейную часть. Молодежь играла, плясала и водила хороводы. В полночь «крик ворона» возвещал начало трапезы. Ели молча у костра и расходились. На второй день варили мелко нарезанные сердце и внутренности, в других котлах - мясо. Молодежь снова развлекалась, водила хороводы. После полуночи опять раздавался «крик ворона», все отвечали «птице», мазали лица сажей и, называя друг друга оли - ворон, садились вокруг костра. Нимак раздавал ложки и пускал сосуд с сердцем и внутренностями по кругу. Медвежье мясо ели, разойдясь по чумам. На третий день продолжали варить мясо и проводили обряды с головой, половыми органами медведя, мясо с головы съедали в полночь. Череп завертывали в бересту и хоронили. Шкуру медведя получал нимак (в ответ он дарил охотнику оленя), ее окуривали и хранили в семье вместе со святынями. Лапу вешали в чуме как талисман или отдавали шаману для изготовления колотушки. У хантов и манси медвежьи праздники были не только спорадические (по случаю удачной охоты на медведя), но и периодические.

Праздник

В далеком прошлом, когда убивать медведя, предка фратрии Пор, и есть его мясо запрещалось, очевидно, проводили только периодические праздники, на которые допускали лишь членов фратрии Пор. Со временем, когда запреты ослабли, на празднике позволяли присутствовать чужеродцам, а позднее - и иноплеменникам. Для возрождения зверя и отведения вины стали добывать медведя, съедать его мясо и проводить спорадические медвежьи праздники. Периодические праздники - «медвежьи игры» - устраивали зимой в течение семи лет, с последующим семилетним перерывом. Начинались они в декабре, с периода зимнего солнцестояния, а заканчивались в марте, в период весеннего равноденствия. Сначала «играли» подряд четыре ночи, затем через 5 - 7 дней перерыва в течение января и февраля - по 1 - 2 ночи, по мере того как из окрестных селений собирался народ. В начале марта «играли» семь ночей, перед полнолунием «игры» завершались. Праздник проходил в центре фратрии Пор - д. Вежакоры на Оби. Медведя представляла его шкура, которую обычно хранили в священном амбаре. Первая часть праздника включала песни, сказания о медведе и о происхождении людей Пор, танцы предков. В «медвежьих песнях» рассказывалось о происхождении медведя, установлении обрядов. Затем следовала священная часть - «призывные песни» и «птичьи танцы», во время которых обращались к общим божествам, вызывали предков, мужчины исполняли танцы с саблями или мечами. Впрочем, песни и интерме¬дии также поручали исполнять мужчинам, одетым в специальные костюмы (лисицы, петуха, журавля и др.), с берестяными и деревянными масками на лицах. Костюмы и аксессуары праздника (сабли, мечи и др.) хранили в священном амбаре или в специальном общественном доме - «танцевальной избе». В последнюю ночь праздника разыгрывали священные представления, изображая главных духов -Большого духа, Калтащ-экву, Мир Сусне хума, исполняли посвященные им танцы. Традиционные пляски и интермедии изображали противоборство медведя, предка фратрии Пор, и Журавля, представляющего фратрию Мось.

Участники праздника

На медведя и всех присутствующих нападали также комары, филин, огненная лисица, ворон. Танец огненной лисицы исполняли в зимней одежде, к которой привязывали хвост из соломы. Во время танца хвост поджигали - это должно было привести к очищению помещения и участников праздника. Танцевали и пели под аккомпанемент пятиструнного музыкального инструмента сангулътапа. Заключительный эпизод праздника - приход семи лесных духов - мэнквов (духи фратрии Пор) за искупительной жертвой в виде двух деревянных фигурок мужчины и женщины. Их уносили в тайное святилище и сжигали. Позднее этот обряд принял форму кукольного представления. Куклы выступали антагонистами медведя, и гибель куклы, которой заканчивался спектакль, воспринималась как искупительная жертва. Если убивали медведя, то медвежий праздник обских угров длился пять ночей, если медведицу - четыре, а если медвежонка - то 2 - 3 ночи (столько же исполнялось и «медвежьих песен» в начале праздника). Спорадический праздник являлся сокращенным вариантом периодического. В нем было больше развлекательных элементов. Когда тушу медведя привозили в селение, устраивали обряд очищения: летом всех обливали водой, зимой обсыпали снегом.


Праздник проходил в доме охотника, добывшего медведя. Шкуру с головой и лапами укладывали в переднем углу на столе в жертвенной позе - голова положена на вытянутые лапы. Голову медведицы покрывали платком, на глаза клали кружки из бересты или монеты, лапы украшали кольцами, ленточками. Перед головой ставили угощения, фигурки из теста, изображавшие жертвенных оленей (раньше приносили в жертву оленей и лошадей), для окуривания - дымящуюся чагу. Все, кто приходил на празднование, кланялись медведю, целовали его лапу (женщины - через платок). На празднике пели песни о медведе, его жизни в лесу, о том, как его добывали. Важное место занимали обряды «отречения»: охотники обращались к медведю и говорили, что они не виноваты в его смерти. Сначала вина отводилась на членов фратрии Мось, позднее - на иноплеменников («виновато русское оружие»). В течение нескольких ночей исполняли медвежий фольклор, танцы, песни и представления - инсценировки в масках (тули лап). Они имели как сакральное, так и развлекательное значение. Все роли, в том числе и женские, исполняли мужчины. Женщины танцевали, закрыв от медведя лица и руки большим платком. Назидательно-сатирический характер носили сценки, изображавшие хвастунов, трусов, воров, лентяев, нерях. Объектом интермедии мог стать любой человек, в том числе присутствующий на празднике. Никто не обижался на актеров. Тем более что всем известные актеры были как бы анонимны: когда после представления и переодевания они возвращались в дом, хозяин спрашивал их: «Люди здесь веселились, где вы были весь вечер?». На что они отвечали: «Нам это совершенно не известно: мы все время крепко спали».

Кульминация праздника - представление с тряпичными куклами, укрепленными на ногах лежащего на спине артиста, либо с деревянными фигурками, которыми управлял музыкант, играющий на сангультапе. Мясо медведя ели лишь в последнюю ночь праздника. Варили его только мужчины, в особом месте и в специальных котлах. Ели руками или особыми палочками (нельзя было использовать металлические предметы), кости разделяли по суставам. Мужчины ели мясо от передней части туши, женщины - от задней. (Голову, лапы и сердце варили мужчины позже, в лесу, и ели отдельно). Во время еды каркали по-вороньи, отводя от себя вину. Говорили: «Вороны пришли, вороны едят». Очищались: обливались водой, зажигая стружки, ртом захватывали пламя, проводили руками над огнем, лезвием ножа постукивали по зубам. После этого человек с горящим трутом обходил все углы жилища и кричал по-птичьи; открывал дверь, «выгоняя» птиц на улицу, - дом очищался от нарушителей запрета. Затем гасили свет и делали вид, что засыпают. Раздавался голос: «К верхнему духу поднимается» (медведь). Кости медведя хоронили в лесу или озере, череп вешали на высокий пень или хранили завернутым в платок в священном сундуке. Амуро-сахалинский медвежий праздник также устраивали периодически или по случаю удачной охоты на медведя. Наиболее ярко он представлен у нивхов. В охоте на медведя участвовали члены рода во главе со старейшим охотником. Он садился на спину убитого медведя и кричал: «У-у-у-у!» три раза, если убит был самец, и четыре - если медведица. Чтобы задобрить зверя, в его левое ухо клали табак. Освежевав тушу, доставляли в селение - везли головой вперед, предупреждая сородичей криком. Женщины встречали медведя игрой на музыкальном бревне. Тушу клали в амбар, шкуру с головой - на помост, где уже хранились кости, черепа, половые органы добытых ранее медведей. Тут же складывали охотничье снаряжение. Ставили всевозможные угощения, жареное мясо медведя раздавали присутствующим. Трапеза сопровождалась игрой на музыкальном бревне.


Гораздо больше у амурских народов разработан ритуал периодического медвежьего праздника - с выращенным в клетке медведем, который проводили в январе - феврале, в период полнолуния. С одной стороны, он был связан с промысловым культом (сопровождался обрядом кормления хозяев земли, леса и гор), с другой - с поминками по умершему родственнику, душа которого якобы перешла в медведя. Медвежонка, найденного в лесу, выращивали три года в клетке. Хозяйка первое время даже кормила его грудью, называя «сынок». Праздник делился на несколько этапов: 1 - изготовление священных стружек инау, 2 - убиение медведя, 3 - водворение головы зверя на помост, 4 - кормление медвежьим мясом гостей, 5 - принесение в жертву собак, 6 - разъезд гостей. В назначенный день хозяин медведя наливал вино домашнему духу и обращался к нему с просьбой извинить за то, что не может больше держать медведя, хотя все время обращался с ним хорошо. Затем с гостями он шел к клетке и угощал животное. Медведя водили по селению, его радостно встречали в каждом доме, угощали рыбой, специальным студнем из рыбьей кожи, вином, кланялись ему - это должно было принести благополучие дому. Под звуки музыкального бревна все плясали, пантомимой изображая будущее путешествие медведя к прародителям. Убивал медведя зять (или зятья) на специально подготовленной площадке («стрельбище»). Медведя свежевали, шкуру с головой спускали в дом через дымовое отверстие. В жертву приносили собак. Начинали угощаться приготовленными блюдами. Между трапезами устраивали танцы, гонки на собаках, фехтование на палках, стрельбу из луков, женщины играли на музыкальном бревне. На огне, разведенном с помощью родового огнива, варили медвежье мясо, вынимали его специальным черпаком с изображением медведя, подавали в деревянных ковшах, сделанных к празднованию. Медвежью голову и мясо украшали стружками инау. Кости собирали и отдавали хозяевам, прикрепляя к ним какой-либо дар (копье, нож, ремень, даже собак, женщины - чашку с едой). Все дары вместе с костями якобы отсылались «лесным людям» - медведям. Перед окончанием праздника старики сидели целую ночь около черепа медведя, ели ритуальные кушанья и разговаривали с ним. Черепа хранили в амбаре или на дереве, весной и осенью, начиная промысел, «кормили» их. Медвежий праздник народов Севера соединил в себе элементы тотемизма (обряды возрождения медведя - предка и хозяина зверей) и промыслового культа. В нем также нашел отражение широко распространенный миф об умирающем и воскресающем звере.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

МЕДВЕЖИЙ ПРАЗДНИК - комплекс обрядов, связанных с культом медведя. Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением и связаны с представлениями о медведе как священном звере.

4 слайд

Описание слайда:

Условно медвежий праздник состоит из нескольких частей: охота или инсценированная охота на выращенного для этого медведя с соблюдением правил, запретов и ритуалов – свежевание, доставка туши или шкуры с головой в селение; встреча медведя как гостя, одаривание (и угощение); извинительные обряды (отведение вины за убийство на «русское ружье», а за поедание мяса – на ворон), воспевание его как предка рода, фратрии Мось или родственника (медвежий фольклор), звериные и птичьи пляски (предков родов или в подражание медведю), драм. сценки и инсценировки, в некоторых случаях и спорт. состязания; ритуальное приготовление медвежьего мяса и трапеза, сбор, захоронение костей, черепа и др. обряды, призванные возродить медведя, хранение шкуры, черепа, норки (части морды), губ и пр. в качестве священных.

5 слайд

Описание слайда:

Мифы В эвенкии рассказывается о девушке, которая шла в лес, упала в нору к медведю и провела там зиму. Весной она вернулась к родителям и родила медвежонка, которого они воспитали. Затем она вышла замуж за человека и родила мальчика. Оба брата выросли и решили померяться силами. Младший брат убил старшего – медведя. Умирая, медведь завещал, как надо на него охотиться и как хоронить. У хантов и манси медведица, съевшая растение порих и родившая двух медвежат и девочку, говорит дочери: «Завтра придут люди. Меня, твоего брата и сестру они убьют, а тебя возьмут с собой. Когда люди будут варить мое мясо, ты, смотри, не ешь, а к ночи приходи к заднему углу дома». В условленном месте девушка встретила мать-медведицу, которая в течение 3 ночей наставляла ее, как надлежит себя вести и как поступить с мясом и костями. У кетов Кайгусь-медведь хочет жениться на девушке и похищает ее. Но его преследуют, он отпускает девушку и наказывает ей, что надо делать для его возрождения после смерти.

6 слайд

Описание слайда:

Ярко представлен медвежий праздник у нивхов Охотились на медведя члены рода во главе со старейшим охотником. Он садился на спину убитого медведя и кричал: «У-у-у-у!» 3 раза, если это был самец, 4 – если медведица. Чтобы задобрить, в левое ухо медведю клали табак. Освежевав, доставляли в селение – везли головой вперед, предупреждая сородичей криком. Женщины встречали медведя игрой на муз. бревне. Тушу заносили в амбар, шкуру с головой – на помост, где уже хранились кости, черепа, половые органы добытых ранее медведей. Тут же складывали охотничье снаряжение. Ставили угощение, в т.ч. жареное мясо медведя, которое раздавали присутствующим. Трапеза проходила с муз. сопровождением.

7 слайд

Описание слайда:

Гораздо больше у амурских народов разработан ритуал медвежьего праздника с выращенным в клетке медведем. Медвежий праздник проходил в января – февраля, в период полнолуния, в течение 15 дней. С одной стороны, он был связан с промысловым культом (сопровождался обрядом кормления хозяев земли, леса и гор), с другой – с поминками по умершему родственнику. Медвежонка, найденного в лесу, 3 года выращивали в клетке. Хозяйка первое время даже кормила его грудью, называя «сынок». Медвежий праздник устраивался в память умершего родственника хозяина – по поверью, после смерти его душа перешла в медведя.

8 слайд

Описание слайда:

Праздник делился на несколько этапов: изготовление священных стружек (инау); убиение медведя; водворение головы медведя на помост; угощение медвежьим мясом гостей; приношение в жертву собак; разъезд гостей

9 слайд

Описание слайда:

В назначенный день хозяин медведя лил вино домашнему духу и обращался к нему с просьбой извинить их: они не могут больше держать медведя, хотя все время обращались с ним хорошо. Он с гостями шел к клетке и угощал медведя, разливал перед ним вино. Женщины плясали перед клеткой, а вскормившая медведя хозяйка плачем и особым танцем выражала свою печаль. Медведя водили по селению, его радостно встречали в каждом доме, угощали рыбой, спец. студнем из рыбьей кожи, вином, кланялись ему – это должно было принести благополучие дому. Под звуки муз. бревна все плясали, изображая пантомимой будущее путешествие медведя к прародителям. У последнего дома начинались проводы медведя: на него, как на умершего человека, надевали 2 пояса, сплетенные из травы, к ним привязывали «дорожное продовольствие» и «дорожные предметы» (корни, клубни растений, ягоды, мешочки с табаком и др.).

10 слайд

Описание слайда:

Убивал медведя зять (или зятья). Это происходило на специально подготовленной площадке (стрельбище), огороженной обрубленными елочками и украшенной стружками. Медведя привязывали к резным столбам. Хозяин обращался к нему: «Теперь мы устраиваем большое пиршество в твою честь; не пугайся, мы не будем вредить тебе, мы только убьем тебя и пошлем к Хозяину леса, который тебя любит. Мы собираемся дать тебе еду, лучшую, какую ты когда-либо ел у нас, мы все будем плакать по тебе. Человек, который убьет тебя, – лучший стрелок среди нас, он плачет и просит твоего прощения. Ты ничего почти не почувствуешь, это будет сделано быстро. Мы же не можем кормить тебя вечно, ты сам понимаешь. Мы сделали для тебя все, что могли, а теперь твоя очередь позаботиться о нас – попроси Хозяина, чтобы послал на зиму побольше выдр, соболей, а на лето – тюленей и рыб в изобилии, не забудь нашей услуги. Мы очень любим тебя, и наши дети тебя никогда не забудут…»

11 слайд

Описание слайда:

Площадку и угощение готовила семья, вырастившая медведя. Тушу свежевали, шкуру с головой спускали в дом через дымовое отверстие на длинном шесте и клали на собачий помост. В жертву приносили собак. Между трапезами продолжались танцы, гонки на собаках, фехтование на палках, стрельба из луков, женщины играли на муз. бревне. Медвежье мясо варили на огне, разведенном родовым огнивом, подавали в спец. деревянных ковшах, к-рые делали к каждому празднику, вынимали также спец. ложкой-черпаком с вырезанным изображением медведя. Медвежью голову и мясо украшали стружками инау. Все кости собирали и отдавали хозяевам, прикрепляя к ним к.-л. дар (копье, нож, ремень, даже собак, женщины – чашку с едой). Они якобы отсылались «лесным людям» – медведям. Накануне окончания М.п. старики сидели всю ночь около черепа медведя, ели ритуальные кушанья и вели беседу с медведем.

12 слайд

Описание слайда:

Медвежьи черепа хранили в амбаре или на дереве, весной и осенью в связи с промыслами «кормили» их (ороки и орочи предварительно чернили череп). Рядом ставили елки по числу убитых медведей. Под звуки музыкального бревна в амбар водворяли нов. череп, ставили перед ним еду, говорили слова прощания. Медвежий праздник народов Севера соединил в себе элементы тотемизма (обряды возрождения медведя-предка и хозяина зверей) и промысловых обрядов. В нем также нашел отражение широко распространен у северных народов миф об умирающем и воскресающем звере.

13 слайд

Описание слайда:

Нивхский праздник – это яркое воплощение народной духовности. В основе праздничного ритуала лежит мифология магии. В сопоставлении с праздничной других народов Амура и Сахалина нивхские праздники имеют как сходные с ними, так и только им присущие самобытные черты.

   (манс. яны йикв - «большие пляски», нивх. чхыф леранд - «медвежья игра») - комплекс обрядов, связанных с культом медведя. Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением. Условно медвежий праздник состоит из нескольких частей: ритуальной, с соблюдением всех правил и запретов охоты или инсценированной охоты на выращенного для этого медведя (иногда - хранение медвежьей шкуры для праздника), с соблюдением правил, запретов и ритуалов свежевания его, доставки освежеванной туши и шкуры с головой в селение, где медведя встречали как гостя, одаривали его и угощали, извинительных обрядов (отведение вины за убийство на «русское ружье», а за поедание мяса - на ворон); воспевания зверя как предка рода, фратрии или родственника (медвежий фольклор); звериных и птичьих плясок, драматических сценок и инсценировок, в некоторых случаях - и спортивных состязаний; ритуального приготовления медвежьего мяса и трапезы; обрядов захоронения костей, черепа, призванных возродить медведя; хранения шкуры, черепа, норки (части морды), губ и лап в качестве священных.

Существуют мифы о том, как зародились ритуалы медвежьего праздника. В эвенкийском мифе рассказывается о девушке, которая пошла в лес, упала в берлогу к медведю и провела там зиму. Весной она вернулась к родителям и родила медвежонка, которого они воспитали. Позже девушка вышла замуж за человека и родила мальчика. Оба брата выросли и решили померяться силами. Младший брат - человек убил старшего - медведя. Умирая, медведь поведал, как надо на него охотиться и как хоронить. В мифе хантов и манси медведица, съевшая растение порих и родившая двух медвежат и девочку, говорит дочери: «Завтра придут люди. Меня, твоего брата и сестру они убьют, а тебя возьмут с собою. Когда люди будут варить мое мясо, ты, смотри, не ешь, а к ночи приходи к заднему углу дома». Так и случилось. В условленном месте девушка встретила мать-медведицу, которая три ночи наставляла ее, как надо себя вести и как поступить с мясом и костями. У кетов Кайгусь-медведь хочет жениться на девушке и похищает ее. Но его преследуют, он отпускает девушку и рассказывает ей, что надо делать для его возрождения после смерти.

  Культ медведя (особое отношение, поклонение, служение ему) характерен для всех народов Севера, медвежий праздник - лишь для части из них. Условно можно выделить три основных варианта медвежьего праздника: 1 - общего характера (условно), свойственный эвенкам , эвенам , кетам , северным якутам и др., 2 - обско-угорский (у хантов и манси), 3 - амуро-сахалинский (у нивхов , ульчей , удэгейцев , орочей , ороков).

Первый вариант наиболее ярко представлен у эвенков и кетов. Он приурочен к охоте на медведя, и главное в нем - трапеза. Медвежье мясо едят ночами в течение всего праздника (до трех дней), а в промежутках между приемами пищи устраивают танцы, игры, поют.

У эвенков медведя убивал старший из охотников, а свежевал свойственник (нимак). Снимая шкуру с головы медведя вместе с шейными позвонками, приговаривали: «Дед (бабка), шубу снимать станем, много муравьев бегает, они кусаться станут». Отделяли сало, делили его между семьями, тушу доставляли в селение на нартах, которые затем ломали. В селении продолжали свежевать добытого зверя: отрезали голову, вынимали легкие, сердце, печень, глаза, вырезали уши, язык, нос, половые органы (их хранили до окончания праздника). Чтобы приобрести свойства медведя, нимак - родственник охотника - съедал сырое мясо.

  У большого дерева разводили костры. В первый день варили шейную часть. Молодежь играла, плясала и водила хороводы. В полночь «крик ворона» возвещал начало трапезы. Ели молча у костра и расходились. На второй день варили мелко нарезанные сердце и внутренности, в других котлах - мясо. Молодежь снова развлекалась, водила хороводы. После полуночи опять раздавался «крик ворона», все отвечали «птице», мазали лица сажей и, называя друг друга оли - ворон, садились вокруг костра. Нимак раздавал ложки и пускал сосуд с сердцем и внутренностями по кругу. Медвежье мясо ели, разойдясь по чумам. На третий день продолжали варить мясо и проводили обряды с головой, половыми органами медведя, мясо с головы съедали в полночь. Череп завертывали в бересту и хоронили. Шкуру медведя получал нимак (в ответ он дарил охотнику оленя), ее окуривали и хранили в семье вместе со святынями. Лапу вешали в чуме как талисман или отдавали шаману для изготовления колотушки.

У хантов и манси медвежьи праздники были не только спорадические (по случаю удачной охоты на медведя), но и периодические. В далеком прошлом, когда убивать медведя, предка фратрии Пор, и есть его мясо запрещалось, очевидно, проводили только периодические праздники, на которые допускали лишь членов фратрии Пор. Со временем, когда запреты ослабли, на празднике позволяли присутствовать чужеродцам, а позднее - и иноплеменникам. Для возрождения зверя и отведения вины стали добывать медведя, съедать его мясо и проводить спорадические медвежьи праздники.

Периодические праздники - «медвежьи игры» - устраивали зимой в течение семи лет, с последующим семилетним перерывом. Начинались они в декабре, с периода зимнего солнцестояния, а заканчивались в марте, в период весеннего равноденствия. Сначала «играли» подряд четыре ночи, затем через 5-7 дней перерыва в течение января и февраля - по 1-2 ночи, по мере того как из окрестных селений собирался народ. В начале марта «играли» семь ночей, перед полнолунием «игры» завершались.

  Праздник проходил в центре фратрии Пор - д. Вежакоры на Оби. Медведя представляла его шкура, которую обычно хранили в священном амбаре. Первая часть праздника включала песни, сказания о медведе и о происхождении людей Пор, танцы предков. В «медвежьих песнях» рассказывалось о происхождении медведя, установлении обрядов. Затем следовала священная часть - «призывные песни» и «птичьи танцы», во время которых обращались к общим божествам, вызывали предков, мужчины исполняли танцы с саблями или мечами. Впрочем, песни и интермедии также поручали исполнять мужчинам, одетым в специальные костюмы (лисицы, петуха, журавля и др.), с берестяными и деревянными масками на лицах. Костюмы и аксессуары праздника (сабли, мечи и др.) хранили в священном амбаре или в специальном общественном доме - «танцевальной избе». В последнюю ночь праздника разыгрывали священные представления, изображая главных духов - Большого духа, Калтащ-экву, Мир Сусне хума, исполняли посвященные им танцы. Традиционные пляски и интермедии изображали противоборство медведя, предка фратрии Пор, и Журавля, представляющего фратрию Мось. На медведя и всех присутствующих нападали также комары, филин, огненная лисица, ворон. Танец огненной лисицы исполняли в зимней одежде, к которой привязывали хвост из соломы. Во время танца хвост поджигали - это должно было привести к очищению помещения и участников праздника. Танцевали и пели под аккомпанемент пятиструнного музыкального инструмента сангультапа. Заключительный эпизод праздника - приход семи лесных духов - мэнквов (духи фратрии Пор) за искупительной жертвой в виде двух деревянных фигурок мужчины и женщины. Их уносили в тайное святилище и сжигали. Позднее этот обряд принял форму кукольного представления. Куклы выступали антагонистами медведя, и гибель куклы, которой заканчивался спектакль, воспринималась как искупительная жертва.

Если убивали медведя, то медвежий праздник обских угров длился пять ночей, если медведицу - четыре, а если медвежонка - то 2-3 ночи (столько же исполнялось и «медвежьих песен» в начале праздника). Спорадический праздник являлся сокращенным вариантом периодического. В нем было больше развлекательных элементов. Когда тушу медведя привозили в селение, устраивали обряд очищения: летом всех обливали водой, зимой обсыпали снегом. Праздник проходил в доме охотника, добывшего медведя. Шкуру с головой и лапами укладывали в переднем углу на столе в жертвенной позе - голова положена на вытянутые лапы. Голову медведицы покрывали платком, на глаза клали кружки из бересты или монеты, лапы украшали кольцами, ленточками. Перед головой ставили угощения, фигурки из теста, изображавшие жертвенных оленей (раньше приносили в жертву оленей и лошадей), для окуривания - дымящуюся чагу. Все, кто приходил на празднование, кланялись медведю, целовали его лапу (женщины - через платок). На празднике пели песни о медведе, его жизни в лесу, о том, как его добывали. Важное место занимали обряды «отречения»: охотники обращались к медведю и говорили, что они не виноваты в его смерти. Сначала вина отводилась на членов фратрии Мось, позднее - на иноплеменников («виновато русское оружие»). В течение нескольких ночей исполняли медвежий фольклор, танцы, песни и представления - инсценировки в масках (тули лап). Они имели как сакральное, так и развлекательное значение. Все роли, в том числе и женские, исполняли мужчины. Женщины танцевали, закрыв от медведя лица и руки большим платком. Назидательносатирический характер носили сценки, изображавшие хвастунов, трусов, воров, лентяев, нерях. Объектом интермедии мог стать любой человек, в том числе присутствующий на празднике. Никто не обижался на актеров. Тем более что всем известные актеры были как бы анонимны: когда после представления и переодевания они возвращались в дом, хозяин спрашивал их: «Люди здесь веселились, где вы были весь вечер?» На что они отвечали: «Нам это совершенно не известно: мы все время крепко спали».

Кульминация праздника - представление с тряпичными куклами, укрепленными на ногах лежащего на спине артиста, либо с деревянными фигурками, которыми управлял музыкант, играющий на сангультапе. Мясо медведя ели лишь в последнюю ночь праздника. Варили его только мужчины, в особом месте и в специальных котлах. Ели руками или особыми палочками (нельзя было использовать металлические предметы), кости разделяли по суставам. Мужчины ели мясо от передней части туши, женщины - от задней. (Голову, лапы и сердце варили мужчины позже, в лесу, и ели отдельно). Во время еды каркали по-вороньи, отводя от себя вину. Говорили: «Вороны пришли, вороны едят». Очищались: обливались водой, зажигая стружки, ртом захватывали пламя, проводили руками над огнем, лезвием ножа постукивали по зубам. После этого человек с горящим трутом обходил все углы жилища и кричал поптичьи; открывал дверь, «выгоняя» птиц на улицу, - дом очищался от нарушителей запрета. Затем гасили свет и делали вид, что засыпают. Раздавался голос: «К верхнему духу поднимается» (медведь). Кости медведя хоронили в лесу или озере, череп вешали на высокий пень или хранили завернутым в платок в священном сундуке.

Амуро-сахалинский медвежий праздник также устраивали периодически или по случаю удачной охоты на медведя. Наиболее ярко он представлен у нивхов. В охоте на медведя участвовали члены рода во главе со старейшим охотником. Он садился на спину убитого медведя и кричал: «У-у-у-у!» три раза, если убит был самец, и четыре - если медведица. Чтобы задобрить зверя, в его левое ухо клали табак. Освежевав тушу, доставляли в селение - везли головой вперед, предупреждая сородичей криком. Женщины встречали медведя игрой на музыкальном бревне. Тушу клали в амбар, шкуру с головой - на помост, где уже хранились кости, черепа, половые органы добытых ранее медведей. Тут же складывали охотничье снаряжение. Ставили всевозможные угощения, жареное мясо медведя раздавали присутствующим. Трапеза сопровождалась игрой на музыкальном бревне.

Гораздо больше у амурских народов разработан ритуал периодического медвежьего праздника - с выращенным в клетке медведем, который проводили в январе-феврале, в период полнолуния. С одной стороны, он был связан с промысловым культом (сопровождался обрядом кормления хозяев земли, леса и гор), с другой - с поминками по умершему родственнику, душа которого якобы перешла в медведя.

Медвежонка, найденного в лесу, выращивали три года в клетке. Хозяйка первое время даже кормила его грудью, называя «сынок». Праздник делился на несколько этапов: 1 - изготовление священных стружек инау, 2 - убиение медведя, 3 - водворение головы зверя на помост, 4 - кормление медвежьим мясом гостей, 5 - принесение в жертву собак, 6 - разъезд гостей.

В назначенный день хозяин медведя наливал вино домашнему духу и обращался к нему с просьбой извинить за то, что не может больше держать медведя, хотя все время обращался с ним хорошо. Затем с гостями он шел к клетке и угощал животное. Медведя водили по селению, его радостно встречали в каждом доме, угощали рыбой, специальным студнем из рыбьей кожи, вином, кланялись ему - это должно было принести благополучие дому. Под звуки музыкального бревна все плясали, пантомимой изображая будущее путешествие медведя к прародителям.

Убивал медведя зять (или зятья) на специально подготовленной площадке («стрельбище»). Медведя свежевали, шкуру с головой спускали в дом через дымовое отверстие. В жертву приносили собак. Начинали угощаться приготовленными блюдами. Между трапезами устраивали танцы, гонки на собаках, фехтование на палках, стрельбу из луков, женщины играли на музыкальном бревне. На огне, разведенном с помощью родового огнива, варили медвежье мясо, вынимали его специальным черпаком с изображением медведя, подавали в деревянных ковшах, сделанных к празднованию. Медвежью голову и мясо украшали стружками инау. Кости собирали и отдавали хозяевам, прикрепляя к ним какой-либо дар (копье, нож, ремень, даже собак, женщины - чашку с едой). Все дары вместе с костями якобы отсылались «лесным людям» - медведям. Перед окончанием праздника старики сидели целую ночь около черепа медведя, ели ритуальные кушанья и разговаривали с ним.

Черепа хранили в амбаре или на дереве, весной и осенью, начиная промысел, «кормили» их.

Медвежий праздник народов Севера соединил в себе элементы тотемизма (обряды возрождения медведя - предка и хозяина зверей) и промыслового культа. В нем также нашел отражение широко распространенный миф об умирающем и воскресающем звере.

статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"

Для народов Севера медведь - не просто зверь, живущий с ними на одной территории. Это - прародитель, покровитель удачной охоты, гарант сытости и благополучия рода. До сих пор обряды, связанные с поклонением медведю, остаются самыми живыми и красочными, хотя они почти утратили свое сакральное значение. У разных народов существуют схожие мифы, объясняющие ритуалы медвежьего праздника.

Эвенкийская легенда прямо связывает людей с медведями родственными узами. Молодая девушка как-то провалилась в берлогу и провела там всю зиму. Весной она вернулась домой и вскоре родила медвежонка. Он вырос в человеческой семье, а позже у него появился брат - настоящий человеческий сын. Когда братья выросли, они решили помериться силами, и младший убил старшего. Перед смертью медведь рассказал людям, как надо на него охотиться, как хоронить и тем самым установил порядок обрядовых действий, направленных на почитание его как священного предка и покровителя.

Обряд медвежьего праздника у эвенков приурочен ко времени охоты на медведя. Тушу зверя, убитого главным охотником, доставляют в селение, свежуют в строго определенном порядке, делят между семьями. Череп хоронят, а лапа отдается шаману или остается в чуме как талисман. Главная часть праздника - трапеза, которая осуществляется только по ночам на протяжении нескольких суток, во время еды эвенки хранят полное молчание, а в промежутке водят хороводы, устраиваются танцы и игры. В первый день варят шейную часть, во второй - мелко нарезанные сердце и внутренности, в третий - голову, мясо с которой съедается в полночь. Чтобы сложить с себя вину за поедание медвежьего мяса, во время еды следует притвориться воронами: испачкать лица сажей, называть друг друга оли (ворон), к еде тоже призывает ритуальный крик ворона. Такое поведение должно ввести медведя в заблуждение, он не будет сердиться и не отвернется от рода.

Периодические медвежьи игры у народов ханты и манси - более архаичный вариант праздника, который сегодня вряд ли встретишь в первозданном виде. Его проводили каждые семь лет, делая потом семилетний перерыв. Эти «медвежьи игры» начинались в декабре, в день зимнего солнцестояния, а заканчивались в марте, в период весеннего равноденствия. Главным действующим лицом был медведь, представленный своей шкурой, которую хранили в священном амбаре вместе с костюмами и всеми необходимыми аксессуарами.

Первая часть праздника была вступительной. В это время исполнялись песни и сказания о медведе и происхождении людей, об установлении обрядов.

Только после этого начиналась основная часть, когда люди обращались к божествам, вызывали предков, исполняли ритуальные танцы с саблями и мечами. Актерами бывали мужчины, одетые в специальные костюмы, с масками на лицах - они изображали животных и птиц. Кульминация праздника наступала в последнюю ночь: разыгрывались священные представления, изображающие противоборство медведя с другими животными, покровителями соседних племен. Особенно красочное зрелище представлял собой танец огненной лисицы, который можно видеть и в современных праздниках. Лисицу играл танцор в зимней одежде с соломенным хвостом. Когда хвост поджигали, через сакральный огонь очищалось помещение и все участники праздника.
Праздник заканчивался жертвоприношением двух деревянных кукол, «враждебных» медведю: лесные духи уносили их с собой и сжигали в тайном святилище.

Для другого варианта медвежьего праздника зверя специально выращивали несколько лет. Хотя его и держали в клетке, обращались с ним хорошо, маленького медвежонка хозяйка даже кормила грудью, называя «сынок». Когда приходил назначенный час, медведя водили по селу, в каждом доме его встречали как гостя, угощали специально приготовленными вкусностями - рыбой, студнем, вином, кланялись ему и плясали.

После оказанных ему почестей медведя убивали в предназначенном для этого месте, с соблюдением всех ритуалов, свежевали. Чтобы «замести следы», шкуру и голову не вносили в дом через дверь, а спускали через дымовое отверстие. Медвежье мясо готовили на огне, разведенном с помощью родового огнива, использовали специальную посуду с изображением медведя. Тотемное животное не только убивали и обманывали, но и задабривали: украшали его голову, оставшиеся от трапезы кости собирали и вместе с подарками отправляли медведям в лес. Особое значение придавалось черепу медведя: во время трапезы его помещали рядом со стариками, и они всю ночь разговаривали с ним. Черепа, собранные за много лет, хранили в амбаре, перед началом охоты на медведя их задабривали едой и подарками.

C научной точки зрения, в медвежьем празднике амурских народов отразился миф об умирающем и воскресающем божественном предке. Он возник много столетий назад, соединив в себе элементы тотемизма и промыслового культа. И хотя в современной жизни амурских племен медведь не может играть такой важной роли, как в древности, сохранение обрядов и праздников - важный фактор развития туризма, который может стать основой финансового благополучия края и с успехом заменить процветавшую когда-то охоту на этого удивительного зверя.